«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель Орлова А.С.

        У детей в дошкольном возрасте возникает потребность в активном познании окружающего мира. Дошкольникам  младшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному городу, родной природе. Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты.

       С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье.     Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха.  Работа с родителями и детьми в данном направлении позволит обогатить знания и представления детей о родном городе, своем доме, развить связную речь, систематизировать полученные знания.

       Все хорошее начинается с родного дома, с полноценной семьи. Если прививать любовь к родному городу с раннего детства, то со временем он научится гордиться им, любить и беречь его.

     В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания была поставлена цель: сформировать у детей  нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, сформировать знания о родном городе через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

Образовательные:

Уточнить знания детей о названии родного города (района), знания домашнего адреса.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному району (городу), семье, детскому саду.

 Развивать речь, воображение.

Воспитательные:

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.

Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Патриотическое воспитание я реализую в организованной образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности детей. Для этого в группе создана и постоянно пополняется  развивающая предметно-пространственная среда (уголок развития речи и чтения художественной литературы, продуктивной деятельности, сюжетно-ролевых игр и т.д.).

В своей работе использую такие формы и методы работы как: беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по опорным картинкам, чтение художественной литературы, театрализованные игры, речевые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, целевые прогулки, развлечения и др.

В работе с детьми использую ИКТ, что включает в себя мультимедийные пособия во время занятий, магнитофон.

Работа с детьми проводилась постепенно, поэтапно начиная с формирования понятия семья, и постепенно переходя к ознакомлению с нашим детским садом, а затем и городом.

У детей формировался образ Я.  Они называли своё имя и фамилию, учились здороваться и прощаться уже без напоминания взрослого, с помощью бесед и игровых упражнений учились понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

На занятиях выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Моя дружная семья». Дети  называют  имена членов своей семьи, рассказывают, кто чем занимается дома. Играем в с/р игры: «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения» и др. Так развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки).

В группе совместно с родителями оформлена  выставка фотографий «Моя любимая семья». Родители с удовольствием оформляли свои работы вместе с детьми дома. Так же была оформлена выставка осенних подделок, сделанных совместно с родителями дома. Совместное творчество взрослых и детей способствует духовному единению, формирует желание делать что-то вместе, сообща.

С родителями своих воспитанников  проводились беседы о том, что в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности - это способствует укреплению чувства семьи, формированию чувства ответственности.  Изготовлены наглядные пособия в виде папок с информациями «Загадки и пословицы о семье», пальчиковая гимнастика на тему семья».

Так же с детьми проводятся беседы не только о семье, так как любовь к родному краю еще и рождается через любовь к своему детскому саду, своему району, в котором проживаешь. У детей развивается представление о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей). В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей. Также говорим с детьми об улице, на которой он находится и микрорайоне, в котором мы живем. Тем самым создавая элементарные представления о городе.

В детском саду много друзей и игрушек. Мы продолжаем учиться играть не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг - другу, вместе радоваться успехам и уметь просить прощение.

В нашей группе существует традиция, которая называется «У нас сегодня праздник».  Вместе с ребятами мы учимся поздравлять именинника с Днем рождения: поем каравай, говорим пожелания и дарим подарок, сделанный детьми для именинника.

Большое внимание уделяется чтению художественной литературы и театрализованным играм.  Мы, читаем, поем, рассматриваем иллюстрации, учимся с помощью взрослого пересказывать русские народные сказки. Произведения устного народного творчества (потешки, песенки и др.) не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствуют развитию личности в духе патриотизма, формируют основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.

На примере народных игрушек: матрешка, дымковская игрушка, мы знакомим детей с народным творчеством. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети учатся рисовать, лепить, делать аппликации. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей.

Так же постепенно происходит ознакомление с городом, районом. Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей и средней группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Поэтому мы начали знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения проводила непосредственно возле дошкольного учреждения. С детьми рассматривали дома и здания. Обращалось внимание на то, что домов много, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. На занятиях по конструированию строили «Дом в котором мы живем».  

В  уголке патриотического воспитания есть иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседую с детьми после праздников, обращаю их внимание на красиво украшенный город. И таким образом, дети запоминают название родного города, улицы, где расположен детский сад и дом.

Работа с родителями. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственного патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно.

Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8 марта", активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, рисунков, и фотографий на тему "Моя семья", "Наш праздник", «Мой дом».

Таким образом, нам удалось добиться определенных результатов:

  • Основная часть детей знают название родного города, могут отличить свой дом от других по внешнему виду;
  • Дети знают свою фамилию, имя, отчество и членов семьи, большинство детей выучили свой адрес проживания;
  • Дети проявляют интерес к рассматриванию фотоальбомов «Моя семья», «Моя группа», а также к рассматриванию иллюстраций с изображением достопримечательностей родного города;
  • Словарный запас детей расширился и активизировался: фамилия, имя, отчество, этаж, подъезд и т. д.
  • Родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни детского сада

Заключение.

     Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.

     Проводимая работа эффективна, показывает, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм и методов работы дети способны овладеть знаниями о семье, родном городе.

В перспективе планируется  закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, попробовать внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.

Проблема воспитания у детей  любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения т...

Нравственно- патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Презентация еа тему :Задачи нравственно -патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте....

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе 2014 ...

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...