Программа наставничества "Творческий педагог"
рабочая программа (старшая группа)
Программа наставничества «Творческий педагог» была создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной ДОО нужен профессионально-компетентный, творческий, нестандартномыслящий, самостоятельный педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.docx | 52.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«Творческий педагог»
на 2023/2024 учебный год
Срок реализации: 1 год
2023 г.
Содержание программы
- Пояснительная записка…………………………………………………………………..3-5
1.1Актуальность разработки программы наставничества ………………………………… . 3
- Цель и задачи программы наставничества………………………………………..…..…..4
- Срок реализации программы…………………………………………………………..….. 4
- Применяемые формы наставничества и технологии………………………………..…… 4
- Основные виды деятельности …………………………………………………………..…4
- Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми…………………..….5
- Принципы наставничества…………………………………………………………………5
- Ожидаемые результаты работы программ наставничества……………………..…5
III. Содержание программы ……………………………………………………………..…5-7
3.1 Основные участники программы и их функции……………………………………..… 5-6
3.2 Механизм управления программой наставничества…………………………………… 6-7
3.1 Организация контроля и оценки………………………………………………………… 7
- Планируемые мероприятия по реализации программы наставничества на учебный год…………………………………………………………………………………..7-8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы наставничества
Программа наставничества «Творческий педагог» была создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной ДОО нужен профессионально-компетентный, творческий, нестандартномыслящий, самостоятельный, педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.
Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
- Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, а также педагогам ,меняющим условия работы, специальность, и педагогам с синдромом выгорания в профессиональной деятельности. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач МБДОУ Забитуйский д/с.
Решению этих стратегических задач кадровой политики будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего педагога, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста ,получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне образовательной организации.
Программа наставничества (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи наставничества:
- Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;
- Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;
- Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
- Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.
Срок реализации программы 1 год.
Это связано с тем, что план МО составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав ДОО или руководитель, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества составлен на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2023 г., срок окончания 1.09 2024 года.
Применяемые формы наставничества и технологии
Исходя из образовательных потребностей МБДОУ Забитуйский д/с целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Педагог-педагог».
Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.
Основные виды деятельности:
- Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
- Посещение мероприятий наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
- Планирование и анализ педагогической деятельности
- Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации образовательно-воспитательной работы.
- Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности воспитанников.
- Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе МО ДОО
- Демонстрация опыта успешной деятельности опытными педагогами Организации мониторинга деятельности Наставляемого лица.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым:
- Индивидуальное консультирование
- Активные методы (взаимопосещение собеседование, мастер-классы и т.д.)
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации
2-й этап – основной (тренировочный).Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принципы наставничества
- Добровольность
- Гуманность
- Соблюдение прав наставляемого специалиста
- Конфиденциальность
- Ответственность
- Искренне желание помочь в преодолении трудностей
- Взаимопонимание
- Способность видеть личность
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
- Высокий уровень включенности специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
- Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
- Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в организации
- Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Основные участники программы и их функции.
Наставляемые: Педагог, имеющая малый опыт работы –от 0- до 10 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса при выходе из декретного отпуска.
Наставник: опытный педагог высшей квалификационной категории
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу дошкольного образования , правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом различных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
– контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к наставляемому специалисту:
– изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
– выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
– постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
– учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
– совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
– периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения
3.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность – проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность – выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность – целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность – обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
3.3.Организация контроля и оценки
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
- администрация организации – участников;
- наставники – участники программы;
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации | ответственные |
Август | ||
Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества | Администрация ДОО | |
Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества | Администрация ДОО | |
Сентябрь | ||
Информирование педагогов о возможностях и целях программы наставничества | Педагог-наставник | |
Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей ДОО.. наставников. | Педагог-наставник | |
Беседа: Профессиональные дефициты специалиста. | Педагог-наставник | |
Составление и утверждение индивидуального плана(прог работы Наставника с Наставляемым лицом | Педагог -наставник | |
Беседа : Работа с УМК. Структура занятия и методика работы с ФОП и ФГОС | Педагог -наставник | |
Посещение занятий с целью оказания методической помощи | Педагог -наставник | |
Октябрь | ||
Беседа: организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности | Педагог -наставник | |
Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование . | Администрация ДОО | |
Работа Наставляемого .в МО. Определение темы самообразования. | Руководитель МО Педагог-наставник | |
Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний и преодолению затруднений. | Педагог-наставник | |
Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ | Педагог-наставник | |
Посещение занятий Наставляемым. педагога наставника(специалиста). | Педагог-наставник | |
Ноябрь | ||
Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста» | Педагог -наставник | |
Отработка структуры занятия в условиях реализации ФГОС | Педагог -наставник | |
Консультация Организация проектной деятельности обучающихся | Педагог-наставник | |
Декабрь. | ||
Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом | Педагог-наставник | |
Консультация: Качественная рефлексия занятия | Педагог-наставник | |
Консультация: Здоровьесберегающие технологии | Педагог-наставник | |
Посещение занятий Наставляемого специалиста. | Педагог-наставник | |
Январь | ||
Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег | Администрация ДОО | |
Консультация: работа на платформе Сферум. | Педагог -наставник | |
Февраль | ||
Беседа. Портфолио воспитанника | Педагог-наставник | |
Консультация .Виды образовательных ситуаций | Педагог -наставник | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
Март | ||
Текущие проблемы организации УВП | Педагог -наставник | |
Беседа Корректировка рабочих программ | Педагог -наставник | |
Апрель | ||
Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица | Педагог–наставник Наставляемый специалист | |
Май | ||
Перспективное планировние на основе мониторинга педагогических затруднении Наставляемого лица | педагог–наставник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития педагога Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год
ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫПовышение собственного уровня знаний по темеЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:1....
Семинар для педагогов в форме квест – игры «На поиски рабочей программы для педагога ДОУ»
интерактивная форма работы с педагогами в дошкольном учреждении, сценарий квест-игры...
Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»
Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...
Наличие программ (дополнительных общеобразовательных программ) разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации
Наличие программ (дополнительных общеобразовательных программ) разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...
Персонализированная программа наставничества «педагог - педагог»
Цель: обеспечить вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, способствовать становлению профессиональной деятельности....
3.2. Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых в образовательной организации
1. Проект по обучению чтения для детей с ТНР 6-7 лет - «Играя - учимся читать» (см.ниже Проект)2. Реализация программы по развитию речи для детей 5-6 лет - &laqu...