Статья "Использование арт-методики «Водный мир. Лепим, играем, растем» в работе с детьми раннего возраста»
статья (младшая группа)

Стаценко Вера Александровна

Методика представляет собой систему игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2021_statsenko_v.a._.docx354.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование арт-методики «Водный мир. Лепим, играем, растем» в работе с детьми раннего возраста»

В.А. Стаценко,

воспитатель

МБДОУ № 17 г. Амурска

C:\Users\Divni\OneDrive\Рабочий стол\

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

С целью обновления содержания образовательной работы с детьми раннего возраста, в дошкольном учреждении ведется работа по внедрению образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3-х лет. Целью программы является создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.

Авторами программы предлагаются различные методики по всем направлениям развития детей. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию, так как в данном направлении осуществляется интеграция с другими образовательными областями и предлагается большое разнообразие арт-методик.

Что же такое арт - методики, в чем их основные особенности, каков развивающий потенциал?

В широком смысле слова методика рассматривается как некий проверенный «рецепт», алгоритм, процедура проведения каких-либо нацеленных действий. В современном образовании методика понимается как системное описание конкретных способов, техник, приемов педагогической деятельности в образовательной среде; иными словами – это собирание и осмысление «правил» обучения, воспитание и развития детей.

Слово «арт», в свою очередь, переводится с английского языка как искусство, а еще более широко понимается как творчество.

При соединении двух слов «рождается» новое понятие, которое означает системное описание конкретных способов, техник и приемов воспитания человека в процессе разных видов творчества.

При выборе арт-методик для раннего детства необходимо уметь определять образовательные задачи и подбирать для их успешного решения те виды искусства, которые интереснее, ближе, доступнее малышу.

Наибольший интерес вызвала у нас методика «Водный мир: лепим, играем, растем» с применением плавающего пластилина, автор Лаврентьева Ирина Алексеевна

Цель методики: художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста, а также развитие мышления, воображения, координации движений, формирование нравственных качеств личности ребенка.

Задачи данной методики

- развитие мышления (активизация коры головного мозга) средствами предметно-орудийной и художественно-игровой деятельности,

- формирование правильных сенсорных эталонов, расширение и активизация словарного запаса,

- развитие глубины зрительного восприятия (на воде - под водой), координации движений (мелкой моторики обеих рук, а также всего тела), развитие ориентации в пространстве.

Методика представляет собой систему игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина. Плавающий пластилин - легкий и пластичный современный художественный материал, который держится на поверхности воды, что позволяет ребенку вылепить любую игрушку: рыбку, уточку, лодочку, кораблик, дельфина и создать увлекательное игровое пространство в водной среде. С фигурками из плавающего пластилина лепка превращается в увлекательную игру! Ребенок активно исследует мир, постигая законы природы в увлекательной исследовательской деятельности.

Организация игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина возможна уже с раннего возраста ребенка, и продолжается в условиях педагогического руководства до возраста трех лет и старше. Перед знакомством с плавающим пластилином желательно, чтобы ребенок приобрел опыт художественно – игровой деятельности с соленым тестом, традиционным пластилином.

Методика «Водный МИР: лепим, играем, растем» может применяться как в условиях ДОУ, так и в домашних условиях. Она может совершенствоваться, обогащаться новым содержанием вместе с развитием самого ребенка, учитывая его интересы, потребности, индивидуальные особенности психического и физического развития.

Игровые ситуации методики могут создаваться как с одним ребенком, с малой группой детей в 2-3 ребенка, так и с подгруппой - 6-8 детей.

В практике работы с детьми использовались различные игровые ситуации, такие как: «Божьи коровки плавают на листике», «Поможем зайчику», «Красивый аквариум для рыбок» и др.

При проведении игровой ситуации, «Божьи коровки плавают на листике» малыши лепили жучков, используя знакомые приемы лепки (отщипывание пластилина от целого куска, сплющивание, налеп, скатывание шариков ладонью) равномерно размещали их на листике, затем мы опускали его на воду и дети с огромным удовольствием наблюдали за движением листочка на воде. С интересом выполняли пальчиковую гимнастику, упражнялись в звукоподражании произнося звук [ж], считали пятнышки на спинке у жучков, а прикрепив нитку за листочек, катали в разные стороны или дули из соломинки на листик, задавая разное направление движения листочку.

C:\Users\Наталья\Desktop\ C:\Users\Наталья\Desktop\

С целью расширения содержания игр с водой средствами художественно-эстетической деятельности, детям была предложена игровая ситуация «Красивый аквариум для рыбок», они скатывали из традиционного пластилина камешки и опускали их на дно «аквариума», составляли из камешков «постройки», а из плавающего пластилина лепили красивых рыбок. После сборки сухого «аквариума», в емкость наливали воду, и какого было удивление ребят, когда они видели, как рыбки оживали в воде. Игра вызывала у детей радостные эмоции и восторг от игр в воде.

Очень помогают игровые ситуации в формировании представлении об окружающем мире, природе, в воспитании отзывчивости, желании помочь. Так, например: была создана следующая игровая ситуация: посредине лотка с водой на кочке плачет зайчик, он не может вернуться домой, потому что не умеет плавать. Я предложила детям перевезти зайчика на картонке, но она не выдержала и опрокинулась. Затем обратила внимание детей на плавающий пластилин и предложила сделать плот из палочек- бревнышек. Дети раскатывали валики-бревнышки, соединяли их вместе, полученный плот опускали на воду и посадили на него зайчика. После чего с интересом наблюдали, как зайчик возвращался домой.

Таким образом: представленные игровые ситуации увлекательны, эмоциональны, захватывают ребенка возможностью импровизации и экспериментирования с материалом в разных средах, вызывают радость, развивают воображение, творчество и фантазию. Создавая доброжелательную атмосферу, обеспечивая эмоциональное, образное восприятие действительности, в процессе игры формируются эстетические чувства, представление об окружающем мире, природе, математических представлений, вызывает у детей желание помочь. Систематическая лепка в сочетании со стимулирующими тренировку движений рук играми в воде укрепляет физическое и психическое здоровье ребенка, создает атмосферу благополучия и гармонии.

Библиографический список:

1. Волосовец Т.В, Кириллов И.Л, Лыкова И.А, Ушакова О.С. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3х лет, - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018.

2. Лыкова И.А Арт-методики для развития малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3х лет), М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.

3. Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной образовательной программы «Цветные ладошки». М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016.

4. Лыкова И.А Мы лепили, мы играли. Книга для педагогов. М.: Карапуз- Дидактика,20011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – эксперименты в работе с детьми раннего возраста»

Проект «  Игры – эксперименты в работе с детьми раннего возраста» - Формирование обследовательских действий с детьми раннего возраста»Автор: Сорокина С. Н.Воспитатель МБДОУ« Детский с...

Консультация «Использование методики М.Монтессори в работе с детьми раннего возраста»

Рамки-вкладыши развивают: - мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию; -целостное восприятие; -любознательность, познавательный интерес; -обогащают словарь детей; -расшир...

Подвижная игра в практике работ с детьми раннего возраста .

Подвижная игра в практике работ с детьми раннего возраста....

Игра, как форма работы с детьми раннего возраста

Доклад на педагогический совет...

Возможность игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста

Игра – это основной вид деятельности ребенка. Она доставляет ему удовольствие и радость. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происхо...

«Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста»

Игра – это основной вид деятельности ребенка. Она доставляет ему удовольствие и радость. Играя, малыш действует с предметами, знакомится с их свойствами, разговаривает, двигается. В игре происхо...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...


 

Комментарии

Стаценко Вера Александровна

представленные игровые ситуации увлекательны, эмоциональны, захватывают ребенка

Кузнецова Анастасия Вячеславовна

Вера Александровна, отличная арт-методика! Игра вызвала у детей радостные эмоции и восторг от игр в воде.