Консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"
консультация
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_eksperimentirovaniya.docx | 542.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Краснодарский край
г. Усть-Лабинск
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребенка №5
Консультация для педагогов
Составил:
старший воспитатель - Клесова Татьяна Владимировна
город Усть-Лабинск
2023 год
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования:
*развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
*формирование умений комплексно обследовать предмет. Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
*безопасность для жизни и здоровья детей;
*достаточность;
*доступность расположения.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, «бросового»);
3) место для проведения опытов;
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:
*Компонент дидактический
*Компонент оборудования
*Компонент стимулирующий
Дидактический компонент - (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов).
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
* алгоритмы выполнения опытов;
* карточки-схемы проведения экспериментов, опытов.
Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки; правила поведения в уголке экспериментирования.
Компонент оборудования - приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные, механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент стимулирующий –
* разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
* сито, воронки разного размера и материала;
* природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
* шишки, перья, мох, листья и др.;
* утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, * меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
* технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
* разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
* красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
*медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
*прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?». Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть:
* книги познавательного характера, соответствующие возрасту;
* тематические альбомы;
* коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
* мини-музей (тематика различна, например, «камни», чудеса из стекла» и др.);
* песок, глина;
* набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
* материалы для игр с мыльной пеной;
* красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
* семена бобов, фасоли, гороха;
* некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
* простейшие приборы и приспособления - лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
* «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
* на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям;
* персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация;
*карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. От группы к группы уголок необходимо пополнять. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"
Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....
Консультация для воспитателей «Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС»
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей кра...
Консультация для педагогов "Экспериментирование в детском саду"
Экспериментальная деятельность в детском саду, как правило, связана с экологией, а как же творческое экспериментирование? Добавьте его к своей системе работы по экспериментальной и исследовательской д...
Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»
laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...
Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"
Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...
Консультация "Детское экспериментирование в детском саду и дома".
Консультация для родителей о значении детского экспериментирования....
Консультация для родителей "Детское экспериментирование в детском саду"
Консультация для родителей "Детское экспериментирование в детском саду"...