Использование метода фотоаппарата в детском саду
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области
«Использование метода фотоаппарата в детском саду»
Выполнила: Верёвкина Г.С.
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов, помочь педагогам найти новые пути, открыть для себя интересные методы.
Задачи:
- определить понятие метода фотоаппарата;
- выявить функции фотографии;
- определить возможности фотографии развивающего средства.
Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.
Детский сад - это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, вектор педагогического сопровождения в ДОУ должен быть направлен на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы ДОУ, а также на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Всем этим задачам соответствует метод фотопамяти - работа с фотографированием и фотоматериалами.
Планируя работу в ДОУ с применением метода фотопамяти, необходимо знать и учитывать функции фотографии.
Фокусирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, как положительно, так и отрицательно окрашенных. Данная функция связана с проявлением ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Взрослые и дети могут открыться самим себе и окружающим с новой стороны.
Фотография может способствовать раскрытию и укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к дальнейшему развитию.
Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле - быть средством восприятия, переработки и передачи информации. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем - прежде всего зрения, тактильной чувствительности.
Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления, отражающиеся во внешнем облике и поступках. Появляется возможность понять, в какой степени мимика и поза, прическа, одежда, интерьер помещения, друзья в кадре связаны с чувством и потребностями в изменении своего «Я».
Отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни и увидеть, насколько различаются внешность, поведение и окружающая среда в разные моменты жизни.
Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить со своими потребностями и опытом.
Смыслообразующая функция заключается в способности фотографии помочь увидеть смысл поступков и переживаний - как своих собственных, так и других людей. Фотография позволяет «остановить мгновение» и сфокусироваться на нем, что в обыденной жизни многим недоступно. Экспрессивно-катарсическая функция реализуется, как через восприятие готовых снимков, так и через их создание. Повторное, иногда более глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, особенно если это происходит в присутствии.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные цели и задачи метода:
Цель метода фотопамяти - расширять самопознание человека, способствовать индивидуальному развитию.
Задачи метода фотопамяти в ДОУ - проработка прошлого опыта, стабилизация эмоционального состояния, коррекция детско-родительских отношений, фиксация этапов деятельности.
Метод фотопамяти универсален в применении: его можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими направлениями; Метод фотопамяти подходит для индивидуальных и групповых занятий большинства возрастных групп. Метод фотопамяти позволяет раскрыть познавательный потенциал ребенка, его индивидуальные потребности, темп развития. Прикладную ценность метода сложно переоценить: с его помощью возможно пополнение дидактического материала (картотеки, тематические папки – передвижки); продукт метода возможно использовать в качестве основы для фотопроектов; для взаимодействия с семьей воспитанников возможно применение метода фотопамяти для семейных фотовыставок.
Созданные видеоролики с фотографиями так же способствуют релаксации. С целью создания эмоционального комфорта, психологического благополучия, ускорения адаптационного периода, можно оформить семейные фотоальбомы. Фотографии – это важнейшая поддержка, символ присутствия родителей, их любви. Дети ощущают «живое» присутствие родных. Говорящие дети могут рассказать о событиях, запечатлённых на них. Рассматривая семейный альбом, а также найдя в нём свою, мамину или родного человека ладошку, ребёнок, погружается в атмосферу семейного микроклимата.
Альбом с фотографиями может помочь в образовательной деятельности, например: развивать диалогическую форму речи детей, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор по ситуациям, изображённым на фотографии.
Семейная фотография позволяет формировать представления детей о родственных отношениях в семье; формировать умения отражать собственные впечатления, представления о событиях своей жизни. Фотография позволяет развивать монологическую речь, составляя рассказы по фотографии или серии фотографий. Детям интересно посмотреть не только свой, но и альбомы всех друзей. Таким образом, фотоальбом может являться своеобразным мостиком между семьёй и детским садом.
Интерес ребенка к различным способам работы с фотографиями, располагает его к проявлению творчества, дает ему возможность ощутить уверенность в себе. Сочетая множество всевозможных форм творческой деятельности, которые используются в ходе занятий в разных сочетаниях и вариантах, метод фотопамяти обеспечивает развивающее и гармонизирующее воздействие на всех участников педагогического процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в детском саду.
Метод проектов в дошкольном учреждении в настоящее время используется очень часто. Особенностью его использования в работе с детьми является сотрудничество и сотворчество детей, воспитателей, родителе...
Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста
В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...
Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с др...
Презентация "Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду"
Виды нетрадиционных методов рисования и его краткое описание...
Консультация для педагогов «Использование метода фотопамяти в детском саду»
Описание основ метода фотопамяти, областей его применения....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...