Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
статья (младшая группа)
Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры (К.Гроос, Ф.Фребель, Ж.Пиаже, Г.В. Плеханов, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др.)
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Ведущая деятельность – это деятельность, под влиянием которой происходят самые главные изменения в психике ребенка и которая готовит его к переходу к новой высшей ступени развития.
Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.
Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (Ж. Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых.
При помощи игр развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования, по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности.
Игру как деятельность отличает:
• ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;
• в игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.
Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:
• мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом своей собственной деятельности;
• цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова»), если дидактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;
• действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными, и игровыми;
• результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъективный, в играх с правилами - это может быть реальный выигрыш.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Именно поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.
Американские философы Г. Спенсер и Ф.Шиллер считали, что игра является способом изживания накопившейся у ребенка энергии, которую необходимо сбросить в процессе игры, тем самым восстанавливается баланс в организме. Другая теория (К.Гроос), которая усматривает биологическое происхождение игры, говорит о том, что назначение игры – подготовка к жизни, игра развивается спонтанно, потому не поддается управлению. Он советовал – не мешать ребенку в игре, а создавать условия, выделять место и время для игры. Д. Дьюи доказывал, что игра представляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов, подражания.
Австрийский психолог З. Фрейд полагал, что игра – это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний.
Все авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые, сформулировавшие теорию социального происхождения игры. Л.Выгоцкий, Д.Эльконин, А.Леонтьев говорили о том, что игра – не инстинкт! В игре ребенок отражает свои впечатления о жизни. В современной отечественной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность, имеющая очень важное значение для развития ребенка дошкольного возраста, а так же подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражения действительной жизни.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей.
По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др. игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (объясняет, как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок осваивает игровые способы поведения в совместной игре со взрослым и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Согласно Л. С. Выготскому, игра - это источник развития ребенка, она создает для малыша зону ближайшего развития. По существу через игровую деятельность происходит в значительной мере развитие ребенка. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей.
А. Н. Леонтьев считал, что признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Игра качественно неоднородна, существуют различные ее виды: творческие, игры с правилами, игры-развлечения и т.д.
Д. Б. Эльконин предложил рассматривать в качестве ведущей деятельности ребенка сюжетно-ролевую игру.
Советский психолог Л.С.Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности.
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
5. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность.
6. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых, впоследствии, будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Основными новообразованиями дошкольного возраста, возникающими на основе ведущего вида деятельности, являются:
1. Возникновение новых осознанных мотивов - «быть как взрослый» и феномена соподчиненности (иерархии) мотивов.
2. Начало развития произвольности – способности приостанавливать аффективную реакцию для оценки и прогнозирования ситуации;
3. Развитие наглядно-действенного и появление наглядно-образного мышления.
4. Нравственное развитие – переход от простого принятия нравственных норм к их осознанию.
5. Способность к обобщению переживаний – появление устойчивых эмоциональных проявлений, т.е. чувств.
6. Появление «внутреннего мира» - то есть способность
дифференцировать свои состояния и переживания.
7. Социализированная речь.
В настоящее время игра воспринимается как особая принадлежность детства. Игра является ведущей деятельностью для дошкольника и используется, как элемент системного воспитания.
На сегодняшний день федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детские сады. В понятие «игра» вкладывается теперь несколько иной смысл. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи различных образовательных областей, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения...
Традиционно игры делятся на два вида (основа классификации предложена Ф.Лесгафтом и К.Крупской):
- творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные)
- игры с правилами (дидактические, подвижные).
В современных теориях игры появляются новые ее классификации. Так С. Л. Новосёлова предлагает выделять игры:
- возникающие по инициативе ребенка (игры экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные);
- игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные, развлечения и т.д.);
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры).
В жизни ребенка присутствуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности своих разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизнедеятельности детей.
Попытки организовать жизнь детей в форме игры присутствовали как во многих педагогических трудах, так и в практике детского сада (Ф. Фребель, М. Монтессори, А. Симонович и др.). Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей содержится в работах А.П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Однако, как отмечала А.П.Усова, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.
Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Однако известно, что умение играть не возникает само по себе, нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Поэтому явления «ребенок» и «игра» настолько органично взаимосвязаны, что первое без второго воспринимается как сигнал тревоги, как признак серьезного нарушения в развитии, как показатель отсутствия самого важного условия для формирования полноценной личности ребенка.
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, занимать ведущее место в жизни ребенка, а не только в одной из областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_vedushchiy_vid_deyatelnosti_doshkolnika.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры (К.Гроос, Ф.Фребель, Ж.Пиаже, Г.В. Плеханов, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др.)
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Ведущая деятельность – это деятельность, под влиянием которой происходят самые главные изменения в психике ребенка и которая готовит его к переходу к новой высшей ступени развития.
Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.
Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (Ж. Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых.
При помощи игр развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования, по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности.
Игру как деятельность отличает:
• ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;
• в игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.
Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:
• мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом своей собственной деятельности;
• цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова»), если дидактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;
• действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными, и игровыми;
• результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъективный, в играх с правилами - это может быть реальный выигрыш.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Именно поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.
Американские философы Г. Спенсер и Ф.Шиллер считали, что игра является способом изживания накопившейся у ребенка энергии, которую необходимо сбросить в процессе игры, тем самым восстанавливается баланс в организме. Другая теория (К.Гроос), которая усматривает биологическое происхождение игры, говорит о том, что назначение игры – подготовка к жизни, игра развивается спонтанно, потому не поддается управлению. Он советовал – не мешать ребенку в игре, а создавать условия, выделять место и время для игры. Д. Дьюи доказывал, что игра представляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов, подражания.
Австрийский психолог З. Фрейд полагал, что игра – это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний.
Все авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые, сформулировавшие теорию социального происхождения игры. Л.Выгоцкий, Д.Эльконин, А.Леонтьев говорили о том, что игра – не инстинкт! В игре ребенок отражает свои впечатления о жизни. В современной отечественной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность, имеющая очень важное значение для развития ребенка дошкольного возраста, а так же подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражения действительной жизни.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей.
По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др. игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (объясняет, как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок осваивает игровые способы поведения в совместной игре со взрослым и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Согласно Л. С. Выготскому, игра - это источник развития ребенка, она создает для малыша зону ближайшего развития. По существу через игровую деятельность происходит в значительной мере развитие ребенка. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей.
А. Н. Леонтьев считал, что признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Игра качественно неоднородна, существуют различные ее виды: творческие, игры с правилами, игры-развлечения и т.д.
Д. Б. Эльконин предложил рассматривать в качестве ведущей деятельности ребенка сюжетно-ролевую игру.
Советский психолог Л.С.Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности.
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
4. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
5. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность.
6. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых, впоследствии, будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Основными новообразованиями дошкольного возраста, возникающими на основе ведущего вида деятельности, являются:
1. Возникновение новых осознанных мотивов - «быть как взрослый» и феномена соподчиненности (иерархии) мотивов.
2. Начало развития произвольности – способности приостанавливать аффективную реакцию для оценки и прогнозирования ситуации;
3. Развитие наглядно-действенного и появление наглядно-образного мышления.
4. Нравственное развитие – переход от простого принятия нравственных норм к их осознанию.
5. Способность к обобщению переживаний – появление устойчивых эмоциональных проявлений, т.е. чувств.
6. Появление «внутреннего мира» - то есть способность
дифференцировать свои состояния и переживания.
7. Социализированная речь.
В настоящее время игра воспринимается как особая принадлежность детства. Игра является ведущей деятельностью для дошкольника и используется, как элемент системного воспитания.
На сегодняшний день федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детские сады. В понятие «игра» вкладывается теперь несколько иной смысл. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи различных образовательных областей, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения...
Традиционно игры делятся на два вида (основа классификации предложена Ф.Лесгафтом и К.Крупской):
- творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные)
- игры с правилами (дидактические, подвижные).
В современных теориях игры появляются новые ее классификации. Так С. Л. Новосёлова предлагает выделять игры:
- возникающие по инициативе ребенка (игры экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные);
- игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные, развлечения и т.д.);
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры).
В жизни ребенка присутствуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности своих разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизнедеятельности детей.
Попытки организовать жизнь детей в форме игры присутствовали как во многих педагогических трудах, так и в практике детского сада (Ф. Фребель, М. Монтессори, А. Симонович и др.). Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей содержится в работах А.П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Однако, как отмечала А.П.Усова, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.
Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Однако известно, что умение играть не возникает само по себе, нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Поэтому явления «ребенок» и «игра» настолько органично взаимосвязаны, что первое без второго воспринимается как сигнал тревоги, как признак серьезного нарушения в развитии, как показатель отсутствия самого важного условия для формирования полноценной личности ребенка.
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, занимать ведущее место в жизни ребенка, а не только в одной из областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"
В презентации рассказано о классификации, видах игр изначении их в жизни ребенка....
ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВДля успешного обучения детей дошкольного возраста плаванию, целесообразно готовить и проводить спорт...
Стендовый доклад: «Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников 4 – 5 лет.»
стендовый докладт средняя группа...
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
В детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра....
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
В соответствие с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах р...
Статья: "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...
Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.
Материал может быть использован в качестве консультации для рожителей....