Клуб активных педагогов
учебно-методический материал

Хайруллина Наиля Давлятгалиевна

Система мероприятий по работе с воспитателями детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_aktivnyh_pedagogov_sistema_raboty.docx69.14 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб активных педагогов.

Заседание №1.

Личные границы.

Цель: создание условий для неформального общения педагогов в следующих направлениях:

  • направление эмоциональной и психологической поддержки;
  • просветительская (познавательная) направленность;
  • эмпирическое направление (обобщение опыта).

Задачи первой встречи:

  • формулировка цели и задач работы клуба активных педагогов (в дальнейшем КАПа);
  • обсуждение правил клуба;
  • значение понятия «личные границы»; виды границ, как их устанавливать и отстаивать.

Ход мероприятия:

Творческое задание «Рисуем дом»: педагогам необходимо нарисовать дом.

- Ничего высокохудожественного, обычный домик, состоящий из

 квадрата, треугольника, детали нарисуйте на Ваш вкус.

Две-три минуты ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО У ЭТОГО ДОМА ЕСТЬ КАКАЯ-ТО придомовая ТЕРРИТОРИЯ.  Обычно, люди ограничивают территорию забором. Забор у вас может быть разным, рисуем тот дом, что первым пришёл в голову.

  1. Вступление: «Клуб активных педагогов».

- Рада приветствовать вас на первом заседании, разговоры о том, что необходимо ввести традицию неформальных встреч ведется не один год, будем пробовать.

- Название «Клуб активных педагогов», далее «КАП».

В связи с формулировкой, у меня к вам вопрос «АКТИВНЫЙ» это какой?

Можно синонимы прилагательные,

а если глаголы …

- В состав каких словосочетаний может входить это прилагательное?

- Да, всё верно. Так и есть. Можем сделать вывод

Активный, и не обязательно педагог, это тот, кто:

  • Интересуется
  • Ищет
  • Действует

Если обратиться к описанию из словарей:

Деятельный, энергичный;

Действующий, развивающийся;

Осуществляющий интенсивную деятельность, способный к интенсивному взаимодействию.

Противоположность – «пассивный».

Чаще всего наша активность, деятельность направлены на то, что происходит вне нас, а работа в клубе будет предполагать работу над собой.

  1. Цели, содержание работы.

Цель: создание условий для неформального общения педагогов в следующих направлениях:

  • Направление эмоциональной и психологической поддержки
  • Просветительская (познавательная) направленность
  • Эмпирическое направление (обобщение опыта).

Задачи будут формулироваться в соответствии с направлением и темой каждого конкретного заседания.

Содержание работы клуба в этом учебном году может меняться, и будет, по ситуации, по обстоятельствам.

С примерными темами можно ознакомиться на слайде… Ознакомьтесь с ними, пожалуйста.

Две минуты для обсуждения.

НЕОБХОДИМО:

Выбрать три темы, возможно, предложить свои, и написать на маленьких листочках и положить в стакан, Таким образом мы выберем самые приоритетные темы.

В зависимости уже от тем мы подберем разные формы проведения наших встреч. Сегодня это будет семинар.

Правила КАПа:

- добровольное участие;

- прав каждый, каждое мнение – верное;

- каждый имеет право быть услушанным; у каждого есть право высказаться, право промолчать;

- атмосфера уважения и взаимовежливости.

  Успешное и плодотворное общение, соблюдение правил тесно связаны с сегодняшней темой, она звучит так:

  1. «Личные границы. Виды границ. Как их устанавливать и отстаивать».

Что это такое – это то, что мы позволяем другим в отношении себя и то, что мы позволяем себе в отношении других.

Важно помнить - Не только то, что нужно отстаивать, но и то, что стОит уважать.

Это тема - не веяние последних лет, исторически так сложилось, что нам важно делить всё на мое – чужое.

Чтобы выжить нам важно отстаивать свою территорию, животным – берлогу. Отсюда же и границы государств. Для чего нужны государственные границы?

Тут я могу командовать, а здесь уже нет. И, чаще всего войны потому и происходят – потому что одно государство нарушает границы другого. В истории масса примеров.

Личные границы всегда были с нами, были важны, за исключением нескольких десятилетий –

- Как вы думаете, почему? С чем это связано?

- В советское время, и в постсоветское – условия коммунальных квартир, ничего своего, всё -  коллективное. Сейчас же пришли к тому, что успех ждет – когда будем поднимать личное.

Мы не знаем, что такое личные границы, мы выросли в другое время, но сейчас времена изменились, вы видите, что успеха, здоровья, гармонии, достижений, добиваются как раз те люди, кто бережет свои границы, поэтому нам стоит научиться выстраивать новую жизнь, новый способ отношения к себе и миру.

Воспитать себя, новое поколение и наших детей, так, чтобы они не привыкли делить общие ванные комнаты, а стремились иметь своё.

Пример из энциклопедии по психологии: представьте, что в квартире сняли дверь, кто-то пройдет мимо, менее порядочный -  заглянет, кто-то зайдет, устроит вечеринку, все испачкает и уйдет, кто-то обворует, то же самое происходит с нашей эмоциональной сферой, когда в нашу жизнь вторгаются все, кому не лень, как будто мы живем со снятой дверью.

- Первое практическое упражнение будет связано конкретно с домом.

В начале нашей встречи мы НАРИСОВАЛИ ДОМИК, а вокруг него забор. А сейчас пойдем ваши заборы разбирать.

Заборы вокруг дома и вас могут быть самые разные и, если это,

ИСКАЖЕННЫЕ ГРАНИЦЫ –по подтипу ЖЕСТКИЕ ГРАНИЦЫ

У вас ВЫСОКИЙ КРЕПКИЙ забор, ТАМ НИКТО не пройдет, еще и вывеска висит «не влезай убьет» или «осторожно, злая собака». Можно ли сказать, что это хор или плохо: с одной стороны, наверное, безопасно, но с другой - к такому дому страшно приближаться. Людям не хочется к вам заходить. Когда проходишь мимо возникает мысль – что тут за параноик живет, кто вокруг себя такую стену возвел. Люди с такими границами, как правило, в общении с окружающими закрыты, даже избегают его, у них мало друзей. Никому не доверяют, везде видят корысть, подвох. Могут быть жесткими и давящими, проявляется и в воспитании детей. Чаще мужчины. Для таких людей модель мира: мир опасный, никому доверять нельзя, поставлю три двери, видеокамеры, детям на всякий случай буду всё запрещать.

Другой вид Искаженных границ – слабые (РАЗМЫТЫЕ) ГРАНИЦЫ: у вас либо совсем нет забора, либо маленький, непонятный, вроде забор, а вроде и нет, ходи кто хочешь. Это абсолютное большинство женщин в нашей стране. Таким людям очень сложно отказывать, они бояться быть неудобными, хотят всем счастья, любви, здоровья, думают обо всех, кроме себя. вот Готовы пожертвовать своим. Привыкли жертвовать собой ради других, что им кажется, что им самим ничего и не надо: «ну и ладно, что я всю свою зарплату подруге в долг отдала, ей же нужнее»; «мужу готовлю и убираю, ему же больше надо, чем мне, он же работает». С одной стороны, с такими людьми приятно общаться, они все делают ради нас и по началу это даже помогает, но в какой-то момент сам этот человек начинает чувствовать, что что-то не так, но не может понять, что именно. Он перестал чувствовать свои желания, перестал понимать кто я, что я, что хочу, какие у меня цели, п ч он так приучил себя не чувствовать, не желать что-то для себя. Такие люди сначала всё для нас делают, а потом начинают нас обвинять: ах какие все неблагодарные, я всё для них, для вас, я так стараюсь, ах вы… Если у людей с жесткими границами модель- мир опасный, плохой, то у людей со слабыми мягкими границами – мир может быть и нормальный, но я -  плохой. Эти люди внутренне считают себя недостаточно ценными, недостаточно хорошими, поэтому пытаются всячески заслужить любовь окружающих.

- А что же такое ЗДОРОВЫЕ ГРАНИЦЫ?

Здоровые границы – это крепкий забор, достаточно устойчивый, но не шестиметровый и желательно такой, за которым хоть немножечко, но видно дом. Может, это кирпичные колонны, между которыми решетка, может, живая изгородь с просветами. То есть, в идеале, за вашими личными границами должно быть видно вашу личность, должно быть видно вас. Нас видно, мы есть, но также видно и наши границы.

Вывод: какой можем сделать?

Здесь, даже не так важно, как мы нарисовали, а в какой крайности каждая из вас больше себя узнала. В идеале - наша цель стремиться к нормальным, здоровым границам. Уделять больше внимания себе, быть для себя приоритетом, заботится о себе и своих личных границах.

- Какие бывают границы? Ознакомьтесь, пожалуйста, с видами границ на слайде. Название каждого говорит само за себя. Вопросы

Виды границ: (в презентации)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ВРЕМЕННЫЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ТЕЛЕСНЫЕ

ГРАНИЦЫ ОТНОШЕНИЙ – КОГО ПУСКАЕМ В наши отношения, кого не пускаем.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ

ГР.ДОГОВОРЕННОСТЕЙ

Важное место среди всего этого многообразия занимают именно телесные границы, потому что они самые приближенные к нам. Вопрос жизни и безопасности. Чуть позже, мы посмотрим видеофрагмент как взрослым относиться к телесным границам ребенка. И к нашей профессии пригодится, и что касается воспитания собственных детей и внуков. Емкая информация.

А пока… От чего зависят наши ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

 (в презентации):

  • настроение;
  • национальность, этнос, традиции;
  • обстоятельства;
  • личные особенности.

И они могут меняться не то что в течении жизни, а даже одного дня. Проснулись не в настроении, не подходите ко мне никто, не смотрите на меня, не дышите, не разговариваете, а потом чай попили, настроение улучшилось, и границы стали послабее - сами подходите и предлагаете «Давай обнимемся».

Национальность: у каких-то народов размытые, нестрогие телесные границы, у каких-то очень жесткие. Пример, город Моздок.

От обстоятельств: на работе кто-то подходит близко вы, так, близко не подходите, но после работы в бар, на дискотеку в клуб, наваливаются, или в автобусе, метро, кто-то вас коснулся и границы ваши уже поменялись.

И личных особенностей: как проходило наше детство, в какой семье мы выросли, событий, от наших психотравм, комплексов, от нашей неуверенности в себе, на то они и личные что зависят от нашей личности, а мы все разные и личные границы у нас тоже.  Навязывать кому-то свою границу – это нарушать его границы. Например, приходя домой говорите: «Я поняла, у вас, у тебя неправильные границы, сейчас я тебя научу, как надо».

- Теперь предлагаю налить чай, и посмотреть видеофрагмент про телесные границы ребенка.

Просмотр. Обсуждение впечатлений, формулировка выводов.

- Личные особенности: у каждого человека разный опыт и в связи с этим мы по-разному реагируем на проявление любой агрессии, кого-то били, психологически давили. А сейчас посмотрим фрагмент о нарушении психологических границ. Как это бывает…

Обсуждение

- А сейчас перейдем к блоку практических советов, как отразить нарушение границ: 

Существует несколько техник:

  1. Благодарность: Спасибо, очень ценю. Спасибо большое за приглашение, очень ценю. Спасибо большое за ваше мнение, очень ценю.
  2. Начать задавать уточняющие вопросы: Поправилась да? А на сколько? Десять? Как ты думаешь? Важно, вступать в спор, если вы в ресурсе и есть настроение для этого.
  3. На замечание – переключить внимание с себя на оппонента или разоблачение: зачем ты это делаешь? Почему ты такое говоришь? Зачем ты это говоришь? Что случилось у тебя сегодня? Что в его жизни так отвратительно, что он лезет к вам. На самом деле помогает. Пыл агрессора спадает.
  4. Техника заезженной пластинки: смело повторяете одно и то же несколько раз.

Как сказать «нет»?

  • «Нет, спасибо, мне это не подходит»;
  • «Благодарю, но сейчас не могу воспользоваться Вашим (твоим) предложением»;
  • «Нет, спасибо, мне нужно другое».

Отказывать можно! Разрешите себе отказывать!

Страшно. Боимся, что разозлятся, обидятся, останемся в одиночестве, никто не подойдет, родом из детства, приличные, воспитанные девочки, хорошие девочки, хорошие мальчики, будь хорошим. А пугали нас чем? Орали, говорили, бабушка обидится, это ложное.

Это детская позиция! Боится ребенок. Взрослый не боится! Пожалейте своего внутреннего ребенка, успокойте и пошли дальше.  

Кто чаще нарушает наши границы? Конечно, чаще близкие

Но, и мы сами.

Вернуться к слайду с видами границ

Телесные: не чистим вечером зубы, временные – лягу сегодня в десять, и ничего подобного. информационные – не отключаем звук телефона и обновления. Страх современного человека – что –то пропустить. Психологические – молчим, обзываем себя, виним. Материальные- не покупаем, обойдусь.

Общий вывод:

Как мы можем требовать от других, если сами этого не делаем.

Уважать и охранять свои границы, говорить «нет», отражать нарушение границ, тогда и придет уважение к границам других людей.

Клуб активных педагогов.

Заседание №2.

Что такое стресс? Способы борьбы со стрессом.

Цель: создание условий для неформального общения педагогов в следующих направлениях:

  • направление эмоциональной и психологической поддержки;
  • просветительская (познавательная) направленность;
  • эмпирическое направление (обобщение опыта).

Задачи второй встречи:

  • формулировка понятия «стресс» и причины его возникновения;
  • обсуждение способов самостоятельной борьбы со стрессом;
  • расслабление как один из способов профилактики и борьбы со стрессом;
  • ароматические масла как способ расслабления.

  1. Повторение и обсуждение правил Клуба активных педагогов (на слайде).

  1. - На первой организационной встрече мы определили приоритетные темы для ближайших заседаний. Абсолютными лидерами оказались три темы:

- секреты хорошего настроения

- эмоциональное здоровье личности

- современный детский сад

Сегодняшняя тема так или иначе вмещает обе первые темы.

 Тема нашего сегодняшнего заседания, касается всех без исключения и звучит так: «Что такое стресс? Способы борьбы со стрессом».

- Но перед актуализацией темы, хочу предложить вам внести ещё одну традицию в наши встречи: каждое заседание будем начинать с истории, интересной, забавной, поучительной. Сегодня она уже есть, нужно только зачитать.

Эта история может быть непосредственно связана с темой встречи, а может и нет.

Сегодня эту историю подготовила я, по теме, кто хочет ее прочитать вслух?

Зачитывание истории «До поры до времени не замечаешь даже очевидного».

Обсуждение

- Как вы думаете, а почему люди любят истории? Детективы?

Рассуждения и версии педагогов.

В конце любой истории наступает апогей справедливости: находят виновника, преступника, причину событий; в реальной жизни же - не всегда так происходит. Реальная жизнь неплоха, но не так совершенна.

В жизни иногда случаются неприятности – и наш собственный выбор как к ним относиться.

- На ваших столах листочки с информацией «Зачем нам даются беды и несчастья?» - фрагмент из книги «Живи легко» Эндрю Мэтьюза,

показать книгу, прочитать регалии сзади.

- Как можете прокомментировать?

Педагоги приходят к выводу, что у каждого человека свои уроки.

- Каждому свои уроки. Можем реагировать на жизнь одним из трех способов. Мы можем сказать:

  • «Моя жизнь – это серия необходимых мне уроков, следующих друг за другом в идеальной последовательности». Самый здравый подход, гарантирующий максимальный уровень душевного спокойствия.
  • «Жизнь- это лотерея, но я по максимуму использую все подворачивающиеся возможности». Тоже правильная позиция, благодаря которой обеспечиваешь себе среднее качество жизни. 
  • «Почему именно на меня постоянно валятся все беды?» Гарантирует максимум страданий и фрустраций.

- Как вы думаете: когда неприятность превращается в стресс?

Варианты педагогов

Игровая ситуация «Собери стресс» (см. Приложение).

 Педагоги делятся по желанию на три группы.

- На столе листочки с разбросанными словами, задача каждой группы попытаться собрать понятие стресса.

Обсуждение и выбор наиболее удачного понятия. 

- Что у всех трёх понятий общее?

Обсуждение.

- А сейчас предлагаю вам ознакомиться со статистическими данными приведёнными в виде таблицы «Какой стресс самый-самый».

Педагоги совместно приходят к ряду выводов: не вводить себя в состояние стресса. Выход из затяжного и глубокого стресса иногда может носить уже медикаментозный характер.

- Что может делать, чтобы не впадать в стресс.

Обсуждение вариантов

- Регулярная практика расслабления. Как вы расслабляетесь?

- Существует множество техник, каждый выбирает что-то своё, либо комплекс расслабляющих процедур.

Расслабление через стихии: воздух, морской бриз, свежий воздух, дыхание;

вода: принятие ванны, попить воды, плавание.

Огонь: свечи, на природу, костер, возможно приготовление еды на огне,

Через прикосновения – тактильные, как вариант – массаж.

Мышечная нагрузка – устали мышцы, отдохнули, освежились мысли.

- Как вы сами себя успокаиваете?  Как, какими словами, действиями и насколько часто?

- Сегодня к нам в гости пришёл аромаконсультант, эксперт по аромамаслам, наша коллега, которая расскажет «Как можно расслабиться при помощи аромамасел в домашних условиях».

Встреча с аромаконсультантом, обсуждение свойств и действий самых распространенных  аромамасел, чем они способны помочь и как их применять.

В финальной части встречи педагоги приходят к следующим выводам:

секрет хорошего настроение - избегание стресса, сохранение свойства психики воспринимать неприятности как опыт, практиковать регулярную практику отдыха и расслабления. Лучшее, что можно сделать со стрессом – не допускать его.

Для финала:

Только спустившись в бездну,

Понимаешь ценность жизни.

Где упадешь, споткнувшись,

Там и зарыт твой клад.

Именно в пещере, куда боишься войти,

Скрыто то, что ищешь.

Джозеф Кэмпбелл

Клуб активных педагогов.

Заседание №3.

Секреты хорошего настроения.

Цель: создание условий для неформального общения педагогов в следующих направлениях:

  • направление эмоциональной и психологической поддержки;
  • просветительская (познавательная) направленность;
  • эмпирическое направление (обобщение опыта).

Задача третьей встречи:

  • создание условий для неформальной игры педагогического коллектива.

Ход мероприятия

- Добрый день! Начнём с нашей доброй традиции. Кто хочет рассказать историю?

Рассказ истории и ее обсуждение.

  1. Введение в тему:

На прошлой встрече «Что такое стресс?» мы разбирали некоторые способы борьбы со стрессом, способы расслабления.

Сегодня: будем играть, поднимать себе настроение – при помощи деятельности.

Часто мы для того, чтобы начать действовать – ждём хорошего настроения, хотя происходит как раз наоборот – сделал что-то стоящее и настроение само собой поднимается.

Педагоги делятся на две команды.

2.«Кто я»

- Каждой команде участников предлагаю выбрать любой предмет в комнате.

Затем, представить себя этим предметом и написать небольшой рассказ о себе от имени этого предмета. Обязательно укажите состояние этого предмета, расскажите о его жизни, о его чувствах и деятельности.

Вывод:

Когда рассказы написаны, рассказываем о механизме проекции и сообщает, что всё сказанное от имени предмета относится непосредственно к самому автору.

3.  Игра «На всё согласные»

Каждой команде предлагается отгадать названия книг, песен, фильмов, сериалов, передач из которых были убраны все гласные звуки, а оставшиеся согласные объединены в одно длинное и неразборчивое слово.

ВПЬМЗЛБВЬ

ВТРСМРДЛ

ПГДВДМ

СЛНШК

НБЛМПКРВЛНВР

СДНЧЬ

МЛЬЧКХЧТВТМБВ

КРШКМ

ХККЖНЩН

ДМСГРТСМНТЛМ

МЗКНССВЗЛ

Ответы:

ВЫПЬЕМ ЗА ЛЮБОВЬ

ВЕТЕР С МОРЯ ДУЛ

ПОГОДА В ДОМЕ

СОЛНЫШКО

НА БЕЛОМ ПОКРЫВАЛЕ ЯНВАРЯ

СЕДАЯ НОЧЬ

МАЛЬЧИК ХОЧЕТ В ТАМБОВ

КРОШКА МОЯ

АХ КАКАЯ ЖЕНЩИНА

ДЫМ СИГАРЕТ С МЕНТОЛОМ

МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА

4. Игра «Куда едем, шеф?»

Играют команды по очереди. Перед началом игры команда решает какой сокомандник становится водителем, а остальные – пассажирами. Водитель крутит воображаемый руль и принимает пассажира с вопросом «Куда едем?», после чего пассажир должен объяснить жестами и словами некое место назначения, как настоящее, так и вымышленное. Нельзя использовать слова из названия мест и однокоренные слова.

Продуктовый магазин

Поликлиника

Жить в Лондон

В школу

К морю

К колодцу

В Нижний Новгород

В Москву

В институт

На экзамен

В хозяйственный магазин

За обоями

В соседнее село на дискотеку

В салон красоты

В далёкие края

На второй этаж

Воровать помидоры

Зоопарк

Домой

В обувной магазин

На дачу

За ёлкой

За вон-той машиной

Пожарную машину чинить

Ловить ос

В душевую комнату

За синеньким цветочком

За заказом Орифлейм

На ноготочки

За тем дядей

За пирожками и маслом

В кинотеатр

На встречу выпускников

В ателье

К памятнику Ленина

В кондитерскую

В Макдоналдс

На птичий рынок

В санаторий

На пасеку

5. «Фильмофраз».

Командам необходимо вспомнить как можно больше фраз из советских фильмов.

Как вариант:

Игроки получают известные фразы из фильмов и мультфильмов – объяснить эту фразу сокомандникам, заменяя слова на антонимы синонимы или близкие по звучанию, но не использовать ни одно слово из оригинальной фразы без изменения.

6. Игра «Котофильм и котокнига».

Команде необходимо написать небольшой рассказ по общеизвестному фильму или книге, где все герои, сюжеты, действия будут переделаны на «кошачий язык». Задача команды соперника: угадать название фильма или художественного произведения.  

7. «МегаОливьешечка».

Команде необходимо вспомнить или придумать блюдо с наибольшим количеством ингредиентов, чем у соперников. Ингредиенты команды зачитывают по очереди. Выигрывает та команда, которая произнесёт финальный ингредиент.

Подведение итогов встречи.

Клуб активных педагогов.

Мастер-класс для педагогов.

Эмоциональное выгорание и как с ним справиться.

  1. Игра в ситуации «Откровенно говоря»

- Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам немного поиграть и настроиться на тему сегодняшней встречи.

Педагогический коллектив делится на две команды и присаживается за столы.

- Продолжите, пожалуйста, фразу. Задача одна: постараться быть откровенными…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Откровенно говоря, я мечтаю …

Откровенно говоря, наши педсоветы….

Педагоги делают небольшие выводы по поводу своего эмоционального состояния на данный момент, судя по сказанным фразам.

  1. Понятие «Эмоциональное выгорание».

- Сегодня мы поговорим о понятии «эмоциональное выгорание», знакомо ли оно вам, что можно сделать если это возникло и немного поиграем.

Термин «эмоциональное выгорание» ввёл американский учёный – психиатр

Х.Фрейденберг в 1974 г. Наблюдая за людьми, он установил: некоторые люди не горят (своим делом, не заинтересованы в действиях, находятся в эмоциональном тупике), отсюда и возникло знакомое нам сейчас понятие.

Существует много определений выгорания.

Обобщенно, проф. выгорание: общее физическое и эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного перегруженностью в профессиональном взаимодействии с людьми и необходимостью принимать участие в решении их проблем.

Причины:

- Предлагаю вам ознакомиться с видами и причинами выгорания.

См. Приложение, беседа о причинах выгорания.

- Чаще всего подвержены выгоранию:

  1. Педагоги
  2. Медицинские и социальные работники
  3. Психологи
  4. Работники сферы обслуживания
  5. Юристы
  6. Руководители разных уровней.

Т.е. те, кто работает слишком много в течение слишком продолжительного периода времени со слишком большой интенсивностью.

  1. Игра «Баланс даю – получаю»

Одна компания педагогов письменно перечисляет положительные моменты (плюсы) своей работы, другая – отрицательные (минусы). После подготовки педагоги поочередно зачитывают свои варианты. Ведущий акцентирует внимание на том, что плюсов всё-таки больше.

  1. Диагностика профессионального выгорания

- Существует 3 вида диагностики профессионального выгорания:

  1. Опросник Каппони, Новак
  2. Опросник Маслач
  3. Тест СЭВ по В.Бойко

  1. Сейчас мы проведём опросник В.Каппони

Опросник «Экспресс-оценка выгорания»

(В. Каппони, Т. Новак)

Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо

отвечать "да" или "нет".

Инструкция к тесту:

Тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома

эмоционального выгорания.

На следующие предложения отвечайте "да" или "нет". Количество

положительных ответов подсчитайте.

1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра

снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

да нет

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет,

инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да нет

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и

те же разговоры

да нет

4. То насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению

с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики,

посетители, заказчики)

да нет

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался

(отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в

конференциях и т.д.

да нет

6. Коллегам (посетителям, заказчикам, ученикам и т.д.) я придумал (а)

Обидные прозвища (например, "идиоты"), которые использую

мысленно

да нет

7. С делами по службе я справляюсь "одной левой" нет ничего такого,

что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да нет

8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое да нет

9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и

послать ее ко всем чертям

да нет

10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная

книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

да нет

Обработка результатов:

Уровень эмоционального выгорания оценивается в баллах.

0-1 балл - низкие оценки. Синдром эмоционального выгорания вам не грозит.

2-6 баллов - средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от

рабочих дел.

7-9 баллов - высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу,

либо переменить стиль жизни.

10 баллов - критические оценки. Положение весьма серьезное.

Обсуждение впечатлений и выводов о проведенной диагностике.

  1. Модели выхода из состояния эмоционального выгорания.

- Существуют несколько моделей для выхода из состояния эмоционального выгорания.

Познакомьтесь с ними, что можете о них сказать и как прокомментировать.

  • Немецкая модель «Здоровье» (см. Приложение)
  • М.Селигман «Позитивная психология».
  • Ф.Гузенюк «Счастье в деятельности».

По итогам обсуждений педагоги приходят к выводу, что эмоциональное состояние – ответственность самого человека.

  1. Практика благодарности.

- Первый шаг – общение с другими людьми, мы сегодня сделали. А теперь переходим к финальной части нашей встречи. Проведём одну практику.

Берем листочки бумаги. Необходимо произвольно разделить их на 4 части. В одном делении необходимо перечислить:

  1. 5 частей тела любых
  2.  5 людей
  3. 5 событий жизни, или вех Вашей жизненной истории.

Педагоги убирают листочки бумаги на время в сторону. Отсчитать 15 отрезков ниток, перевязывают их, сцепив в одну длинную. Получается веревка из 15 фрагментов. Звучит душевная музыка, и педагоги начинают накручивать по одному делению нитки на деревянную палочку, благодаря то и того, кого написали. В итоге «Практики благодарности» коллеги делятся своими эмоциями и впечатлениями.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам прочитать фразу:  

  Я буду стараться замечать вокруг больше хорошего, и оно начнёт приходить в мою жизнь. Я не жду, что кто-то другой меня на это мотивирует. Сам буду себя настраивать на поиск хорошего. Это не временное упражнение – это стиль жизни.

- Благодарю вас за встречу и эмоциональную открытость. До встречи!

Приложение

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Откровенно говоря, я мечтаю …

Откровенно говоря, наши педсоветы….

Профессиональное выгорание - общее физическое и эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного перегруженностью в профессиональном взаимодействии с людьми и необходимостью принимать участие в решении их проблем.

Симптомы для самонаблюдения:

Физические:

  • Хроническая, постоянная усталость;
  • слабость и вялость в мышцах;
  • головные боли
  • снижение иммунитета;
  • бессонница;
  • усталость глаз, снижение зрения;
  • боли в суставах и пояснице

Психоэмоциональные признаки:

  • появляется безразличие к своей жизни и происходящим вокруг событиям;
  • неуверенность в себе, снижение самооценки
  • разочарование в окружающих
  • потеря профессиональной мотивации;
  • вспыльчивость, раздражение и недовольство другими людьми
  • депрессия, постоянное плохое настроение, жизнь не удалась

Социально-поведенческие признаки:

  • Желание убежать от всех или обида на всех, как следствие стремление к изоляции, минимум общения с окружающими
  • уклонение от ответственности, неисполнение обязанностей, лень
  • обвинение окружающих в собственных бедах, обиды, раздражение
  • зависть, жалобы, что кому-то везёт в жизни
  • жалобы на свою жизнь и на то, что приходится много работать;
  • пессимизм, негатив видится во всём.

Немецкая модель «Здоровье»

М.Селигман «Позитивная психология».

Ф.Гузенюк «Счастье в деятельности»

«Я буду стараться замечать вокруг больше хорошего, и оно начнёт приходить в мою жизнь. Я не жду, что кто-то другой меня на это мотивирует. Сам буду себя настраивать на поиск хорошего. Это не временное упражнение – это стиль жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о деятельности Клуба активных родителей «Счастье.ру»

В методическом материале дано структурированное описание целевого и организационного компонентов работы Клуба, а также представлена программа мероприятий на учебный год....

«Клуб успешных фасилитаторов» Клуб для педагогов

Цель: Создание в ДОУ условий для  профессионального  педагогов, способствующих эффективному функционирования системы педагог - родитель. Содействовать и облегчить педагогам проведение фасили...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

Мероприятия школы молодого педагога и и клуба успешного педагога

Тренинги, мастер-классы, педсоветы, консультации и многое другое для воспитателей....

Практикум для педагогов ДОУ в рамках работы клуба молодого педагога «Компетентность педагога в сфере общения с родителями»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.Задачи:- уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспи...

Выступление для клуба активного долголетия "Активист"

Наступила долгожданная весна. А в начале марта мы отмечаем самый весенний, самый нежный и самый красивый праздник 8 Марта.Сегодня ребята нашего детского сада поздравляли с праздником прекрасных женщин...