Доклад на тему: «Тактильные дощечки»
методическая разработка (подготовительная группа)
Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.
Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить.
Работая с детьми, я обратила внимание на низкий уровень развития речи. Дети не умеют выражать свои мысли, эмоции, чувства, отношение к чему – либо. Я задумалась, как научить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции не односложно, а полными, распространенными предложениями.
Ознакомившись с опытом работы педагогов – новаторов, я обратила внимание на то, что работа над развитием речи детей может быть основана как на традиционных, так и на нетрадиционных методах.
Одним из таких методов являются «Тактильные дощечки». В ходе работы я почувствовала взаимный интерес со стороны детей.
Применяя это пособие в своей работе, я ставлю перед собой следующую цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников с помощью нетрадиционного пособия «Тактильные дощечки».
Работу я начала с создания развивающей среды по развитию речи в своей группе и изготовила дидактическое пособие «Тактильные дощечки», которое является не просто материалами для манипуляций и развлечения детей, а каждая из дощечек имеет дидактическое значение, направлена на освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств, активизацию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_larisy_b.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Доклад на тему:
«Тактильные дощечки»
Воспитатель:
Бушуева Лариса Викторовна
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.
Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить.
Работая с детьми, я обратила внимание на низкий уровень развития речи. Дети не умеют выражать свои мысли, эмоции, чувства, отношение к чему – либо. Я задумалась, как научить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции не односложно, а полными, распространенными предложениями.
Ознакомившись с опытом работы педагогов – новаторов, я обратила внимание на то, что работа над развитием речи детей может быть основана как на традиционных, так и на нетрадиционных методах.
Одним из таких методов являются «Тактильные дощечки». В ходе работы я почувствовала взаимный интерес со стороны детей.
Применяя это пособие в своей работе, я ставлю перед собой следующую цель: Активизировать речевую деятельность дошкольников с помощью нетрадиционного пособия «Тактильные дощечки».
Работу я начала с создания развивающей среды по развитию речи в своей группе и изготовила дидактическое пособие «Тактильные дощечки», которое является не просто материалами для манипуляций и развлечения детей, а каждая из дощечек имеет дидактическое значение, направлена на освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств, активизацию речи.
Исходя из своего опыта, рекомендую размеры тактильных дощечек: 6х 12 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.
В результате работы с дидактическим пособием развивается тактильная память, тактильные ощущения, мелкая моторика и речь дошкольника.
Всю свою работу я разбила на три этапа:
На первом этапе я знакомлю детей с дощечками, ввожу в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учу группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.
На втором этапе учу детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь я даю детям задания:
- Например: демонстрирую картинку, на которой изображены валенки. —Шуба какая? —Меховая (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку). —Пушистая (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).
На третьем этапе работы учу детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, прошу давать оценку своему эмоциональному состоянию.
На основе «Тактильных дощечек» мною была создана игра «Домино».
Таким образом, тактильные дощечки помогли упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, в результате правильно выстроенных этапов у детей обогатился словарный запас.
В результате:
- увеличился объем знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов, поговорок, пословиц, потешек;
- активизировался словарный запас;
- многие дети преодолели робость, застенчивость.
Не зря существует выражение, что наш ум находится на кончиках наших пальцев. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».
Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».Мнемотехника – это система методов ...
Индивидуальные занятия с использованием тактильных дощечек.
Воображение присуще каждому ребёнку, но его надо развивать. Поэтому перед педагогом стоит задача находить новые пути развития творческого воображения и речемыслительной деятельности. Исходя из этого в...
Конспект занятия в области Коммуникация (развитие связной речи с помощью тактильных дощечек) в подготовительной группе по теме: «Жители леса готовы к зиме».
Цель: Систематизировать знания детей о поведении диких животных поздней осенью. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, закрепить представления о том, чем они питаются, как го...
«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...
Дидактическая игра на развитие тактильных ощущений " Тактильные дощечки"
Дидактическая игра « Тактильные дощечки»Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные эталоны. Именно с этой целью мы большое внимание уделяем игровым упражнения...
Работа с тактильными дощечками для развития тактильных ощущений для ранней группы
Осязательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавших предметов и явлений. Тактильная или осязательная память, помогает запоминать, что называется на ощупь...
Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»
Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...