Консультация для родителей "Обучение дошкольников элементам грамоты"
консультация
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_doshkolnikov_elementam_gramoty.docx | 48.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей
детей дошкольного возраста
«Обучение дошкольников элементам грамоты»
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
- во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику;
- во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра;
- в-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков, и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения.
Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.
Игры и упражнения по подготовке ребенка к обучению грамоте
Развитие зрительного восприятия и внимания.
1. Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры.
2. Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона.
Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под.
Развитие слухового восприятия и внимания.
1. Упражняйте ребенка в различении неречевых звуков (предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка).
2. Упражняйте в различении речевых звуков (покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и»). Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.
Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.
Развитие связной речи.
1. Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду;
2. Составляйте предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».
Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.
Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
Предложите ребенку задания:
- закрашивать предметы, не выходя за контур;
- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;
- обводить рисунок по точкам;
- штриховать в разных направлениях;
- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.
Звуковой анализ и синтез.
1. Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:
- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?
- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь.
2. Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове (произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот).
Объясните, что согласные звуки не поются, потому что воздух встречает преграду. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
3. Упражняйте ребенка в синтезе закрытых слогов: ап, ок, ит (я произнесу сначала [о], а потом [п]. Какой слог получился? Правильно оп).
4. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.
Проводя занятия дома, необходимо помнить об основных правилах:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Именно тогда все ваши старания и старания ребенка принесут ожидаемый положительный результат.
Материал подготовила: учитель-логопед Жижина О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»
В ходе консультации родители познакомятся с упражнениями и играми, направленными на развитие фонематического слуха....
Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "
Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....
Консультация для педагогов "Овладение грамотой при дизартрии"
Консультация для педагогов "Овладение грамотой при дизартрии"...
Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...
Консультация "Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР"
Подготовить дошкольника к успешному обучению в школе – основная задача педагогов дошкольного учреждения. Одна из важных сторон готовности ребенка к школьному обучению – это его готовность к обучению г...
Консультация для педагогов "Основы грамоты. С чего начинать"
консультация для педагогов...
Консультация для родителей "Обучение грамоте в подготовительной группе"
Данный материал будет интересен родителям старших дошкольников....