Выступление на пед.совете «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня детей среднего возраста»
материал (средняя группа)
Цель физкультурной – оздоровительной работы в нашей группе: содействовать укреплению общего здоровья детей и совершенствовать функциональные возможности детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_no2_fizkulturno_-ozdorovitelnye_meropriyatiya.docx | 222.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»
дошкольное отделение детский сад №51
Выступление на педсовете:
«Физкультурно -оздоровительные мероприятия
в режиме дня детей среднего возраста»
(из опыта работы)
Подготовила и провела:
Богоявленская Ирина Александровна
воспитатель
I квалификационная категория
п. Горки-10, 2022г.
Забота о здоровье — это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
(В. А. Сухомлинский)
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.
По моим наблюдениям, большая проблема заключается в том, что современные дети все меньше двигаются и все больше проявляют интерес к различным гаджетам, которые не требуют активных движений. В то время, как наши дошкольники должны двигаться не менее 50-60% всего периода бодрствования.
Как привить современному ребенку любовь к движению? В этом немалая роль принадлежит детскому саду, в котором ребенок находится большую часть своей времени.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Цель физкультурной – оздоровительной работы в нашей группе: содействовать укреплению общего здоровья детей и совершенствовать функциональные возможности детского организма.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Подобрать содержание физкультурных занятий/упражнений в режиме дня с оздоровительной направленностью.
2. Проводить физкультурные мероприятия в режиме дня, задействуя разные группы мышц.
3. Проводить работу с родителями (мастер-классы по изготовлению спортивного оборудования, консультации по его применению, консультации о важности физкультурно-оздоровительной работы в жизни детей).
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы:
- Физкультурные занятия
- Утренняя гимнастика
- Физкультминутки
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Зрительная гимнастика
- Гигиенические процедуры
- Закаливающие процедуры
- Прогулка
- Подвижные игры на прогулке
- Гимнастика пробуждения
Каждый день начинается с проветривания группы.
Утренняя гимнастика — это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.
По режимному моменту начинаем утреннюю гимнастику, летом гимнастика проводится на улице, а в холодное время года в группе. Очень важно чтобы дети присутствовали на зарядке, утренняя зарядка пробуждает организм ребенка и настраивает ребенка на целый день.
На каждом занятии в процессе ОД с детьми прово-жу физкультминутки, их цель – поддержание умствен-ной работоспособности детей на достаточно высоком уровне, эмоциональные разрядки, релаксация.
Физкультминутки стараюсь подбирать таким образом, чтоб они перекликались с темой занятия. Например: 4 неделя сентября – тематическая неделя «Правила дорожного движения» - выполняли физкультминутку «Постовой».
Постовой стоит упрямый (Дети шагают на месте).
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз).
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой).
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны).
Посмотрите, улыбнулся (Руки на пояс).
Приглашает нас идти (Шагаем на месте).
Вы машины, не спешите (Хлопки руками).
Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте).
Провожу пальчиковую гимнастику — это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.
Пример упражнения:
«В гости к пальчику большому…»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
В гости к пальчику большому (Выставляют вверх большие пальцы).
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, (Названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок (Пальцы сжимают в кулак).
Постучался о порог. (Кулачками стучат друг о дружку).
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (Ритмично сжимают пальцы на обеих руках).
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.
Пример упражнения:
«Лягушка и слоник»
На «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет «два» - сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения «Лягушка»-«Слоник» под счет «раз-два». Повторить 5-6 раз.
Гимнастика для глаз — это упражнения для снятия глазного напряжения.
Пример упражнения:
«Поиграем с игрушками».
Цель: снятия зрительного напряжения.
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка.
- Посмотрите, какая красивая игрушка (каждый смотрит на свою игрушку в течение 2-3 с).
- Посмотрите, какая у меня игрушка (дети в течение 2—3 с смотрят на игрушку в руках у воспитателя).
Дыхательную гимнастику провожу на соответствующих занятиях, или ежедневно во время режимных моментов.
Пример упражнения:
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос.
Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох)
Качели вниз (выдох)
Крепче ты, дружок, держись.
Так же стараюсь прививать культурно -гигиенические навыки детям. После прогулки, после посещения туалета, перед каждым приемом пищи дети моют руки с мылом.
После приема пищи руки и лицо моют чистой водой.
По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается полотенцем; так же провожу воздушные и солнечные ванны (стараюсь следить за тем, чтобы одежда детей соответствовала температуре воздуха и погодным явлениям).
На прогулку дети одеваются по алгоритму, который размещен в шкафчике каждого ребенка на видном месте (Проект «Кайдзен технологии). Цель этого алгоритма упорядочить процесс одевания и максимально снизить риск перегревания детей.
На ежедневных прогулках с детьми организую различные подвижные игры. С отстающими детьми по физической культуре провожу индивидуальную работу – отрабатываю сложные движения.
Пример игры:
«У медведя во бору»
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.
Пока дети гуляют, в группе проводится сквозное проветривание. В особенно холодный период времени, когда не удается среди дня выходить на прогулку, провожу одностороннее проветривание группы.
Не забываю и про оздоровительный комплекс после дневного сна: гимнастику пробуждения, массаж стоп с использованием «тропы здоровья», воздушные процедуры, которые проводятся ежедневно.
Пример комплекса упражнений:
«Кисоньки»
Цель: постепенное пробуждение, подготовка к активной деятельности.
Ну что, кисоньки проснулись?
Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись.
А теперь нам интересно, смотрим мы по сторонам.
Повернем головку влево и посмотрим, что же там?
А сейчас потянем лапки и покажем коготки. (руки перед собой, сжим-разжим кулачки)
Посчитаем, сколько пальцев, где же ваши кулачки?
Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.
Ну-ка ножки вы готовы? 1, 2, 3, 4, 5. (велосипед)
Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки (руки вытянуть вперед, потереть)
А потом ладошкой в лоб - хлоп-хлоп,
Щеки заскучали то же? Мы и их похлопать можем
Ну- ка, дружно не зевать 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь уже, гляди, добрались и до груди. (встать на колени)
Постучим по ней на славу сверху, снизу, слева, справа.
Молодцы мои котята, а теперь пойдем играть. (наклоны в стороны)
Руки к солнцу поднимаем и сто раз мы приседаем. (стоя на коленях, приседать)
Отдыхать умеем то же. Руки за спину положим.
Вытянемся и легко, легко подышим.
Особое внимание уделяю правильной осанке детей. Отдельно проводилось занятие с ребятами «Я и моя спинка». На котором мы с ребятами пришли к выводу, что для здоровья и хорошего самочувствия необходимо следить за тем, чтобы осанка была правильной. На практике
потренировались ходить с прямой спиной, сидеть на стуле за столом, сидеть на полу.
Примеры упражнений и игр на развитие правильной осанки:
- «Волны качаются»
Цель: учить детей принять и сохранить положение правильной осанки.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Стоят лицом к центру. Размахивая руками вперед – назад, они произносят слова: "Волны качаются – раз, волны качаются - два, волны качаются - три, на месте фигура замри!". После слова "замри" ребята принимают положение правильной осанки стоя, сидя, опустившись на колени и т. п. Преподаватель выбирает лучшую фигуру - ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: 1) принятую после слова "замри" позу нельзя менять; 2) при повторении игры обходимо найти новую позу; 3) ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки подходят к зеркалу и принимают положение правильной осанки под зрительным самоконтролем.
Интеграция физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности успешно решает одновременно несколько задач: закрепление пройденного на занятиях материала, развитие двигательных и умственных способностей, улучшение эмоционального состояния детей.
Пример упражнения:
«Математические задания»
Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические задачи на сложение, закреплять знание геометрических фигур, цифр.
1. На полу лежат обручи, разные по цвету и размеру; с изображением геометрических фигур или цифр. Дети получают инструкцию, по которой надо попрыгать на двух или одной ноге. (Пропрыгай на правой ноге к обручу с цифрой 3; Допрыгай на двух ногах к обручу красного цвета).
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений и быстроты реакции, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Цель малоподвижных игр - снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к спокойному.
Пример игры:
«Узнай по голосу»
Цель: Учить детей играть по правилам. Развивать речевые, слуховые навыки и физические качества.
Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: "А - у!"
Ну-ка глазки закрывай,
Не робей,
Кто позвал тебя?
Узнай поскорей!
Дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.
Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.
В самостоятельной деятельности в группе и на улице дети, находясь в детском саду, продолжают активно двигаться.
Для родителей и детей проводился мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования по физкультуре. Мы не только изготовили и пополнили наш спортивный уголок дополнительным оборудованием «Султанчики», но и показали родителям как можно его применять дома для занятий с детьми.
В данное время я работаю в средней группе (3-5 лет). У нас в группе создан спортивный уголок, где находится различное спортивное оборудование, картотека утренней гимнастики, физкультминуток, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, гимнастики пробуждения, пальчиковых игр, подвижных и малоподвижных игр, а также комплекс артикуляционных упражнений, картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности.
«В здоровом теле – здоровый дух!»
Именно под этим символичным девизом хочется закончить свое выступление.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....
Физкультурно-оздоровительный досуг с элементами здоровьесбережения для детей средней группы.
Физкультурно-оздоровительный досуг с элементами здоровьесбережения для детей средней группы "Мы растём здоровыми, сильными, весёлыми"....
Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....
Выступление на педагогическом совете Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста
Текст выстпуления на педагогическом совете по теме "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"...
Выступление на Педагогическом совете: Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития детей дошкольного возраста (с презентацией Power Point)
Цель: познакомить педагогов с основными видами исследований в детском саду...
Выступление на педагогическом совете "Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО"
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...