Курсовая работа ЭКСКУРСИИ И ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
консультация

Суксекова Ирина Адучиновна

В современных условиях потребность в экологическом образовании особенно остра и актуальна. Это проблема не только научно-технического прогресса, но и самого человечества. Мы оторвались от природы, мы стали "детьми больших городов и гигантских супермаркетов", нам больше не нужно слушать мать-природу, и мы заменяем то, что дала нам мать-природа, творениями человека. К сожалению, сейчас мы можем наблюдать, как природа возвращает нам свое. Озоновая дыра, глобальное потепление, кислотные дожди, частые землетрясения и наводнения не удивляют и не шокируют нас. Единственное, что может изменить планету на данном этапе, — это деятельность человека, основанная на глубоком понимании законов природы и обусловленная тем, что мы являемся единицей природы. Это означает, что каждый из нас должен научиться разумно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно только через экологическое воспитание, которое начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota._suksekova_irina_21dp.docx50.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Курсовая работа

по специальности 44.02.01 дошкольное образование

ЭКСКУРСИИ И ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила: Суксекова И.А.

студентка 21 ДП группы

Научный руководитель:

Князева Г.И

КР защищена

«___»___________2023 г.

Горно-Алтайск - 2023 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы экологического образования дошкольников..5

  1. Особенности экологического образования дошкольников…………...5
  2. Формы экологического образования дошкольников………………...13

Глава 2. Экологическое образование дошкольников посредством экскурсий и прогулок………………………………………………………………………….16

2.1.     Экологическое образование дошкольников путем экскурсий….......16

2.2.     Экологическое образование дошкольников путем прогулок ……...23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………...28


Введение

В современных условиях потребность в экологическом образовании особенно остра и актуальна. Это проблема не только научно-технического прогресса, но и самого человечества. Мы оторвались от природы, мы стали "детьми больших городов и гигантских супермаркетов", нам больше не нужно слушать мать-природу, и мы заменяем то, что дала нам мать-природа, творениями человека. К сожалению, сейчас мы можем наблюдать, как природа возвращает нам свое. Озоновая дыра, глобальное потепление, кислотные дожди, частые землетрясения и наводнения не удивляют и не шокируют нас. Единственное, что может изменить планету на данном этапе, — это деятельность человека, основанная на глубоком понимании законов природы и обусловленная тем, что мы являемся единицей природы. Это означает, что каждый из нас должен научиться разумно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно только через экологическое воспитание, которое начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.

Поэтому проблема воспитания бережного отношения к природе, экологическое образование у детей дошкольного возраста становится все более серьезной. От грамотности этого процесса зависит позитивный статус будущих граждан. При формировании доброго отношения к природе необходимо учитывать эмоциональное одобрение детьми места, где они родились и живут, развивать их умение видеть и чувствовать красоту окружающей природы и культуры. Необходимыми условиями для развития благодарного отношения к окружающей природе являются желание и смелость оказывать посильную помощь взрослым, природе и родному краю.

Прогулки и экскурсии на природе - одни из важнейших видов организованной детской деятельности, где формируется любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности детей. Во время природоведческих экскурсий и прогулок дети впервые задумываются о своей стране, знакомятся с особенностями, культурой, трудовыми, духовными и нравственными традициями своей малой родины. Это является началом и основой для формирования уважительного отношения к природе. Процесс познания происходит объективно и активно, так как ребенок непосредственно видит, слышит и осязает окружающий его мир. Органы чувств дошкольника обогащаются яркими, эмоциональными и запоминающимися образами, которые впечатляют гораздо больше, чем полученные из книг.

Методологической основой и теоретической базой исследования являются труды отечественных педагогов Н.А. Рыжова, Н.Н. Кондратьева, Е.И. Тихеева, С.Н. Николаева, С.Н. Нифонтова.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость природоведческих экскурсий и прогулок в детских садах как условия формирования внимательного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс экологического образования в дошкольном образовании.

Предмет исследования - природоведческие экскурсии и прогулки как форма формирования внимательного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • определить специфику экологического образования детей дошкольного возраста
  • раскрыть сущность и роль природоведческих прогулок и экскурсий в экологическом образовании;
  • составить рекомендации по внедрению прогулок и экскурсий с целью экологического образования.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы экологического образования дошкольников

  1. Особенности экологического образования дошкольников

Хорошо известна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они во многом определяют многообразие свойств личности, качеств и познавательных процессов дошкольников. Так, знания о живых организмах позволяют детям осознать себя частью человека и природы. В процессе приобретения экологических знаний, умений и навыков дети начинают видеть себя мерой всех вещей и нравственным эталоном своего отношения к охране природы [18, с.16].

Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры ребенка. Эта культура проявляется как эмоционально-положительное отношение к природе и окружающему миру, ответственное отношение к здоровью и окружающей среде, следование определенным моральным нормам и системе ценностных ориентаций [12, с.9]. Через познание дети получают знания о связях между природой и обществом, представления о разнообразии природных ценностей Земли. При этом, как показывают научные исследования (Н.Н. Кондратьева (1986), В.В. Логинов (1984), С.Н. Николаева (2002), П.Т. Саморукова (1980)), их знания приобретают системное качество, позволяющее развивать операциональные аспекты интеллекта. Потенциал операциональных аспектов интеллекта возрастает: развиваются познавательные навыки, наблюдательность и познавательные интересы, способность понимать последствия действий и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения на природе. Они позволяют детям творчески применять полученные знания и навыки в повседневной жизни, в контакте с природой и в различных видах познавательной деятельности:

- Наблюдение;

- экологическое моделирование;

-поисковая деятельность.

Особенности детей старшего возраста связаны со следующими изменениями.

У дошкольников меняется психологическая позиция, они впервые начинают чувствовать, что они старшие среди других детей. Воспитатели помогают дошкольникам осознать эту новую позицию. Затем они поощряют детей чувствовать себя "большими" и брать на себя новые, более сложные задачи по обучению, общению и выполнению. Педагоги постоянно создают ситуации, в которых дети могут активно использовать свои знания и навыки, воспитывают их силу воли и побуждают искать новые творческие решения [17, с. 234].

Воспитатели уделяют серьезное внимание развитию познавательной деятельности и интересов детей старшего дошкольного возраста. Вся атмосфера в жизни детей должна способствовать этому. Решение проблемных ситуаций, примитивные эксперименты (с водой, снегом, воздухом, магнитами, лупами и т.д.), развивающие игры, головоломки, участие в изготовлении игрушек - обязательные элементы образа жизни старшего дошкольника. Поощряйте детей просить о помощи, экспериментировать, рассуждать и догадываться.

В группе постоянно появляются предметы, которые стимулируют интеллектуальную активность дошкольников. Это могут быть загадочные письма, части оборудования, сломанные игрушки, нуждающиеся в ремонте, и т.д.

Детям нравится делать открытия и учиться, разгадывая тайны, заключенные в таких предметах. "Почему он такой?", "Что будет дальше?", "Как его изменить?", "Что из него сделать?" - такие вопросы всегда присутствуют в общении с детьми дошкольного возраста.

Познавательное развитие каждого ребенка постоянно отслеживается воспитателями. Есть ли у ребенка познавательные интересы? Умеет ли он определять и принимать простые познавательные задачи? Способны ли они находить собственные решения или просто повторяют или копируют поведение других? Признаки интеллектуальной пассивности указывают учителю на то, что ребенок не готов к школьной жизни, которая вот-вот начнется. Характерной чертой детей старшего дошкольного возраста является то, что они начинают интересоваться темами, выходящими за рамки детского сада и за рамки их личного опыта [17, с. 312].

Необходимым условием развития детей старшего возраста является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Педагоги используют различные формы общения:

- Деловое общение — это попытка ребенка узнать что-то от взрослого;

- Познавательное общение - общение с воспитателем по поводу познавательных интересов ребенка. Оно углубляет познавательные интересы и деятельность ребенка;

- Личностное общение используется детьми для обсуждения со взрослыми вопросов, связанных с эмоциональным и нравственным миром человека, его поведением и переживаниями. Дети делятся с педагогами своими мыслями, планами и впечатлениями.

Важно также обратить внимание на особенности психических процессов детей старшего дошкольного возраста и инициируемой ими деятельности и их влияние на их будущее школьное образование. Основным видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра.

Ролевые игры очень разнообразны по темам, ролям и игровым действиям, которые вводятся и реализуются в правилах игры. Особый класс составляют игры-соревнования. В старшем дошкольном возрасте конструкторские игры начинают перерастать в трудовую деятельность, в которой дети проектируют, создают и строят вещи, полезные в повседневной жизни. В этих играх дети осваивают основные трудовые навыки, распознают физические свойства предметов и активно развивают практическое мышление. У детей появляется и развивается способность планировать свои действия, ручные и умственные манипуляции, воображение и работоспособность.

Среди различных видов творческой деятельности важное место занимает искусство, особенно детские рисунки. По содержанию рисунка ребенка можно определить его восприятие мира, память, воображение и мыслительные способности. В своих рисунках дети пытаются передать впечатления и информацию, которую они получают из окружающего мира. Музыка занимает важное место для детей дошкольного возраста. Дети слушают музыку, поют, разучивают различные ритмы и танцевальные движения.

Процесс развития восприятия у детей дошкольного возраста подробно проанализировал Л.А. Венгер.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира, оказывающих непосредственное воздействие на органы чувств (А.В. Петровский).

В дошкольном возрасте, одновременно с развитием восприятия, происходит процесс усиления внимания. Это изменение связано со всеми видами и характером внимания. Увеличивается объем внимания, а автоматизация повышает способность распределять внимание и делать его более устойчивым.

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте, отвлечение внимания от других.

Развитие памяти также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного припоминания к произвольному и опосредованному припоминанию и вспоминанию З. М. Истомина анализирует, как протекает этот процесс.

Память — это способность получать, хранить и вспоминать информацию [12]. Показано, что развитие памяти тесно связано с развитием мышления детей [16, с. 37].

Мышление — это процесс сознательного рассмотрения действительности в ее объективной природе, отношениях и связях и неотделимо от речи [16, с. 94]. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- Дети решают мыслительные задачи через высказывание;

- Вопросы детей служат показателем развития любознательности и свидетельствуют о наличии проблем в мышлении детей;

- Появляются попытки объяснения явлений и процессов;

- Формируются предположения о таких умственных качествах, как самостоятельность, гибкость и любознательность.

Вербальное логическое мышление, которое начинается в дошкольном возрасте, — это способность манипулировать языком и понимать логику.

По мнению О.М. Дьяченко, воображение, как и другие виды психической деятельности, проходит определенные пути развития в ходе развития человека.

Воображение у детей старшего дошкольного возраста:

  • Приобретает когнитивный характер, включая формирование, планирование и реализацию идей;
  • Приобретает навыки и средства, необходимые для создания образов.
  • Воображение является внутренне обусловленным и не имеет визуальной поддержки.

Воображение — это психический процесс, состоящий в создании новых образов путем переработки перцептивного и репрезентативного материала из предыдущего опыта (С.Л. Рубинштейн). Результатом развития всех видов деятельности является, с одной стороны, приобретение моделирования как центральной психической способности (Л.А. Венгер), а с другой - формирование спонтанного поведения (Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

В когнитивной сфере основным результатом является овладение средствами и методами познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные связи, они все более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный и управляемый характер. Первый контур мировоззрения ребенка формируется на основе различения природных и социальных явлений, одушевленных и неодушевленных предметов, растений и животных [18, с. 31].

В первые шесть лет жизни ребенок делает значительные успехи в познании природы. Они усваивают не только факты, но и сложные законы, лежащие в основе природных явлений, такие как связи между живыми и неживыми существами в природе, единство и разнообразие жизни, постоянное движение, изменение и развитие. Старшие дошкольники получают возможность двигаться, наблюдать и экспериментировать с природными объектами, изучая конкретные и общие системы связей под руководством взрослых. Стремление к обобщению и возможность обобщать делают задачу овладения основными видами и общими понятиями реальной для детей.

Одна из задач воспитателей - способствовать расширению и углублению представлений детей о природе и развитию познавательных навыков, соответствующих содержанию их знаний. Но главная задача - воспитание у детей экологического сознания, ценностей, поведения и деятельности,

Демонстрировать ответственное отношение к социальной среде, природной среде и здоровью (своему и окружающих) и следовать экологическим правилам, доступным шестилетним детям. Приобретение базовых знаний о природной среде и методах работы должно быть частью процесса обучения.

Обучение — это процесс передачи знаний, умений и навыков и является социальным явлением, присущим человеческому обществу (В. И. Логинова). (В. И. Логинова) Обучение обеспечивает, во-первых, передачу знаний, умений и навыков в процессе всестороннего общения взрослых и детей в различных видах деятельности. Во-вторых, оно планомерно и систематически передает научные знания и различные системы умений подрастающему поколению в образовательных учреждениях [14, с. 17].

Знание — это целостная и систематизированная совокупность научных представлений о законах природы, общества, способах мышления и деятельности, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и преобразование объективного мира.

Умение — это система приемов, которые человек последовательно применяет для достижения определенного результата в конкретном виде деятельности.

Навык — это способность выполнять некоторые элементы деятельности при минимальном сознательном контроле". Мы воспитываем, обучая, мы учим, обучая" [14, 62].  

Обучение основывается на общих законах познания. В этом заключается его сущность.

Поэтому исследовано, что дошкольный возраст — это период развития всех видов психических процессов и формирования личности в целом.

В этом процессе ребенок усваивает основные представления о природных явлениях [19, с. 78].

Идея интеграции человека и природы занимает важное место в содержании экологического образования и предполагает формирование представлений о природе, человеке и способах их взаимодействия.

Экологическое образование дошкольников — это процесс воспитания, обучения, развития личности, накопления опыта, ценностей, правил поведения и специальных знаний применительно к экологической грамотности и поведению в природе. Как наука, изучающая закономерности экологического развития дошкольников с использованием природы в образовательном процессе детского сада, как способ приобщения дошкольников к экологической культуре, в которой происходит экологическое развитие, оно также рассматривается с разных сторон.

Целью и результатом экологического образования дошкольников является экологическое воспитание, которое выражается в гуманном и ценностном отношении к природе. Проявления этого очень разнообразны: эмоциональные реакции на состояние животных и растений, интерес к природным объектам, желание позитивно взаимодействовать с ними, учитывая их свойства как живых существ, желание и умение заботиться о живых существах [14, с. 69].

Развитие экологических качеств возможно при решении задач развития, обучения и воспитания в соответствии с возрастом ребенка. Первая задача предполагает развитие у детей познавательных и исследовательских навыков. В младшем дошкольном возрасте это означает поддержку любознательности ребенка, его желания думать, слушать и называть яркие признаки и качества объекта исследования. В среднем дошкольном возрасте речь идет о поддержке любознательности ребенка, а в старшем - о поддержке его познавательных интересов, развитие способности ребенка самостоятельно осуществлять примитивную исследовательскую деятельность, делать предположения и интуитивные суждения.

Решение этой задачи создает условия для обогащения экологического мышления детей о природе. От оптимистического впечатления о природных объектах ближайшего окружения в раннем возрасте, расширения представлений о различных свойствах живых организмов и природных материалов в среднем возрасте, до знаний об экологии растений и животных в различных климатических условиях (пустыня, тропики и т.д.) и природных популяциях (леса, луга, водоемы и т.д.) в старшем возрасте.

Таким образом, у детей начинает формироваться первая экологическая картина мира, в котором они действуют. Поэтому следующая задача связана с развитием у ребенка способности действовать в природе, соблюдая существующие экологические правила [11, с. 22].

Подводя итог, можно сказать, что развитие основ гуманного и ценностного отношения ребенка к природе протекает в течение всего процесса экологического развития ребенка и решается вместе с другими задачами. В младшем возрасте поддерживаются эмоциональные реакции на природные объекты, в среднем возрасте побуждают проявлять доброту к живым существам, а в старшем дошкольном возрасте побуждают к самостоятельной помощи природе.

Одним из главных условий экологического образования в дошкольных учреждениях является правильная организация и экологизация физического окружения. В настоящее время существует определенное противоречие между естественным стремлением ребенка как живого организма к общению с природой и чувством отчуждения от нее, что осложняет процесс экологического воспитания. Это отчуждение может быть частично преодолено путем экологизации развивающей целевой среды [19].

Таким образом, специфика экологического образования детей дошкольного возраста включает в себя:

1) Воспитание бережного отношения к природе (нравственное воспитание);

2) Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

3) Развитие эстетического чувства (желание видеть, чувствовать, восхищаться и охранять красоту природы);

4) Участие в мероприятиях, которые дети могут проводить для ухода за флорой и фауной, защиты и охраны природы.

  1. Формы экологического образования дошкольников

В дошкольном возрасте дети смотрят на природу очень эмоционально и обращают внимание на те ее особенности, которые взрослые могут не заметить. Они могут проявлять любопытство к окружающим их вещам и задавать много вопросов о растениях и животных. Они воспринимают животных как равных, сочувствуют и сопереживают им. Эту возможность следует как можно полнее использовать для экологического образования.

Основные экологические понятия могут быть усвоены детьми разными способами:

В группах можно создать экологические центры и познакомить детей с комнатными растениями и условиями для их роста и развития, а также с наблюдением за природой и работой с ней.

Экологическая тропа в дошкольном образовательном пространстве содержит учебные материалы, объясняющие, что такое природные объекты и как о них говорить. Природные тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. При создании троп важно использовать как можно больше интересных объектов. В частности, в качестве достопримечательностей следует использовать деревья, кустарники и цветы разных видов, возрастов и форм.

Экскурсии - один из основных видов обучения, особая форма организации эколого-просветительской деятельности и одна из самых трудоемких и сложных. Во время экскурсий дети знакомятся с растениями и животными, а также с условиями их обитания, что способствует формированию базовых представлений о взаимосвязях природного мира. Полевые экскурсии также развивают навыки наблюдения и интерес к природе.

Прогулки- могут познакомить детей с объектами и явлениями в природной среде и дать им базовое понимание взаимосвязей в природе. Это также дает возможность детям получить представление о природных явлениях, происходящих в течение длительного периода времени.

Экспериментальная деятельность необходима для определения причин явлений, связей и отношений между объектами и явлениями. Эксперименты всегда должны основываться на идеях, которые дети усвоили в процессе наблюдения и изучения. В каждом эксперименте выявляются причины наблюдаемых явлений, и дети ориентируются на суждения и умозаключения. Также уточняются знания о свойствах и качествах природных объектов (например, снег, вода, свойства и изменения растений).

Одним из способов приобщения детей к природе является чтение романов. Литература о природе оказывает значительное влияние на эмоции детей. Прежде всего, следует использовать литературу, рекомендованную в программах основного общего образования. К ней относятся произведения Пушкина, Тютчева, Некрасова, Ушинского, Толстого, Пришвина и других. После чтения детям необходимо произнести речь. Очень важно донести до детей смысл произведений.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми и других формах экологического воспитания можно использовать аудио- и визуальные материалы: классическую музыку, информационные фильмы, презентации, мультфильмы, компьютерные программы и игры на экологическую тематику.

Для детей старшего возраста используются викторины, головоломки и интеллектуальные игры. Эти методы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как им приходится воспроизводить знакомые факты и закономерности природы и реализовывать идеи.

Ежемесячно проводятся конкурсы детских рисунков: "Времена года", "Мир глазами ребенка", "Как проходит лето", "Как падают листья", "Зима есть зима", "Снег тает, луга оживают".

Экологические фестивали и мероприятия являются одной из форм экологического образования. Роль фестивалей и мероприятий заключается в создании сильного эмоционального воздействия на детей. Важнее вовлечь детей в переживание событий и понимание экологических проблем в доступной для них форме, а не воспроизводить знакомую музыку, стихи, игры или загадки о природе.

Экологическое образование не может быть разработано без тесного сотрудничества с родителями. Большое предложение - воспитать людей с большой буквы и экологическую грамотность - можно решить, только доверяя семье и сотрудничая с ней. В работе с родителями по экологическому образованию детей педагоги используют как традиционные (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные форматы (рабочие игры, прямые телефонные звонки, круглые столы, дебаты).

Глава 2 Экологическое образование дошкольников посредством экскурсий и прогулок

2.1 Экологическое образование дошкольников путем природоведческих экскурсий

Экскурсии и прогулки являются одними из важнейших организационных мероприятий для детей, оно способствует воспитанию любви к природе и эстетического отношения, удовлетворяют познавательные потребности детей и развивают их двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решают вопросы здоровья. Они способствуют развитию любви к природе и эстетического отношения, удовлетворяют познавательные потребности детей и развивает их двигательные навыки и физические качества [13, с. 48]. Кроме того, в процессе познавательной деятельности на экскурсиях и прогулках решаются воспитательные задачи ранней социализации. К ним относятся развитие коммуникативных навыков и формирование уважения к трудящимся в групповых формах познавательной, трудовой и игровой деятельности. Дети не только жизнедеятельности. Экскурсии и прогулки знакомят с природой и социальным городским пространством, но и в доступной форме развивают навыки социального поведения и основы безопасности могут эффективно выполнять задачи, составляющие начальную основу непрерывного профессионального образования, так как выступают источником необходимой информации о профессиональных особенностях городских рабочих и источником мотивации для развития развивающих ролевых игр. Дети дошкольного возраста первыми узнают достопримечательности и звуки своей родины.

Дошкольники находятся в самом ответственном периоде развития личности, когда формируются предпосылки гражданских качеств, складываются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Выездные экскурсии и прогулки помогают привить детям любовь и чувство к природе и культурным ценностям. Задача дошкольных экскурсий и прогулок - сосредоточить внимание и концентрацию на конкретном объекте, который рассматривается или исследуется [11, с. 24].

Выездные экскурсии и прогулки являются одной из форм организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Главная ценность - дать детям конкретные представления и впечатления об окружающей жизни [11]. Виды выездных экскурсий подразделяются по следующим признакам:

  • По содержанию;
  • По характеру участников;
  • По месту проведения;
  • По средствам передвижения;
  • По форме, в которой они проводятся.

В этом организованном процессе познания окружающего мира эмоциональная составляющая играет огромную роль и является неотъемлемой частью всех природоведческих экскурсий. Важно, чтобы экскурсоводы (педагоги) не просто наблюдали и слушали, а сопереживали детям. То, что они видят и слышат, должно вызывать у детей взаимные эмоции, такие как восхищение, гнев, радость от услышанного и т.д. [11, с.23].

Экскурсии можно разделить на обзорные и тематические экскурсии. Тематические экскурсии можно разделить на следующие группы:

  • Исторические: Экскурсии, охватывающие определенный период местной истории;
  • Военно-исторические: экскурсии с посещением мест, посвященных военным событиям, или военно-исторических и мемориальных музеев; и
  • Экскурсии по производственному процессу: экскурсии, знакомящие с историей, достижениями и производственными процессами предприятия; и
  • Природоведческие экскурсии: экологические темы, уникальные памятники природы, природоведческие экскурсии в краеведческие музеи.
  • Искусствоведческие экскурсии, знакомящие с творчеством композиторов и художников. Экскурсии в художественные галереи и выставочные залы;
  •  Литературные;
  •  Архитектурные и градостроительные- знакомство с памятниками архитектуры.

Экскурсии подразделяются в зависимости от того, где они проводятся:

  • Городские (обзорные и тематические);
  • Заочные (видеоэкскурсии);
  • За городом (автобусные и пешеходные экскурсии);
  • Музейные экскурсии.

Экскурсии подразделяются по видам транспорта следующим образом:

  • Пешие;
  • Транспортные;
  • Комбинированные.

Экскурсии подразделяются по форме следующим образом:

  • Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
  • Учебные экскурсии
  • Экскурсии - прогулки.

Важная роль учебных экскурсий заключается в том, чтобы помочь реализовать принципы краеведения, т.е. использования местных географических материалов при изучении различных тем в экологическом обучении. Экскурсии — это форма организации учебного процесса, позволяющая наблюдать и изучать различные объекты и явления в природной среде или в музеях, на выставках и производствах, требующая продолжительного времени в течение дня, специальной подготовки педагогов, использования различных методов и приемов, организации различных видов деятельности детей.

Структура поездки:

  • Вводная беседа;
  • Групповое наблюдение;
  • Индивидуальное самостоятельное наблюдение;
  • Сбор материалов;
  • Дети играют с собранными материалами;
  • Заключительный раздел. В этом разделе воспитатель подводит итог экскурсии.

Природоведческие экскурсии напоминают детям о необходимости бережного отношения к природе. Важно определить и решить образовательные, педагогические и развивающие вопросы при разработке таких экскурсий. Педагогам следует заранее подготовиться к выездной экскурсии: заранее найти место, продумать, что они будут говорить, что представят, время (общее время не должно превышать одного часа, расстояние 1 км в каждую сторону, несколько метров, если дети маленькие), помощники (нянечки, методисты, вторые учителя, родители).

Чтобы подготовить воспитателя, важно определить следующее:

Цель экскурсии и отбор программного содержания. Воспитатели планируют экскурсию.

Экскурсии должны быть основаны на требованиях программы и местных условиях. При принятии решения о месте проведения экскурсии педагог выбирает оптимальный маршрут, чтобы добраться туда. Расстояние до места должно учитывать физические возможности детей. Расстояние до выбранного места (в одну сторону) не должно превышать 30 минут для детей старшего возраста и 40-50 минут для детей старшей и дошкольной групп. Первый кризис внимания должен наступить через 14-18 минут, второй - через 11-14 минут, третий - через 9-11 минут, четвертый - через 8-9 минут, а интервал между кризисами - каждые 4-5 минут [11, с.11].

Для поддержания внимания детей дошкольного возраста рекомендуются следующие методы:

1. демонстрация экскурсионных объектов, которые должны отличаться логичностью, связностью, действенностью, точностью и формализмом.

2. использование наглядных пособий: использование наглядных пособий переводит слуховое восприятие в зрительное и снимает определенное напряжение

3. вопросы и ответы.

Независимо от того, насколько знакомо место, его следует посетить за один-два дня. После посещения места следует уточнить маршрут, выявить потребности, определить содержание и объем знаний детей об определенном наборе фактов, наметить порядок отдельных частей экскурсии, выделить место для наблюдения детей в группах и самостоятельно. Чтобы сделать экскурсии интересными, воспитатели должны подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы и т.д. Подготовка начинается с того, что педагог объясняет детям цель поездки. Дети должны знать, куда они едут, зачем они едут, чему они научатся и что им нужно собрать. Необходимо объяснить детям, что во время поездки они должны быть дисциплинированными и осторожными, напомнить им о культурных правилах и безопасном поведении в пути. Следует также уделить внимание одежде детей. Удобная одежда должна соответствовать погодным условиям и сезону. Неплохо также привлечь детей к подготовке инструментов и оборудования для поездки. Это может повысить интерес к предстоящей поездке [11, с. 4].

Научить детей дошкольного возраста ценить природу - задача не из легких. Дошкольникам необходимо объяснить, почему природу нужно охранять. Эффективным способом достижения этой цели являются природоведческие экскурсии.

Природоведческие экскурсии посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района или области.

Природоведческие экскурсии являются одной из основных форм экологического образования и формирования экологической культуры. Преимущество природоведческих туров в том, что они позволяют туристам познакомиться с природными явлениями и объектами в их естественном состоянии. Природоведческие экскурсии сочетают научные знания с богатым наглядным материалом, что придает им особую силу убеждения. Естественно-исторические экскурсии повышают интерес и сопереживание к природе.

Основная цель таких экскурсий - дать детям возможность лучше понять мир природы. Экскурсии на природу ассоциируются с движением, пребыванием на воздухе и способствуют укреплению здоровья [11, с. 22].

По своему содержанию экскурсии на природу можно разделить на две группы:

1) обзорные;

2) тематические (ботаника, зоология, геология).

В зависимости от характера решаемой задачи можно выделить следующие:

1) Экскурсии в экологические, сельскохозяйственные районы

2) Экскурсии эстетического характера.

Природоведческие экскурсии организуются в течение всего года.

Главную роль в содержании природоведческих экскурсий играет формирование сознательного и бережного отношения к живой и неживой природе. Это отношение формируется у детей на основе непосредственного контакта с живыми существами, различных форм взаимодействия и усвоения правил охраны природы. Таким образом пропагандируются основные нравственные ценности - доброта, чуткость, сострадание, сопереживание, бережное и заботливое отношение к природным объектам, уважение к труду человека.

Чтобы передать разнообразие природы, организуются природоведческие экскурсии с посещением различных объектов природной среды, таких как луга, леса, водоемы и городские пейзажи. Многие деревья, кустарники и травянистые растения разнообразны и дают детям возможность продемонстрировать их приспособленность к своей среде обитания.

Экскурсии на луга позволяют детям увидеть разнообразные луговые растения, такие как клевер, мышиный горошек, пастушья сумка, василек, горечавка, горечавка, одуванчик и подорожник. При этом нужно быть осторожным, чтобы не сорвать, не раздавить и не пожевать их. При сборе растений на лугах дети должны правильно и бережно собирать растения, аккуратно подбирая их и не дергая за корни, чтобы не повредить корневую систему.

В лесу дети встречаются с различными деревьями и кустарниками, такими как ель, береза, дуб, осина, черемуха. Здесь дети должны быть осторожны, чтобы не сломать ветки и не повредить стволы или полог. Их следует научить собирать только опавшие листья и ягоды. На экскурсиях собирают клюкву, ягоды рябины и травы (подорожника, гусиной лапки и лопуха), чтобы сделать корм для зимующих птиц. В холодное время года кормушки поддерживают, очищая от снега и добавляя семена.

Детей следует учить бережному отношению к воде, тому, насколько загрязнены источники воды и каковы последствия этого. Мы должны научить детей защищать наши тугайные сообщества, потому что они являются неотъемлемой частью природы.

Самый показательный способ развить уважительное отношение к природе — это экскурсии в город. Дети видят людей, пренебрегающих природой, каждый день, а не только во время специально организованных поездок. Прежде всего, детей нужно научить не мусорить и выбрасывать мусор в урны, а не на улицу. Им следует объяснить, что чистота улиц и природы зависит от деятельности людей, и если о них не заботиться, то они скоро погибнут.

Дети должны обращать внимание на изменения, происходящие с некоторыми растениями, и причины этих изменений.

Их любовь к природе должна развиваться под влиянием эстетических чувств и знаний, которые они приобретают в процессе опытного изучения природы. Формирование такого отношения требует интеграции чувств, знаний и действий. Показателем активной любви дошкольника к природе является, прежде всего, отношение к сокровищам природы. С первых лет жизни они учатся ценить дикорастущие растения, а также растения, выращенные человеком.

В старшем дошкольном возрасте формируется внутренний этос, появляется своеобразный "регулятор" поведения, поступков, достижений и мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знания детей о нормах не расходились с их практическим применением, эти нормы должны быть переведены во внутренние мотивы, мотивы социального действия или рационального принятия детьми норм как справедливых, необходимых, уместных или полезных. Вовлечение эмоциональной сферы ребенка в процесс восприятия считается эффективным способом закрепления знаний; Л.С. Выготский утверждает, что "нет ничего более сильного, чем поведение, связанное с эмоциями".

Во время природоведческих экскурсий дети развивают свою эмоциональную сторону, одновременно приобретая определенные знания и навыки.

Природоведческие экскурсии развивают у детей навыки и желание активно защищать, улучшать и развивать природную среду.

Таким образом, природоведческие экскурсии способствуют формированию у детей детского сада бережного отношения к природе.

2.2 Экологическое образование дошкольников путем прогулок

Пешие прогулки широко используются во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой. Прогулки имеют важное воспитательное значение и могут побудить детей к активной деятельности в непосредственном контакте с природой в любое время года. Воспитатели могут показать детям природные объекты и явления в естественной среде в их разнообразии и взаимосвязи, дать им возможность сформировать конкретные представления о животных, растениях, сезонных явлениях и работе людей, изменяющих природу, познакомить детей с подлинной жизнью природы. В результате развиваются любознательность, наблюдательность и навыки расспросов. Прогулки доставляют детям огромное удовольствие и часто остаются в их памяти. Любовь к природе воспитывается на основе впечатлений, полученных в результате наблюдений.

Прогулки основаны на педагогически организованном отдыхе детей на природе с целью укрепления их здоровья и развития физических и умственных способностей. Прогулки не могут быть импровизацией и должны быть спланированы заранее. При подготовке прогулок следует учитывать особенности детей, их настроение и пожелания. Следует использовать различные формы организации, включая фронтальную, групповую и индивидуальную. Важным элементом экологических прогулок является наблюдение за живыми, природными и неживыми объектами. Это позволяет детям сформировать общую картину мира, которая постепенно развивается и наполняет их новыми знаниями, понять место человека в окружающей его природе. Дети наблюдают за изменениями в погоде, различными характеристиками осадков, цветами растений, летящими птицами, падающими листьями и т.д. В основе понятия наблюдения лежит целенаправленное, осознанное, специально организованное и зафиксированное восприятие объекта изучения, которое обусловлено задачей наблюдателя и не требует "вмешательства" путем создания специальных условий. Наблюдение может быть краткосрочным или долгосрочным. Краткосрочные наблюдения организуются для формулирования характеристик и качеств объекта или явления. Долгосрочные наблюдения организуются для формулирования знаний о росте и развитии растений и животных и сезонных изменениях в природе. Учителя объясняют, как все объекты и явления взаимосвязаны, и помогают людям понять характеристики явлений, происходящих в окружающей среде. Они помогают людям понять, как они связаны с природой и как на них влияет природа, что такое законы природы и почему их нельзя игнорировать. Педагоги способствуют развитию у детей истинного понимания природы и неподдельного интереса к познанию нового. Воспитание можно сделать более вдохновляющим, используя вымышленный язык, например, поэзию, цитаты из произведений искусства, народные пословицы, поговорки и традиции.

Необходимо объяснить и показать детям, как поведение и действия человека влияют на красоту природы. Поэтому такие прогулки включают в себя и трудовую деятельность. Она может быть запланированной (кормление птиц, уборка снега и листьев) или спонтанной (полив погибших растений). Работа может выполняться всей группой или подгруппами" [4]. Во время прогулки рекомендуется играть в различные игры с использованием природных материалов.

Многие игры побуждают детей обобщать, классифицировать и вызывают чувства, связанные с природой. Для получения максимальной пользы рекомендуется, чтобы после прогулки дети провели беседу, чтобы обобщить и закрепить знания, полученные на уроках рисования и лепки. Полезно также записывать наблюдения в календарь природы, чтобы фиксировать изменения в течение дня. Такой подход помогает детям развить любовь к природе и желание узнавать новую информацию об окружающем мире.

На прогулках дети знакомятся с сезонными изменениями в природе (длина дня, погода, изменения в экологии растений и животных, деятельность человека) и готовят различные игровые задания с использованием природных материалов, таких как песок, глина, вода, лед и листья. Стимулируются органы чувств детей, развивается их любознательность и навыки наблюдения. Прогулки дарят детям радость и удовольствие от общения с природой и ее красотами.

Природные явления можно понять, только если уделить время наблюдению, игре и работе с ними, поэтому полезно знакомить детей с особенностями прогулок и объектов. Например, наблюдение за сезонными изменениями погоды подходит для прогулки. Вы можете узнать о ежедневных изменениях в природе, таких как таяние снега или набухание почек. Дети также могут глубже понять поведение птиц, наблюдая за ними во время прогулки.

Важно помнить, что обобщенные знания ребенка о временах года формируются постепенно. С раннего возраста дети накапливают определенные представления о каждом времени года на основе сенсорного опыта, но только в среднем возрасте они способны делать первичные обобщения своих знаний о характеристиках времен года.

Во время прогулки проводятся индивидуальные наблюдения. Важно поощрять самостоятельное мышление детей, побуждать их замечать новое и опираться на имеющийся опыт. Для этого необходимо поощрять детей к самостоятельным наблюдениям, задавать вопросы, объяснять и учить их наблюдать. Необходимо поощрять детей активно использовать свое мышление для систематизации вновь приобретенных знаний и закрепления того, что они уже выучили, для выполнения серии ориентировочных движений и повторения действий для изучения предложенной темы. Широкое вовлечение в этот процесс таких чувств, как зрение, слух, осязание, обоняние, прикосновение и вкус, способствует более глубокому познанию окружающего мира и оставляет стимулирующее и незабываемое впечатление в сознании ребенка.

Знания, полученные в процессе наблюдения за природой, можно закрепить в ходе бесед с детьми и экологических игр.

Заключение

После всестороннего анализа взаимоотношений человека и природы в современном обществе ученые пришли к выводу, что экологическое образование необходимо для всего населения. Формирование экологической культуры - основная цель экологического образования, понимаемого как совокупность экологического творчества, экологических чувств и экологической деятельности. Человечество обязано обеспечить сохранность природной среды для выживания будущих поколений.

В ходе анализа были выявлены особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста. В изучение, анализ и решение проблем, связанных с формированием экологического воспитания дошкольников, внесли свой вклад ведущие отечественные педагоги.

Установлено, что природоведческие экскурсии являются одним из важнейших видов детской деятельности, во время которых можно сформировать любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворить познавательные потребности детей, понять, как взаимосвязаны общество и природа, насколько важны и разнообразны ценности Земли.

Прогулки на природе и природоведческие экускурсии как эффективное условие формирования у дошкольников бережного отношения к природе направлены на предоставление богатого наглядного материала, подкрепленного научными знаниями педагогов, а также на непосредственный контакт с живыми существами в природе в различных формах и усвоение правил поведения. Активная исследовательская деятельность дошкольников, развитие познавательных интересов, воспитание основных нравственных ценностей человека - сочувствия, чуткости, доброты, уважения к труду людей, заботливого и внимательного отношения к окружающим объектам природы - способствуют тому, что процесс погружения в природу приносит удовлетворение. Это также приводит к энергичной физической активности и укрепляет физическое благополучие детей.

Список использованной литературы

  1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом: экол. воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2019. – 128 с.
  2. Бабылева, Л. Д. К природе – с добротой̆/ Л. Д. Бабылева// Дошкольное воспитание. – 2019. 190 с.
  3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практ. пособие для воспитателей̆ и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2014. – 190 с.
  4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей̆ в процессе ознакомления с природою̆: пособие для воспитателей̆ дет. сада / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1980. – 111 с.
  5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! перспектив. план работы по формированию экол. культуры у детей̆ дошкол. возраста / О. А. Воронкевич. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 496 с.
  6. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей̆ дошкольного возраста: курс лекций для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартов. гос. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
  7. Гончарова, Е. В. Экология для малышей̆: регион. программа экол. образования дошкольников / Е. В. Гончарова. – Тюмень, 2020. – 143 с.
  8. Гризик, А. Т. Познаю мир: предметы вокруг нас: развивающая кн. для детей̆ мл. дошкол. возраста / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2016. – 32 с.
  9. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология. учеб. пособие для студентов вузов / Д. С. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 480 с.
  10. Журавлева, В. Н. Экология для старших дошкольников: метод. пособие для педагогов дошкол. учреждений / В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 214 с.
  11. Зверев, А. Т. Экология: наблюдаем и изучаем: для дошкол. учреждений и 1 кл. нач. шк. / А. Т Зверев. – М.: Оникс, 2006. – 48 с.
  12. Зебзеева, В. О формах и методах экологического воспитания / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – 144 с.
  13. Зенина, Т. А. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Т. А. Зенина // Обруч. – 2004. – 133 с.
  14. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – 143 с.
  15. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2004. – N185 с.
  16. Каменева, Л. А. Мир природы и ребёнок: методика экол. воспитания дошкольников: учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева. под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319 с.
  17. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2019. – 184 с.
  18. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой̆ природой̆. Природопользование в детском саду: метод. пособие / С. Н. Николаева. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 80 с
  19. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей̆: учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
  20. Николаева. С. Н. Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкол. работников / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...

"Почему именно в дошкольном возрасте необходимо начинать экологическое образование?"

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного...

"Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

 Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явления...

"Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. при этом необходимо равномерно чер...

Прогулка с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Прогулка в дошкольном образовательном учреждении проводится с целью активизации двигательной деятельности детей, осуществления закаливания организма детей и физического развития каждого ребенка в цело...

Пешеходные прогулки для детей дошкольного возраста, как средство оздоровления

Пешеходные прогулки необходимы для дошкольника.  Пешая ходьба – самый простой вид физической активности, который практически не имеет противопоказаний. Прогулка – отличное оздоровительное средств...