«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель Орлова А.С.
У детей в дошкольном возрасте возникает потребность в активном познании окружающего мира. Дошкольникам младшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному городу, родной природе. Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха. Работа с родителями и детьми в данном направлении позволит обогатить знания и представления детей о родном городе, своем доме, развить связную речь, систематизировать полученные знания.
Все хорошее начинается с родного дома, с полноценной семьи. Если прививать любовь к родному городу с раннего детства, то со временем он научится гордиться им, любить и беречь его.
В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания была поставлена цель: сформировать у детей нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, сформировать знания о родном городе через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
Образовательные:
Уточнить знания детей о названии родного города (района), знания домашнего адреса.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному району (городу), семье, детскому саду.
Развивать речь, воображение.
Воспитательные:
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.
Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Патриотическое воспитание я реализую в организованной образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности детей. Для этого в группе создана и постоянно пополняется развивающая предметно-пространственная среда (уголок развития речи и чтения художественной литературы, продуктивной деятельности, сюжетно-ролевых игр и т.д.).
В своей работе использую такие формы и методы работы как: беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по опорным картинкам, чтение художественной литературы, театрализованные игры, речевые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, целевые прогулки, развлечения и др.
В работе с детьми использую ИКТ, что включает в себя мультимедийные пособия во время занятий, магнитофон.
Работа с детьми проводилась постепенно, поэтапно начиная с формирования понятия семья, и постепенно переходя к ознакомлению с нашим детским садом, а затем и городом.
У детей формировался образ Я. Они называли своё имя и фамилию, учились здороваться и прощаться уже без напоминания взрослого, с помощью бесед и игровых упражнений учились понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
На занятиях выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Моя дружная семья». Дети называют имена членов своей семьи, рассказывают, кто чем занимается дома. Играем в с/р игры: «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения» и др. Так развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки).
В группе совместно с родителями оформлена выставка фотографий «Моя любимая семья». Родители с удовольствием оформляли свои работы вместе с детьми дома. Так же была оформлена выставка осенних подделок, сделанных совместно с родителями дома. Совместное творчество взрослых и детей способствует духовному единению, формирует желание делать что-то вместе, сообща.
С родителями своих воспитанников проводились беседы о том, что в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности - это способствует укреплению чувства семьи, формированию чувства ответственности. Изготовлены наглядные пособия в виде папок с информациями «Загадки и пословицы о семье», пальчиковая гимнастика на тему семья».
Так же с детьми проводятся беседы не только о семье, так как любовь к родному краю еще и рождается через любовь к своему детскому саду, своему району, в котором проживаешь. У детей развивается представление о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей). В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей. Также говорим с детьми об улице, на которой он находится и микрорайоне, в котором мы живем. Тем самым создавая элементарные представления о городе.
В детском саду много друзей и игрушек. Мы продолжаем учиться играть не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг - другу, вместе радоваться успехам и уметь просить прощение.
В нашей группе существует традиция, которая называется «У нас сегодня праздник». Вместе с ребятами мы учимся поздравлять именинника с Днем рождения: поем каравай, говорим пожелания и дарим подарок, сделанный детьми для именинника.
Большое внимание уделяется чтению художественной литературы и театрализованным играм. Мы, читаем, поем, рассматриваем иллюстрации, учимся с помощью взрослого пересказывать русские народные сказки. Произведения устного народного творчества (потешки, песенки и др.) не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствуют развитию личности в духе патриотизма, формируют основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.
На примере народных игрушек: матрешка, дымковская игрушка, мы знакомим детей с народным творчеством. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети учатся рисовать, лепить, делать аппликации. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей.
Так же постепенно происходит ознакомление с городом, районом. Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей и средней группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Поэтому мы начали знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения проводила непосредственно возле дошкольного учреждения. С детьми рассматривали дома и здания. Обращалось внимание на то, что домов много, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. На занятиях по конструированию строили «Дом в котором мы живем».
В уголке патриотического воспитания есть иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседую с детьми после праздников, обращаю их внимание на красиво украшенный город. И таким образом, дети запоминают название родного города, улицы, где расположен детский сад и дом.
Работа с родителями. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственного патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно.
Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8 марта", активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, рисунков, и фотографий на тему "Моя семья", "Наш праздник", «Мой дом».
Таким образом, нам удалось добиться определенных результатов:
- Основная часть детей знают название родного города, могут отличить свой дом от других по внешнему виду;
- Дети знают свою фамилию, имя, отчество и членов семьи, большинство детей выучили свой адрес проживания;
- Дети проявляют интерес к рассматриванию фотоальбомов «Моя семья», «Моя группа», а также к рассматриванию иллюстраций с изображением достопримечательностей родного города;
- Словарный запас детей расширился и активизировался: фамилия, имя, отчество, этаж, подъезд и т. д.
- Родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни детского сада
Заключение.
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.
Проводимая работа эффективна, показывает, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм и методов работы дети способны овладеть знаниями о семье, родном городе.
В перспективе планируется закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, попробовать внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.
Проблема воспитания у детей любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения т...
Нравственно- патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Презентация еа тему :Задачи нравственно -патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте....
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе 2014 ...
План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»
Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность: В младшем дошкольном возрасте у детей н...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»
В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».
В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...