Консультация «Как научить дошкольника понимать время?»
консультация (подготовительная группа)

Инякина Ирина Викторовна

Консультация «Как научить дошкольника понимать время?»

Чувство времени необходимо любому человеку: от этого во многом зависит эффективность его деятельности. Как и любую способность, развивать навык лучше в детстве. Зная, как научить ребенка времени на часах, и обучая его в форме игры, можно помочь не только освоить умение ориентироваться в частях суток. Малыш станет более дисциплинированным, научится планировать свой день, станет пунктуальнее.

В программе дошкольного образования выделены следующие задачи формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста: Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Дошкольникам нужно объяснить, что если неделя начнется с воскресенья, то закончится в субботу, а если со вторника, то закончиться в понедельник.

Детям подготовительной группы предлагаются задачи посложнее для расширения понятий о временных интервалах, их особенностях, периодичности, необратимости, объективности, течении. В конкретных ситуациях дошкольникам предлагают разные возможности, а также способы по определению точного времени.

Из-за специфики временных представлений невозможно устроить какие - либо действия с единицами измерения времени. Поэтому преподносить дошкольникам знания о неделях, месяцах, и т.д. нужно опираясь на символы-эквиваленты. Этим у дошкольников подготовительной группы углубляют знания о временах года, появляется единица времени «год». Порядок месяцев в году и их соотношение к сезонам, дошкольникам нужно усваивать постепенно. В практике применяют различные упражнения, например: «Разложи на кругу месяцы, которые представляют лето, осень, весну, зиму».

Детей в возрасте 6 – 7 лет следует познакомить с небольшими единицами времени (минутой, секундой, часом). Для создания представлений об их длительности используются разнообразные часы (песочные, электронные, механические).

Кроме того, для эффективности формирования математических представлений большое значение имеет продуманная организация предметно-развивающей среды  группы. В неё нужно внести математическое содержание, которое будет развивать у дошкольников такие личностные качества, как: самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самостоятельность, самовыражение, и самопознание. Для достижения этой цели в помещение группы выделяют математическую зону.

 

 

Важнейшим потенциалом в развитии являются модели на становление контрольно-проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?») Для формирования представлений старших дошкольников о времени необходимы карточки и иллюстрации с изображением времён года, календари, модели механических часов, песочные часы.

В группах старшего дошкольного возраста в качестве образовательного процесса предлагается организация эффективной предметно-развивающей среды, отличающуюся функциональностью и доступностью материалов и пособий для детей. Такая среда должна обеспечиваться условиями с разным уровнем развития для самореализации, поддержки самостоятельной насыщенной деятельности старших дошкольников.

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Части суток.

Игра «Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Игра «Что за чем?»

Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т. д.

Игра «Когда это бывает»

Цель игры: Закрепить представление о временах суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Что дети делают ночью дома?

- Что делают днём?

- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.

Игра «Назови все части суток»

Цель: Учить различать и называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…

- Сегодня у нас было рисование, а вчера…

- Сегодня у нас математика, а завтра….

Эту игру можно провести и на свежем воздухе.

Игра «Что наступило»

Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, н-р вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.

Игра «Разложи по порядку»

Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.

Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Н-р, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.

Игра «Что мы делаем?»

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток. Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.

Дни недели.

Игра «Живая неделя»

Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.

Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же. Четвертый вариант. Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели

Игровое упражнение «Составь неделю». У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю начиная с четверга и т. д. Игра повторяется 2–3 раза. После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная

Игра «Отгадай-ка»

Цель: Закрепить название дней недели.

Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.

- Сколько раз в неделю готовила лисичка?

- Назови эти дни?

Игру можно проводить и на других сказках.

Игра «Назови скорей»

Цель: Закрепить умение назвать последовательно дней недели.

Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит:

«Какой день недели сегодня?»

Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт свой вопрос, например:

«Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.

Игра «Неделька, стройся»

Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т. е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.

Игровое упражнение «Назови день недели».

Цель: умение последовательно определять и называть дни недели.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»

Игровое упражнение «Неделя, стройся».

Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7. Воспитатель уточняет у детей, сколько дней в неделе, просит перечислить их и по сигналу построиться в шеренгу, образуя неделю. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой детей и дня недели для ее образования.

Подвижная игра «Живая неделя».

У детей карточки с цифрами. Воспитатель уточняет, какая цифра какой день недели обозначает. Затем дети делятся на две команды. Воспитатель читает стихотворение, и по мере называния дней недели каждая команда строит свою неделю.

Жаль, всего семь дней в неделе —

Дел навалом у Емели:

В понедельник на печи

Протирает кирпичи.

Не скучает и во вторник —

Он плетет слону намордник.

Языком молотит в среду

И баклуши бьет соседу.

После дождичка в четверг

Он пускает фейерверк.

Пятница – тяжелый день:

Тень наводит на плетень.

И суббота не суббота:

У него на мух охота.

Но седьмой настанет день —

Сдвинет шапку набекрень…

Потому что воскресенье —

Это праздник и веселье:

И, улегшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трудно жить Емеле…

Было б восемь дней в неделе —

Вот тогда бы он успел

Сделать много важных дел!

А. Усачев

Дети перечисляют дни недели. Воспитатель предлагает ребятам выстроиться в ряд, составив неделю от названного дня (среда, пятница, воскресенье, и проверяет правильность выполнения задания Вчера, сегодня, завтра.

Игра «Продолжай!».

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Н-р: воспитатель бросает мяч и говорит:

«На почту мы ходили.» «. вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было.» «. сегодня». «Рисовать мы будем.» «. завтра» и т. п.

Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Н-р: «Мы пойдём гулять в лес (завтра); новогодний праздник был…. (вчера); и т. д.

Времена года.

Игра «Времена года». Игра с мячом.

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему.

- Какие времена года вы знаете?

- Какой вы представляете зиму?

- А что будет зимой с водой в реках, озёрах, прудах?

- Как приспосабливаются животные к зиме?

- Какое время года наступит после зимы? - Какие признаки весны вы знаете?

- Какое время года наступит после весны? - Какие пословицы вы знаете о лете?

Игра «Какое слово подходит?»

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Педагог задаёт детям разные вопросы, например:

«Месяц зимы (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».

Дети отвечают: «Февраль». Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).

Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).

Время года (март, апрель, вечер, зима). Части суток… (лето, май, апрель, ночь).

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».

Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. На доске вывешены картинки с изображением времен года.

Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся,

Весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

И. Никитин. Весна

Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.

Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком.

В. Берестов. Лето

Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет…

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

О. Иваненко. Осень

Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку

Игра «Круглый год».

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает:

«Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?

- Какой месяц идёт после октября?

- В каком месяце день твоего рождения?

Игра «Двенадцать месяцев».

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут? Двенадцатый месяц, назови себя. Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется. Игра с мячом «Бывает - не бывает» Цель - развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года. Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни»

Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.

Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам. Игра «В какое время года нужны эти предметы?» Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе. Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету, в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. 21 Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов. Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «Назови времена года, месяцы»

Цель - закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы, называет их).

Игра «Четвертый лишний»

Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Дидактическая игра «Назови соседей».

Цель - закрепление названий и последовательности времен года.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я… (лето).

 

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

 

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

 

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет. (Весна)

Игровое упражнение «Собираем год».

На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующие картинки-отгадки и восстанавливают последовательность времен года.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает, 

Когда это бывает? (Осень)

Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зима)

Зазвенели ручьи.

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна)

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Лето)

Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности. Затем воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего времен года? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние месяцы». На доске вывешиваются картинки с изображением осенних месяцев. Воспитатель читает стихи об осенних месяцах, а дети находят соответствующие иллюстрации и располагают их под картинкой с изображением осени.

Сентябрь – златоцвет,

В золотой кафтан одет,

Лес красуется листвой

Пышной, яркой, золотой.

Октябрь – листопад,

Листья падают, кружат,

Укрывают лес ковром

Перед долгим зимним сном.

Ноябрь – грудень,

Для прохожих труден.

Смерзлись в груды снег и грязь,

Не проедет даже князь!

Дети называют осенние месяцы по порядку.

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ И СПОСОБАХ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ.

Познавательный канал для детей «Бегущие валенки». Серия из 15 видео «История часов» https://www.youtube.com/playlist?list=PLUlLBqG4zIC9NXhtSYlT3nvKa9voDe8z7.

Вместе с авторами канала совершите с детьми прогулку во времени и узнайте множество интересных фактов о часах. На протяжении тысячелетий человек пытался измерить время, сначала по дневному и ночному светилам и звездам, затем с помощью примитивных устройств. Проследите эволюцию часовых механизмов и устройств для измерения времени, включая солнечные, огневые, песочные, водяные, башенные, карманные и наручные часы, а также узнайте историю будильника и хронометра.

Темы видео:

1. Живые часы. Как люди просыпались до будильников.

2. Цветочные часы. Как определить время по цветам.

3. Солнечные часы. Как определить время по солнцу.

4. Песочные часы. Как песочные часы измеряют время.

5. Водяные часы.

6. Огненные часы.

 7. Башенные механические часы.

 8. Часы с маятником.

9. Карманные часы.

 10. Хронометр: часы для моряков. Что изобрел Джон Гаррисон?

11. Будильник. История будильника.

12. Гномон и его тень.

13. Цветочные часы Карла Линнея.

14. Как работали первые механические часы.

15. Клепсидра. Водяные часы Древней Греции.

Времена года Уроки тетушки Совы | Сборник 1 | Развивающий мультфильм для детей https://www.youtube.com/watch?v=1PVZGivbAOY

Календарь детям. Учим месяцы и дни недели. Развивающие видео для детей (раннее развитие ребенка) https://www.youtube.com/watch?v=3ZwVlkV8hcM

Мультфильм "Времена года" - название месяцев. Развивающее видео для детей. https://www.youtube.com/watch?v=3JVi_JIB7ok

Мультфильм «Двенадцать месяцев» https://www.youtube.com/watch?v=pgetgh8PLcQ

Мультики про машинки. Дни недели. Развивающий мультфильм для детей https://www.youtube.com/watch?v=fnVwM09oMEI

Фиксики – Часы https://www.youtube.com/watch?v=xwMT8sHQoFA

Фиксики учат время https://www.youtube.com/watch?v=Mm1fO6x0UNM

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВРЕМЕНИ

Знай минутам цену, секундам счет.

Минута не иголка: потеряешь — не найдешь.

 Минута час бережет.

Упустишь минуту — потеряешь час.

 Всему свой час.

Который час ударит, тот и сосчитаем.

24 Часом опоздано — годом не наверстаешь.

Потерял минуту — потеряешь и час.

В час много можно сделать.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Не дорог час временем, а дорог улучкой.

Год тих, да час лих. Каждый час имеет свое назначение. (татар)

Время всему научит.

Время красит, безвременье старит.

Всякое время переходчиво.

Одна пора в году сено косить.

Неделя год кормит.

Год не неделя, — а все дни впереди.

Всякому овощу свое время.

Пора да время дороже золота.

Времени не поворотишь.

День да ночь, сутки прочь.

Без минутки еще не сутки.

Кто с петухами встает, от часов не отстает.

Поздно встал, день пропал.

Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит.

Время, что вода, течет не замечаешь.

Знай минутам цену, секундам счет.

Сила — во времени.

Время дороже денег.

Потерянного времени не догонишь.

Время никого не ждет.

Время не воротишь.

Вчерашнего дня не воротишь.

Кто вовремя не начнет, тот остается позади.

Пропущенный час годом не нагонишь.

От времени возьми все, что можешь.

Всему свое время.

На все нужно время.

Время дороже золота (денег).

Время и труд к победе зовут.

Время идет, как птичка несет.

Время красит, а безвременье сушит.

Время летит безвозвратно.

Время на время не приходится.

Время не деньги, потеряешь — не найдешь.

Время не дремлет, часы не стоят.

Время не ждет.

Время не птица — за хвост не поймаешь.

Время подойдет, так и лед пойдет.

Время придет — и час пробьет.

Время придет — слезы утрет.

Время проходит, а другое приходит.

Время разум дает.

Время, как воробей, упустишь — не поймаешь.

Дни не копейки, годы не рубли, их из кармана не выложишь.

Минута час бережет. (белор)

Крупинку золота можно найти, крупинку времени — никогда. (белор)

Время не лошадь: не подгонишь и не приостановишь. (белор)

Время ушло — счастье ушло. (узб)

Время вертится, как колесо: прозевал — отстал. (абазинск)

Кто временем не дорожит, у того всегда убытки. (азерб)

Ничто так не воспитывает человека, как время. (татар)

Как научить ребенка пользоваться часами

Начало. Приобретите или сделайте сами из плотного картона яркие часы с подвижными стрелками и четкими цифрами. На этом макете ребенок сможет потренироваться понимать время. Оставьте на потом объяснение того, сколько это «без пяти», «без десяти» и «четверть». Просто расскажите ребенку о том, что весь круг, который проходит большая стрелка – это час. Уточните с ребенком, в каком направлении двигаются стрелки. Покажите малышу маленькую стрелку. Скажите, что она – самая главная, поскольку с ее помощью можно узнать, сколько часов. Поставьте ее на цифру 1, спросите у ребенка, сколько времени. Переставляйте стрелку на следующие цифры, задавая тот же вопрос. Поставьте стрелку на пять часов. Спросите, куда она попадет через час.

 Изучаем минуты. Теперь время подключить и минутную стрелку! Следует сразу же обратить внимание на то, в чем отличие часовой и минутной стрелки. Пусть ребенок покажет, какая стрелка длиннее. Вспомните названия стрелок, а также, какая из них самая «главная». Далее необходимо 26 рассказать ребенку о том, что часы могут показывать ровно час только тогда, когда минутная стрелка находится на цифре 12. Выставьте на циферблате ровное время, а малыш пусть сообщает: «Восемь часов ровно!».

 Совершенствуем умение определять время. Переходим к изучению деления часа на минуты с помощью большой стрелки. Сейчас важно рассказать ребенку о том, что за час минутная стрелка пробегает весь круг, а часовая стрелка – всего лишь расстояние от одной циферки до другой. Объясните ребенку, что это расстояние стрелка проходит за пять минут. Покажите ребенку, что если стрелка проходит две цифры, то она делает это за 10 минут. Если три – то за 15. Покажите, что круг можно поделить пополам (при необходимости даже проведите линию карандашом) – это половина часа. Поделите циферблат на 4 части и объясните, что означает словосочетание «четверть часа».

Упражнения. Чтобы малыш запомнил последовательность смены периодов суток (утро, день, вечер, ночь), предложите ему несколько карточек с различными изображениями. Каждый из предметов должен ассоциироваться с действием в определенное время. Например, дневник или книга будет напоминать о школе, и значит, малыш должен будет ответить на вопрос о времени суток словом «день». В качестве удачных предметов, явно характеризующих определённый период, можно использовать, например, зубную щетку (утро), портфель (день), подушку (ночь), звезды (ночь) и т.д. Чтобы материал лучше усвоился, попросите малыша расположить карточки в правильной последовательности.

Играем со словами. Учить различать периоды суток можно и в устной форме. Например, предложите найти пару словам: день — …(ночь), утро- … (вечер). Или поручите определить лишнее из перечня: завтрак, обед, полдник, дождь, ужин.

Знакомимся с числами. Чтобы ребенок более точно понимал значение времени, его нужно обучить тому, что означают цифры на циферблате, последовательность движения стрелок и предназначение деления окружности на минуты и часы. Для ознакомления возьмите будильник в самом простом оформлении с крупно и четко нарисованными цифрами. Стрелки должны отличаться друг от друга и, желательно, иметь различную форму. Покажите, как они движутся и объясните их взаимосвязь между собой.

Мастерим часы. Чтобы научить ребёнка понимать время по часам, желательно сделать макет часов своими руками или приобрести его в магазине детских игрушек. Предложите малышу смастерить оригинальные стрелки, отличные друг от друга, украсить циферблат картинками, означающими тот или иной отрезок времени. Самым лучшим вариантом будет изготовление двух часов для разных периодов суток – дня и ночи. На одном будут, например, картинки восходящего солнышка (утро — с 9.00 до 10.00), ярко светящегося (день — с 12.00 до 17.00 час.) и заходящего за горизонт в багряном зареве (вечер — с 18.00 до 21.00) .

На другом макете можно изобразить малыша с подушкой (вечер — с 21.00 до 00.00), звезды (ночь — с 00.00 до 5.00), тарелку с кашей или спортсмена с гантелями (утро – с 6.00 до 9.00). Цифры нужно обозначать от 0 до 24. Позже ребенок будет машинально ассоциировать 1.00 с 13.00 и т.д. В качестве материала для изготовления поделки используйте плотный картон разных оттенков – светлого и темного. Стрелки сделайте более прочными и закрепите на центральном вращающемся приспособлении (например, болтик с шайбой). Лучше всего изготовить сразу все – и часовую, и минутную, и секундную. Имея под рукой готовые часы, можно приступить к другим заданиям.

Определение времени. На самодельном циферблате установите определенное время и попросите малыша назвать его. Пусть он также вспомнит, что он делает в указанный промежуток. Проведите несколько таких практических упражнений. Не забудьте уточнить, о каком времени суток идет речь. Поэтому использование двух разных изготовленных циферблатов более целесообразно. В 27 дальнейшем, ознакомившись с предназначением минутной стрелки, малыш сможет точно назвать время.

Упражнение «наоборот». Проведите тренировку, так сказать, в обратном порядке. Поручите ребенку выставить стрелки, означающие определенный период, а затем час. Например, по заданию нужно указать период дневного сна. Малыш выставляет на циферблате час дня, а затем двигает минутную стрелку по кругу. Он должен понять при этом, что после ее двойного движения, часовая сместится на цифру «3». Таким же образом можно поручить малышу показать, сколько длятся его утренние сборы в садик (например, с 7.00 до 8.00) или отход ко сну (с 20.00 до 21.00).

Угадывание правильного времени. Используя оба циферблата, нужно расположить стрелки на них по-разному. Затем попросить малыша угадать, какое из них соответствует определениям «доброе утро» (9.00 или 15.00), «добрый вечер» (18.00 или 1.00), «приятного аппетита» (в разных вариантах для завтрака, обеда и ужина).

Спешат часы или отстают? Если малыш путается, в каком направлении должны двигаться стрелки, используется упражнение для определения, правильно ли идут часы. Для этого при заданном времени (например, 3 часа) установите стрелки вперед на несколько часов (4.00 или 5.00). Ребенок должен понять, что они спешат. Затем выполните упражнение для ситуации, когда часы отстают. Множество разнообразных упражнений станут для ребенка не просто обучением, а увлекательной игрой, и вы легко сможете научить ребёнка понимать время по часам. В результате он сможет легко освоить новые знания и при необходимости определять время без особых трудностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_doshkolnika_ponimat_vremya_yanvar.docx482.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Как научить дошкольника понимать время?»

Чувство времени необходимо любому человеку: от этого во многом зависит эффективность его деятельности. Как и любую способность, развивать навык лучше в детстве. Зная, как научить ребенка времени на часах, и обучая его в форме игры, можно помочь не только освоить умение ориентироваться в частях суток. Малыш станет более дисциплинированным, научится планировать свой день, станет пунктуальнее.

В программе дошкольного образования выделены следующие задачи формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста: Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Дошкольникам нужно объяснить, что если неделя начнется с воскресенья, то закончится в субботу, а если со вторника, то закончиться в понедельник.

Детям подготовительной группы предлагаются задачи посложнее для расширения понятий о временных интервалах, их особенностях, периодичности, необратимости, объективности, течении. В конкретных ситуациях дошкольникам предлагают разные возможности, а также способы по определению точного времени.

Из-за специфики временных представлений невозможно устроить какие - либо действия с единицами измерения времени. Поэтому преподносить дошкольникам знания о неделях, месяцах, и т.д. нужно опираясь на символы-эквиваленты. Этим у дошкольников подготовительной группы углубляют знания о временах года, появляется единица времени «год». Порядок месяцев в году и их соотношение к сезонам, дошкольникам нужно усваивать постепенно. В практике применяют различные упражнения, например: «Разложи на кругу месяцы, которые представляют лето, осень, весну, зиму».

Детей в возрасте 6 – 7 лет следует познакомить с небольшими единицами времени (минутой, секундой, часом). Для создания представлений об их длительности используются разнообразные часы (песочные, электронные, механические).

Кроме того, для эффективности формирования математических представлений большое значение имеет продуманная организация предметно-развивающей среды  группы. В неё нужно внести математическое содержание, которое будет развивать у дошкольников такие личностные качества, как: самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самостоятельность, самовыражение, и самопознание. Для достижения этой цели в помещение группы выделяют математическую зону.

Важнейшим потенциалом в развитии являются модели на становление контрольно-проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?») Для формирования представлений старших дошкольников о времени необходимы карточки и иллюстрации с изображением времён года, календари, модели механических часов, песочные часы.

В группах старшего дошкольного возраста в качестве образовательного процесса предлагается организация эффективной предметно-развивающей среды, отличающуюся функциональностью и доступностью материалов и пособий для детей. Такая среда должна обеспечиваться условиями с разным уровнем развития для самореализации, поддержки самостоятельной насыщенной деятельности старших дошкольников.

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Части суток.

Игра «Что ты сейчас делаешь?»

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Игра «Что за чем?»

Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т. д.

Игра «Когда это бывает»

Цель игры: Закрепить представление о временах суток.

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Что дети делают ночью дома?

- Что делают днём?

- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.

Игра «Назови все части суток»

Цель: Учить различать и называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

- Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…

- Сегодня у нас было рисование, а вчера…

- Сегодня у нас математика, а завтра….

Эту игру можно провести и на свежем воздухе.

Игра «Что наступило»

Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, н-р вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.

Игра «Разложи по порядку»

Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.

Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Н-р, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.

Игра «Что мы делаем?»

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток. Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.

Дни недели.

Игра «Живая неделя»

Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.

Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же. Четвертый вариант. Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели

Игровое упражнение «Составь неделю». У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю начиная с четверга и т. д. Игра повторяется 2–3 раза. После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная

Игра «Отгадай-ка»

Цель: Закрепить название дней недели.

Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.

- Сколько раз в неделю готовила лисичка?

- Назови эти дни?

Игру можно проводить и на других сказках.

Игра «Назови скорей»

Цель: Закрепить умение назвать последовательно дней недели.

Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит:

«Какой день недели сегодня?»

Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт свой вопрос, например:

«Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.

Игра «Неделька, стройся»

Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т. е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.

Игровое упражнение «Назови день недели». 

Цель: умение последовательно определять и называть дни недели.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»

Игровое упражнение «Неделя, стройся». 

Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7. Воспитатель уточняет у детей, сколько дней в неделе, просит перечислить их и по сигналу построиться в шеренгу, образуя неделю. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой детей и дня недели для ее образования.

Подвижная игра «Живая неделя». 

У детей карточки с цифрами. Воспитатель уточняет, какая цифра какой день недели обозначает. Затем дети делятся на две команды. Воспитатель читает стихотворение, и по мере называния дней недели каждая команда строит свою неделю.

Жаль, всего семь дней в неделе —

Дел навалом у Емели:

В понедельник на печи

Протирает кирпичи.

Не скучает и во вторник —

Он плетет слону намордник.

Языком молотит в среду

И баклуши бьет соседу.

После дождичка в четверг

Он пускает фейерверк.

Пятница – тяжелый день:

Тень наводит на плетень.

И суббота не суббота:

У него на мух охота.

Но седьмой настанет день —

Сдвинет шапку набекрень…

Потому что воскресенье —

Это праздник и веселье:

И, улегшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трудно жить Емеле…

Было б восемь дней в неделе —

Вот тогда бы он успел

Сделать много важных дел!

А. Усачев

Дети перечисляют дни недели. Воспитатель предлагает ребятам выстроиться в ряд, составив неделю от названного дня (среда, пятница, воскресенье, и проверяет правильность выполнения задания Вчера, сегодня, завтра.

Игра «Продолжай!».

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Н-р: воспитатель бросает мяч и говорит:

«На почту мы ходили.» «. вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было.» «. сегодня». «Рисовать мы будем.» «. завтра» и т. п.

Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)

Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Н-р: «Мы пойдём гулять в лес (завтра); новогодний праздник был…. (вчера); и т. д.

Времена года.

Игра «Времена года». Игра с мячом.

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему.

- Какие времена года вы знаете?

- Какой вы представляете зиму?

- А что будет зимой с водой в реках, озёрах, прудах?

- Как приспосабливаются животные к зиме?

- Какое время года наступит после зимы? - Какие признаки весны вы знаете?

- Какое время года наступит после весны? - Какие пословицы вы знаете о лете?

Игра «Какое слово подходит?»

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Педагог задаёт детям разные вопросы, например:

«Месяц зимы (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».

Дети отвечают: «Февраль». Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).

Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).

Время года (март, апрель, вечер, зима). Части суток… (лето, май, апрель, ночь).

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».

Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. На доске вывешены картинки с изображением времен года.

Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся,

Весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

И. Никитин. Весна

Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.

Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком.

В. Берестов. Лето

Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет…

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

О. Иваненко. Осень

Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку

Игра «Круглый год».

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает:

«Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?

- Какой месяц идёт после октября?

- В каком месяце день твоего рождения?

Игра «Двенадцать месяцев».

Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут? Двенадцатый месяц, назови себя. Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется. Игра с мячом «Бывает - не бывает» Цель - развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года. Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни»

Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.

Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам. Игра «В какое время года нужны эти предметы?» Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе. Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету, в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. 21 Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов. Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «Назови времена года, месяцы»

Цель - закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы, называет их).

Игра «Четвертый лишний»

Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Дидактическая игра «Назови соседей».

Цель - закрепление названий и последовательности времен года.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я… (лето).

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет. (Весна)

Игровое упражнение «Собираем год». 

На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующие картинки-отгадки и восстанавливают последовательность времен года.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,  

Когда это бывает? (Осень)

Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зима)

Зазвенели ручьи.

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна)

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Лето)

Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности. Затем воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего времен года? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние месяцы». На доске вывешиваются картинки с изображением осенних месяцев. Воспитатель читает стихи об осенних месяцах, а дети находят соответствующие иллюстрации и располагают их под картинкой с изображением осени.

Сентябрь – златоцвет,

В золотой кафтан одет,

Лес красуется листвой

Пышной, яркой, золотой.

Октябрь – листопад,

Листья падают, кружат,

Укрывают лес ковром

Перед долгим зимним сном.

Ноябрь – грудень,

Для прохожих труден.

Смерзлись в груды снег и грязь,

Не проедет даже князь!

Дети называют осенние месяцы по порядку.

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ И СПОСОБАХ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ.

Познавательный канал для детей «Бегущие валенки». Серия из 15 видео «История часов» https://www.youtube.com/playlist?list=PLUlLBqG4zIC9NXhtSYlT3nvKa9voDe8z7.

Вместе с авторами канала совершите с детьми прогулку во времени и узнайте множество интересных фактов о часах. На протяжении тысячелетий человек пытался измерить время, сначала по дневному и ночному светилам и звездам, затем с помощью примитивных устройств. Проследите эволюцию часовых механизмов и устройств для измерения времени, включая солнечные, огневые, песочные, водяные, башенные, карманные и наручные часы, а также узнайте историю будильника и хронометра.

Темы видео:

1. Живые часы. Как люди просыпались до будильников.

2. Цветочные часы. Как определить время по цветам.

3. Солнечные часы. Как определить время по солнцу.

4. Песочные часы. Как песочные часы измеряют время.

5. Водяные часы.

6. Огненные часы.

 7. Башенные механические часы.

 8. Часы с маятником.

9. Карманные часы.

 10. Хронометр: часы для моряков. Что изобрел Джон Гаррисон?

11. Будильник. История будильника.

12. Гномон и его тень.

13. Цветочные часы Карла Линнея.

14. Как работали первые механические часы.

15. Клепсидра. Водяные часы Древней Греции.

Времена года Уроки тетушки Совы | Сборник 1 | Развивающий мультфильм для детей https://www.youtube.com/watch?v=1PVZGivbAOY 

Календарь детям. Учим месяцы и дни недели. Развивающие видео для детей (раннее развитие ребенка) https://www.youtube.com/watch?v=3ZwVlkV8hcM 

Мультфильм "Времена года" - название месяцев. Развивающее видео для детей. https://www.youtube.com/watch?v=3JVi_JIB7ok 

Мультфильм «Двенадцать месяцев» https://www.youtube.com/watch?v=pgetgh8PLcQ 

Мультики про машинки. Дни недели. Развивающий мультфильм для детей https://www.youtube.com/watch?v=fnVwM09oMEI 

Фиксики – Часы https://www.youtube.com/watch?v=xwMT8sHQoFA 

Фиксики учат время https://www.youtube.com/watch?v=Mm1fO6x0UNM 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВРЕМЕНИ

Знай минутам цену, секундам счет.

Минута не иголка: потеряешь — не найдешь.

 Минута час бережет.

Упустишь минуту — потеряешь час.

 Всему свой час.

Который час ударит, тот и сосчитаем.

24 Часом опоздано — годом не наверстаешь.

Потерял минуту — потеряешь и час.

В час много можно сделать.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.

Не дорог час временем, а дорог улучкой.

Год тих, да час лих. Каждый час имеет свое назначение. (татар)

Время всему научит.

Время красит, безвременье старит.

Всякое время переходчиво.

Одна пора в году сено косить.

Неделя год кормит.

Год не неделя, — а все дни впереди.

Всякому овощу свое время.

Пора да время дороже золота.

Времени не поворотишь.

День да ночь, сутки прочь.

Без минутки еще не сутки.

Кто с петухами встает, от часов не отстает.

Поздно встал, день пропал.

Временем кто дорожит, тот зря в постели не лежит.

Время, что вода, течет не замечаешь.

Знай минутам цену, секундам счет.

Сила — во времени.

Время дороже денег.

Потерянного времени не догонишь.

Время никого не ждет.

Время не воротишь.

Вчерашнего дня не воротишь.

Кто вовремя не начнет, тот остается позади.

Пропущенный час годом не нагонишь.

От времени возьми все, что можешь.

Всему свое время.

На все нужно время.

Время дороже золота (денег).

Время и труд к победе зовут.

Время идет, как птичка несет.

Время красит, а безвременье сушит.

Время летит безвозвратно.

Время на время не приходится.

Время не деньги, потеряешь — не найдешь.

Время не дремлет, часы не стоят.

Время не ждет.

Время не птица — за хвост не поймаешь.

Время подойдет, так и лед пойдет.

Время придет — и час пробьет.

Время придет — слезы утрет.

Время проходит, а другое приходит.

Время разум дает.

Время, как воробей, упустишь — не поймаешь.

Дни не копейки, годы не рубли, их из кармана не выложишь.

Минута час бережет. (белор)

Крупинку золота можно найти, крупинку времени — никогда. (белор)

Время не лошадь: не подгонишь и не приостановишь. (белор)

Время ушло — счастье ушло. (узб)

Время вертится, как колесо: прозевал — отстал. (абазинск)

Кто временем не дорожит, у того всегда убытки. (азерб)

Ничто так не воспитывает человека, как время. (татар)

Как научить ребенка пользоваться часами 

Начало. Приобретите или сделайте сами из плотного картона яркие часы с подвижными стрелками и четкими цифрами. На этом макете ребенок сможет потренироваться понимать время. Оставьте на потом объяснение того, сколько это «без пяти», «без десяти» и «четверть». Просто расскажите ребенку о том, что весь круг, который проходит большая стрелка – это час. Уточните с ребенком, в каком направлении двигаются стрелки. Покажите малышу маленькую стрелку. Скажите, что она – самая главная, поскольку с ее помощью можно узнать, сколько часов. Поставьте ее на цифру 1, спросите у ребенка, сколько времени. Переставляйте стрелку на следующие цифры, задавая тот же вопрос. Поставьте стрелку на пять часов. Спросите, куда она попадет через час.

 Изучаем минуты. Теперь время подключить и минутную стрелку! Следует сразу же обратить внимание на то, в чем отличие часовой и минутной стрелки. Пусть ребенок покажет, какая стрелка длиннее. Вспомните названия стрелок, а также, какая из них самая «главная». Далее необходимо 26 рассказать ребенку о том, что часы могут показывать ровно час только тогда, когда минутная стрелка находится на цифре 12. Выставьте на циферблате ровное время, а малыш пусть сообщает: «Восемь часов ровно!».

 Совершенствуем умение определять время. Переходим к изучению деления часа на минуты с помощью большой стрелки. Сейчас важно рассказать ребенку о том, что за час минутная стрелка пробегает весь круг, а часовая стрелка – всего лишь расстояние от одной циферки до другой. Объясните ребенку, что это расстояние стрелка проходит за пять минут. Покажите ребенку, что если стрелка проходит две цифры, то она делает это за 10 минут. Если три – то за 15. Покажите, что круг можно поделить пополам (при необходимости даже проведите линию карандашом) – это половина часа. Поделите циферблат на 4 части и объясните, что означает словосочетание «четверть часа».

Упражнения. Чтобы малыш запомнил последовательность смены периодов суток (утро, день, вечер, ночь), предложите ему несколько карточек с различными изображениями. Каждый из предметов должен ассоциироваться с действием в определенное время. Например, дневник или книга будет напоминать о школе, и значит, малыш должен будет ответить на вопрос о времени суток словом «день». В качестве удачных предметов, явно характеризующих определённый период, можно использовать, например, зубную щетку (утро), портфель (день), подушку (ночь), звезды (ночь) и т.д. Чтобы материал лучше усвоился, попросите малыша расположить карточки в правильной последовательности.

Играем со словами. Учить различать периоды суток можно и в устной форме. Например, предложите найти пару словам: день — …(ночь), утро- … (вечер). Или поручите определить лишнее из перечня: завтрак, обед, полдник, дождь, ужин.

Знакомимся с числами. Чтобы ребенок более точно понимал значение времени, его нужно обучить тому, что означают цифры на циферблате, последовательность движения стрелок и предназначение деления окружности на минуты и часы. Для ознакомления возьмите будильник в самом простом оформлении с крупно и четко нарисованными цифрами. Стрелки должны отличаться друг от друга и, желательно, иметь различную форму. Покажите, как они движутся и объясните их взаимосвязь между собой.

Мастерим часы. Чтобы научить ребёнка понимать время по часам, желательно сделать макет часов своими руками или приобрести его в магазине детских игрушек. Предложите малышу смастерить оригинальные стрелки, отличные друг от друга, украсить циферблат картинками, означающими тот или иной отрезок времени. Самым лучшим вариантом будет изготовление двух часов для разных периодов суток – дня и ночи. На одном будут, например, картинки восходящего солнышка (утро — с 9.00 до 10.00), ярко светящегося (день — с 12.00 до 17.00 час.) и заходящего за горизонт в багряном зареве (вечер — с 18.00 до 21.00) .

На другом макете можно изобразить малыша с подушкой (вечер — с 21.00 до 00.00), звезды (ночь — с 00.00 до 5.00), тарелку с кашей или спортсмена с гантелями (утро – с 6.00 до 9.00). Цифры нужно обозначать от 0 до 24. Позже ребенок будет машинально ассоциировать 1.00 с 13.00 и т.д. В качестве материала для изготовления поделки используйте плотный картон разных оттенков – светлого и темного. Стрелки сделайте более прочными и закрепите на центральном вращающемся приспособлении (например, болтик с шайбой). Лучше всего изготовить сразу все – и часовую, и минутную, и секундную. Имея под рукой готовые часы, можно приступить к другим заданиям.

Определение времени. На самодельном циферблате установите определенное время и попросите малыша назвать его. Пусть он также вспомнит, что он делает в указанный промежуток. Проведите несколько таких практических упражнений. Не забудьте уточнить, о каком времени суток идет речь. Поэтому использование двух разных изготовленных циферблатов более целесообразно. В 27 дальнейшем, ознакомившись с предназначением минутной стрелки, малыш сможет точно назвать время.

Упражнение «наоборот». Проведите тренировку, так сказать, в обратном порядке. Поручите ребенку выставить стрелки, означающие определенный период, а затем час. Например, по заданию нужно указать период дневного сна. Малыш выставляет на циферблате час дня, а затем двигает минутную стрелку по кругу. Он должен понять при этом, что после ее двойного движения, часовая сместится на цифру «3». Таким же образом можно поручить малышу показать, сколько длятся его утренние сборы в садик (например, с 7.00 до 8.00) или отход ко сну (с 20.00 до 21.00).

Угадывание правильного времени. Используя оба циферблата, нужно расположить стрелки на них по-разному. Затем попросить малыша угадать, какое из них соответствует определениям «доброе утро» (9.00 или 15.00), «добрый вечер» (18.00 или 1.00), «приятного аппетита» (в разных вариантах для завтрака, обеда и ужина).

Спешат часы или отстают? Если малыш путается, в каком направлении должны двигаться стрелки, используется упражнение для определения, правильно ли идут часы. Для этого при заданном времени (например, 3 часа) установите стрелки вперед на несколько часов (4.00 или 5.00). Ребенок должен понять, что они спешат. Затем выполните упражнение для ситуации, когда часы отстают. Множество разнообразных упражнений станут для ребенка не просто обучением, а увлекательной игрой, и вы легко сможете научить ребёнка понимать время по часам. В результате он сможет легко освоить новые знания и при необходимости определять время без особых трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить дошкольника жалеть, понимать сочувствовать, сопереживать?

Как научить дошкольника жалеть, понимать сочувствовать, сопереживать?   «Глухой к другим людям — останется глухим к са­мому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспита­нии — ...

консультация для родителей на тему: Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»

Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя: нельзя трогать, брать, делать. Эти «нельзя» могут меняться по мере взросления ребёнка. Например, нельзя трогать ножницы, провода. Но вот малыш п...

Консультация для родителей Как научить ребёнка понимать музыку

Консультация для родителей Как научить ребёнка понимать музыку...

Консультация "Как научить дошкольника одеваться"

консультация для родителей доу...

Каким словам научить дошкольника, чтобы понимать и выражать эмоции

Дети часто не могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам или ситуации. И это не связано с плохим настроением. У них еще не сформиров...