Проект "Блокада Ленинграда"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 204.4 КБ |
Проект "Блокада Ленинграда" | 204.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему
«Детям о блокаде Ленинграда»
в старшей группе
МБДОУ «Детский сад №3 г. Светогорска».
Авторы проекта:
Михайлова Е.А.
Сенчукова А.В.
2024г.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: информационно – познавательный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада, воспитатели, родители.
Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появились вопросы о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.
Актуальность проекта: Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.
Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы.
Задачи проекта:
Для детей:
- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
- Обогащать знания детей о героическом городе Ленинград.
- Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «Блокадная ласточка». Обогащать словарный запас детей.
- Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными войне.
- Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.
- Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
Для педагогов:
- Формировать у детей нравственные понятия и этику жителей Ленинграда, любовь к городу.
Для родителей:
- Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.
Предполагаемые результаты:
- Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
- Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны.
- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
- Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.
- Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.
- Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Этапы реализации проекта.
- этап: «Подготовительный»
- Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
- Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); занятий.
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде и о войне).
- Пополнение предметно-развивающей среды.
- Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
С детьми:
- Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни». «Блокадная ласточка».
- Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои защитники» (отрывки), Т.Цимберг, О.Бергольц «Мы – ленинградцы», Ю.Герман «Вот как это было».
- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда.
- Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады».
- Просмотр мультфильмов о блокаде:
- мультфильмы: «Воробушек».
- Аппликация «Блокадная ласточка».
С родителями:
- Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».
- Предложить родителям посмотреть дома другие м\ф про блокаду Ленинграда.
- этап: «Заключительный»
- Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
- Сотрудничество с Лесогорской библиотекой -передать на выставку аппликацию «Блокадная ласточка».
Полученные результаты:
- Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
- Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
-В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.
Конспект занятия с презентацией посвящённый понятию блокады Ленинграда.
Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;
Задачи:
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественная литература». «Музыкальное развитие».»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Звучит музыка: «Вставай страна огромная».
Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и блокадном Ленинграде, который отмечается 27 января. Это очень памятная дата нашей страны.
Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался этот город во время войны? –
Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом.
Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2, 5года.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Звучит «Ленинградская симфония» Шостаковича
Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию».
Дети читают стихи:
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Бомбёжки. Метели, заносы…
Уходят машины под лёд,
Но каждый шофёр твёрдо верил,
Что город, любимый спасёт.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте представим, что мы с вами едем по этой военной дороге.
Воспитатель: Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.
Воспитатель: Ленинград позади. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.
Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».
Воспитатель читает стихотворение:
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Воспитатель: Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей.
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива
Затаив на миг дыханье.
Слышит мир ее слова.
Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим,
еще не знают на Земле
страшней и радостней дороги.
Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И установили, как памятник.
«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.
Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.
Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,
Любит он свою машину- друга боевого.
И по снегу, и по льду он ведет машину.
Как объехать полынью, не попасть на мину?
Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».
Прослушивание песни «Катюша».
Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни.
В мемориал входит стена с памятным текстом.
Эти грозные годы запомни.
Здесь проходила «Дорога жизни».
Мужеством храбрых спасён Ленинград.
Павшим героям бессмертная слава.
Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновцы осталось всего несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)
Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.
Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.
Звучит песня «Дорога жизни»
Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в перевозках; документы и фотографии.
Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу. Вот она, Ладога сегодня! Тихое безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые защитники Ленинграда.
Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции «Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.
Воспитатель:
В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. (Показ картинок).
Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил. Ребята, покажите, как бы вы радовались, обнимались…
Звучит песня «Дети 21 века».
Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников славного города минутой молчания, ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Предварительный просмотр:
Проект на тему
«Детям о блокаде Ленинграда»
в старшей группе
МБДОУ «Детский сад №3 г. Светогорска».
Авторы проекта:
Михайлова Е.А.
Сенчукова А.В.
2024г.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: информационно – познавательный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада, воспитатели, родители.
Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появились вопросы о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.
Актуальность проекта: Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.
Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы.
Задачи проекта:
Для детей:
- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
- Обогащать знания детей о героическом городе Ленинград.
- Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «Блокадная ласточка». Обогащать словарный запас детей.
- Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными войне.
- Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.
- Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
Для педагогов:
- Формировать у детей нравственные понятия и этику жителей Ленинграда, любовь к городу.
Для родителей:
- Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.
Предполагаемые результаты:
- Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
- Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны.
- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
- Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.
- Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.
- Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Этапы реализации проекта.
- этап: «Подготовительный»
- Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
- Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); занятий.
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде и о войне).
- Пополнение предметно-развивающей среды.
- Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
С детьми:
- Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни». «Блокадная ласточка».
- Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои защитники» (отрывки), Т.Цимберг, О.Бергольц «Мы – ленинградцы», Ю.Герман «Вот как это было».
- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда.
- Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады».
- Просмотр мультфильмов о блокаде:
- мультфильмы: «Воробушек».
- Аппликация «Блокадная ласточка».
С родителями:
- Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».
- Предложить родителям посмотреть дома другие м\ф про блокаду Ленинграда.
- этап: «Заключительный»
- Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
- Сотрудничество с Лесогорской библиотекой -передать на выставку аппликацию «Блокадная ласточка».
Полученные результаты:
- Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
- Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
-В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.
Конспект занятия с презентацией посвящённый понятию блокады Ленинграда.
Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;
Задачи:
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественная литература». «Музыкальное развитие».»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Звучит музыка: «Вставай страна огромная».
Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и блокадном Ленинграде, который отмечается 27 января. Это очень памятная дата нашей страны.
Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался этот город во время войны? –
Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом.
Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2, 5года.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Звучит «Ленинградская симфония» Шостаковича
Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию».
Дети читают стихи:
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Бомбёжки. Метели, заносы…
Уходят машины под лёд,
Но каждый шофёр твёрдо верил,
Что город, любимый спасёт.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте представим, что мы с вами едем по этой военной дороге.
Воспитатель: Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.
Воспитатель: Ленинград позади. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.
Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».
Воспитатель читает стихотворение:
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Воспитатель: Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей.
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива
Затаив на миг дыханье.
Слышит мир ее слова.
Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим,
еще не знают на Земле
страшней и радостней дороги.
Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И установили, как памятник.
«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.
Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.
Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,
Любит он свою машину- друга боевого.
И по снегу, и по льду он ведет машину.
Как объехать полынью, не попасть на мину?
Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».
Прослушивание песни «Катюша».
Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни.
В мемориал входит стена с памятным текстом.
Эти грозные годы запомни.
Здесь проходила «Дорога жизни».
Мужеством храбрых спасён Ленинград.
Павшим героям бессмертная слава.
Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновцы осталось всего несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)
Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.
Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.
Звучит песня «Дорога жизни»
Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в перевозках; документы и фотографии.
Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу. Вот она, Ладога сегодня! Тихое безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые защитники Ленинграда.
Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции «Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.
Воспитатель:
В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. (Показ картинок).
Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил. Ребята, покажите, как бы вы радовались, обнимались…
Звучит песня «Дети 21 века».
Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников славного города минутой молчания, ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....