Музыка, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
статья

Мария Сергеевна Быкова

Музыка, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx30.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 373.24        Мария Сергеевна Быкова

Музыкальный руководитель

Алёна Владимировна Ходос

Музыкальный руководитель

МАДОУ №16 «Дюймовочка»,

г. Краснокаменск

Музыка, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Аннотация. В статье анализируется роль музыкального воспитания в развитии патриотизма дошкольников.

Дошкольный возраст – время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности.

Важнейшими воспитательными средствами являются театрализованные представления, концерты, праздники, традиции, игры и т.д. Включение музыкального искусства в развитие патриотизма – необходимое педагогическое условие развития гармоничной личности, обогащения духовной и нравственной культуры каждого ребенка.  

Ключевые слова.  Музыкальное воспитание, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, дошкольное воспитание.

Одной из наиболее важных проблем общества в настоящее время

является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи развития человека физически здорового, духовно нравственного, думающего.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в потере нравственных традиций и разрушении личности. Материальные ценности, к сожалению, доминируют над нравственными ценностями, поэтому у детей с юных лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость.  Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Дошкольный возраст – это основа общего развития ребенка, исходный период всех высоких человеческих начал. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой развития патриотизма. Поэтому мы, педагоги, должны использовать этот период жизни ребёнка как можно эффективнее, сделать жизнь дошкольника насыщенной эмоциональными впечатлениями.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — это непростой педагогический процесс.  Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это отношение к детскому саду, родному городу, природе, признание себя как гражданина своей страны. Мы придерживаемся такого мнения, что патриотическое воспитание дошкольников - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа дает больший эффект, когда опирается на организацию доступной возрасту детей деятельности.

В основе патриотического воспитания лежит развитие нравственных чувств. Мы выделяем следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  • воспитание у ребенка любви к семье;
  • воспитание уважения и любви к детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие неподдельного интереса к русским традициям, обрядам;
  • расширение представлений о нашей родине, её столице;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.

Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности:  в процессе непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

Система по патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

От родителей и окружающих его взрослых зависит какие нравственные качества будут развиты у ребёнка прежде всего. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик.

Музыка, литература, изобразительное искусство – это те средства, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому, планирование по теме «Патриотическое воспитание» проходит при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ с использованием инновационных форм: проектной деятельности, использовании мультимедийного оборудования. Система работы представлена через непосредственную образовательную деятельность, организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку.

Работу по патриотическому воспитанию детей мы начинаем с самого близкого и родного - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.

С раннего возраста на музыкальных занятиях дети слушают музыку, разучивают песни о маме, бабушке, близких. С удовольствием выступают на праздничных мероприятиях и концертах для родителей. Мероприятия с участием родителей способствуют развитию у дошкольников чувство гордости за своих пап и мам. В ходе работы с детьми мы используем как программную музыку так, в качестве дополнительного материала, авторские музыкальные произведения о маме, бабушке. В старших группах используем песни о родине как советских, так и современных композиторов.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке, основанной на народных мелодиях. С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Одно из слагаемых патриотизма - чувство любви к родной природе. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц: «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, «Ёжик» Д. Кабалевского, «Скворушка» Ю. Слонова, «Лягушки» Ю Слонова, «Жаворонок» М. Глинки, «Бегемотик танцует» Д. Кабалевского.  

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания у нас в саду имеет тема «Великой Победы». Тема Великой Отечественной войны – это важный этап работы по формированию чувства понимания патриотизма у дошкольников. Чем раньше воспитывать в детях чувство сопереживания к тем, кто не вернулся с войны, чувства благодарности и гордости за свой народ, перенесший тяготы войны, за отвагу и мужество своих прадедов, защитивших нашу землю, тем более мужественными и сильными духом вырастут наши воспитанники.

На музыкальных занятиях в подготовке к празднованию Великой Победы, мы ставим следующие цели:

1.Познакомить детей с историей создания песен военных лет Великой Отечественной войны.

2.Воспитывать чувство патриотизма у детей через патриотические песни военных лет, развивать музыкальную культуру, приобщать к патриотическим музыкальным произведениям, формировать всесторонне развитую, целостную личность.

Исходя из цели музыкального образования, можно сформулировать основные задачи:

1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны на примере песен военных лет.

2. Углублять знания детей о роли песен в жизни людей, о песни как памяти народа.

3. Подвести к восприятию музыкальных произведений о войне.

4. Формировать способность воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности.

5. Расширять знания детей о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности.

6. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение и признательность за совершённый подвиг народа в годы ВОВ.  Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, уважение к ветеранам.

Воспитанники нашего детского сада  знакомятся с песнями военных лет, любят их, проникаются патриотическими чувствами, и в дальнейшем, мы надеемся, что будут бережно относиться к художественно-творческому наследию, продолжать проявлять познавательную активность в изучении истории нашей Родины.  

Музыкальный материал, разучиваемый к этому празднику, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Это такие песни, как «Прадедушка» А. Ермолова, «День Победы» Д. Тухманова,  «Пусть всегда будет солнце» А. Австровского, «О той весне» Е. Плотниковой, «Три танкиста» Братьев Покрасс, «Аист на крыше» Д. Тухманова, «9 мая» З. Роот. Уже на протяжении трех лет мы,  музыкальные руководители,  практикуем совместно с воспитателями и хореографом исполнение для детей и их родителей военных песен и танцевальных композиций: «На безымянной высоте»«А закаты алые»«Темная ночь», «Журавли», «Кукушка», «Летите, голуби!», «Майский вальс». Подобные военные песни являются патриотическими, поэтому мы считаем, что дети должны их слушать и узнавать. В сердце каждого ребенка тема Победы находит отклик.

Несмотря на то, что в процессе работы приходится столкнуться со значительными трудностями, знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны не только можно, но и нужно начинать в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».

Конечно, назревает главный вопрос многих музыкальных руководителей, это вопрос подбора репертуара,  чтобы подходил по диапазону, сложности, интересам дошкольников. Мы разработали сборник песен патриотической направленности. В нем отразились такие темы, как любовь к Родине, красота природы, песни военных лет. Среди самых любимых песен у ребят, это “Моя Россия” Г. Струве, «Детство» Е. Филипповой, «Будем в армии служить» Ю. Чичков, «Буденовец» Я. Дубравина, «Будем Моряками» Ю. Слонова, «Все мы моряки» Л. Лядова, «Ты не бойся, мама» М. Протасова, «Бравые солдаты» А. Филиппенко, “Катюша”, “Три танкиста”, “На безымянной высоте”, Землянка”, “День Победы”, также не оставляют равнодушными песни “Дорожка фронтовая”, “А значит нам нужна одна победа”, “Последний бой” и другие.

В заключении хочется сказать, что вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими родителями, педагогами, хореографом и инструкторами по физической культуре. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они  вместе с детьми участвуют в проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями в ДОУ: «День знаний», «День защитника Отечества», «День защиты детей», «День Победы» и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая», «Мы – наследники победы», «Бессмертный полк».

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме – музыка, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников, поскольку считаем, что встреча с музыкой развивает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру, ощущать себя частичкой целой, необъятной страны – России.

И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Список литературы:

  1. Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ» изд. «Учитель», 2007.
  2. Журнал Музыкальный руководитель; г. МОСКВА.: №2/ 2011.
  3. Журнал Музыкальный руководитель; г. МОСКВА.: №1/ 2015.
  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки  Праздник каждый день Средняя группа Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. – СПб., 2009.
  5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки  Праздник каждый день Старшая группа Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. – СПб., 2009.
  6. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки  Праздник каждый день Подготовительная группа Конспекты музыкальных занятий с аудио приложением. – СПб., 2009.
  7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Ладушки  Я живу в России (патриотическое воспитание). – СПб., 2009.
  8. Музыкальное развитие дошкольников/ Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  9. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - 4-е изд., переработанное – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ. 2016.
  10. Праздники в детском саду. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001
  11. https://mirdoshkolyat.ru/meropriyatie/conference/muzyka-kak-sredstvo-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitanija-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Авторы:Зотова М.В.,Сиркина А.И.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже впервые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во в...

Консультация для воспитателей «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это основа общего развития ребёнка. Главные задачи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника:- сохранить лучшие качества в детях;- заложить нравственные осн...

Папка-передвижка "Музыка-как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...

Обобщение опыта по теме: «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС»

Актуальность Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родном...

Презентация "Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Работа музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...

«Музыка как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей«Музыка как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников» Слайд 1.         Слайд 2. Суть нравственно- ...