Мастер-класс «Мини-музей как средство познавательного и творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
статья

Савичева Наталья Николаевна

Успешное развитие познавательных и творческих способностей ребёнка дошкольного возраста будет возможным, если совместную деятельность детей и взрослых организовать правильно, заинтересовать, дать положительную установку на познание чего-то нового, увлекательного, неизвестного.

В связи с этим возникла необходимость внедрения в нашу работу такой инновационной формы, как музейная педагогика для познавательного и творческого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klass_mini_muzey_2024.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сампурский филиал МБДОУ «Детский сад «Березка»

Мастер-класс

 «Мини-музей как средство познавательного и творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Воспитатель:

 Савичева Наталья Николаевна

с. Сампур - 2024г.

Детский дошкольный возраст- это возрастной этап, который определяет дальнейшее развитие ребенка. В этом возрасте обогащается речь, расширяются представления о разнообразии окружающего мира.

       Наблюдения показали, что творческие способности ребёнка ярко могут проявиться в дошкольный период. Дети с большим увлечением могут создать интересный продукт своей деятельности в виде изделия из пластилина, рисунка, аппликации или модели из конструктора.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, одним из основных принципов является решение задач: развитие, воспитание и обучение ребёнка на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей; формирование познавательных интересов дошкольника в различных видах деятельности.

В дошкольном периоде у ребёнка хорошо развиты воображение и фантазия, которые помогают ему осваивать историко-культурные ценности, накопленные эпохами, по-своему проникнуться в истоки прошлого. Поэтому дошкольный возраст вполне можно рассматривать, как первую ступень по ознакомлению с историко-культурными ценностями. 

     

Федеральный государственный стандарт ставит задачу и о самореализации дошкольника, активное вовлечение ребёнка в исследовательский поиск, об установке тесных отношений с обществом, его культурой и историей. Так же повысились требования к созданию развивающей предметно – пространственной среды в дошкольных учреждениях.       

Успешное развитие познавательных и творческих способностей ребёнка дошкольного возраста будет возможным, если совместную деятельность детей и взрослых организовать правильно, заинтересовать, дать положительную установку на познание чего-то нового, увлекательного, неизвестного.

В связи с этим возникла необходимость внедрения в нашу работу такой инновационной формы, как музейная педагогика для познавательного и творческого развития детей.

Цель нашей работы заключается в расширении образовательного пространства, развитии интереса, познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка посредством музейной педагогики.

           Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формирование у дошкольников представления о музее,  ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим.
2.
 Обогащение  развивающей предметно-пространственной  среды  ДОУ.
3.Развитие познавательных и творческих способностей детей.

  1. Расширение кругозора детей.
  2. Формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за родной край, страну.

 6. Формирование системы ценностей ребёнка в приобщении к историческому, культурному и природному наследию.

            7. Формирование предпосылок для самостоятельной          исследовательской   деятельности.                

                                                                       

        Детям тема коллекционирования очень близка и понятна. Поэтому какие бы цели не ставили взрослые  при работе над мини-музеями,  главной  остаётся: повышение у детей интереса в потребности и способности самостоятельно осваивать окружающий мир.

Роль мини-музеев неоценимо велика, т.к. дает возможность приобщать дошкольников к миру музейных ценностей, развивать эстетический вкус.  В ходе работы по конкретной теме, у ребенка формируется высокая познавательная мотивация, возможность самовыражения. Дети становятся творцами, открывателями, исследователями.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской и поисковой деятельности;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; - раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- воспитывать такие качества личности, как: инициативность, самостоятельность, активность;

 - объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах;

- организовать интересные нетрадиционные формы учебной и совместной с педагогом деятельности детей;

- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...

Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения

Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовател...

Мини-музеи как средство познавательного и творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ОД.

   Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста всегда вызывает интерес ученых, исследователей , психологов.В реферате отражена тема знакомства детей дошкольного воз...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...