ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
рабочая программа (старшая группа)
«Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobr.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
по теме: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»
с. Улаган, 2022г.
План по самообразованию
«Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
(Китайское изречение)
Актуальность. В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.
У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Ожидаемые результаты: В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Перспективное планирование по теме самообразования
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь-октябрь |
| Октябрь | |
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Сентябрь-октябрь Сентябрь Октябрь
Январь
Февраль Февраль Март Март Март Апрель Апрель Март-май |
Работа с родителями |
| Октябрь |
| Ноябрь | |
| Декабрь | |
| Март | |
| Май | |
Работа с педагогами | 1.Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | Декабрь |
Посещение НОД у воспитателей ДОУ «Посадка цветов». | Май |
Список используемой литературы:
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 20045.
6.Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: Сфера, 2016.
10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
11.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыты и экспериментирование.
Данный материал раскрывает многогранность весенних явлений в природе и жизни человека....
Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...
Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...
картотека опытов по экспериментированию
В картотеке представлены опыты, при помощи которых воспитатель может в более доступной форме объяснить ребёнку суть природных явлений и закономерностей....
Картотека опытов по экспериментированию в разных возрастных группах
Картотека опытов иэкспериментов для дошкольников....
опыты и экспериментирование в подготовительной группе ДОУ
Файл содержит картотеку опытов и экспериментов на разные темы, явления природы в разные времена года. картотека разбита на разделы вода, воздух,звук, песок и почва, растения....
презентация "Опыты и экспериментирование"
презентация для педагогов ДОУ...