Из опыта работы "Развитие позновательного интереса детей через театрализованную деятельность"
материал
Из опыта работы "Развитие позновательного интереса детей через театральную деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mironova_va.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема:
«Развитие познавательного интереса детей через театрализованную деятельность»
Подготовила:
Миронова Валентина Анатольевна,
воспитатель МКДОУ детского сада «Сказка» г. Тайшета
Тайшет, 2021г.
«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…»
О.П. Радынова
Что такое театр? Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель: Развитие познавательного интереса детей через театрализованную деятельность.
Задачи театрализованной деятельности в детском саду:
1. Воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
2. Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
3. Развивать диалогическую речь в процессе театрализованной деятельности;
4. Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
5.Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
6. Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театрализованной деятельности;
7. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
8. Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
9. Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Участвуя в театрализации, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.
В работе с воспитанниками, я стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее провожу игры импровизации «Встало утром солнышко», «Ветерок», «Цветочек» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Ежедневно в группе я читаю детям художественную и познавательную литературу, знакомлю детей с театральным искусством и разнообразными детскими произведениями. Для снятия мышечного напряжения я использую упражнения: «Кактус», «Лимон», «Носик Буратино» и др., пальчиковые игры и упражнения «Лебедушка», «Как у нашего кота», «Пальчики» и др.. Для обучения детей средствам речевой выразительности я использую артикуляционную гимнастику: «Ветерок», «Маятник», «Язычек» и др. На занятиях мы с детьми не только знакомимся с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Для успешной работы мною была создана предметно-пространственная среда в группе. Был оформлен уголок театра, включающий в себя: наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, книги, пазлы); атрибуты для организации театрализованных игр, элементы костюмов, ширмы; разнообразные виды театров: бибабо, настольный и пальчиковый театры, театр на ложках, театр теней, театр шапочек и масок, кукольный театр. Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр по следующим направлениям: для формирования грамматического строя речи «Телефон», «Давайте хохотать, «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадка-описание» и т.д.; на развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?»; в работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д. Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры: «Размышляй-ка», «Волшебные линии», «Истории в картинках», «Мои любимые сказки», «Аналогии», домино «Сказка за сказкой» и т. д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты. Всё это привлекает внимание детей. Они с интересом рассматривают иллюстрации, рассказывают сказки используя иллюстрации, стихи. В книжном уголке поместила: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешек. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой, пересказать знакомые сказки. Книжный уголок в группе пополняю постепенно. Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Репка» показывала в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, ложковый, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием.
Успешную работу с детьми по развитию познавательного интереса детей в театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнёрских отношений с родителями. Привлекаю родителей к участию в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклю, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения у дошкольников, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах. Подготавливала детей к театрализованной деятельности: читала выразительно произведения; проводила беседу с детьми о прочитанном; рассматривали с детьми иллюстрации, картинки, подходящие к прочитанному произведению, учила детей передавать настроение и характер героев, мимикой и движениями.
Театрализованная деятельность помогла дошкольникам в: развитии разносторонних представлениях о действительности (познакомились с разными видами театра, с профессиями людей, создающих спектакль); наблюдению за явлениями природы, поведением животных; способствовала развитию памяти, обучению умения планировать свои действия для достижения результата; появился интерес к самостоятельной театрализованной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г. 2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972. 3. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г. 4. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г. 5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г. 6. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994. 7. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 8. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004. 9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».
Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...
Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» /из опыта работы/
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
Из опыта работы: «Реализация творческого потенциала детей через театрализованную деятельность в условиях ДОУ».
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и ораторские способности, развивается чувство коллективизма...
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
1. Презентация "Лето - это маленькая жизнь" 2.Обобщение опыта работы на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
/d/v5gH6eIkKumhDA/i/pMOd9WOHuyoNqQ...
Из опыта работы «Развитие речи детей̆ через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности....
Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.Задачи:...