Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.
статья

Хорликова Валентина Викторовна

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.

Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В целях развития логического мышления нужно предлагать дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Игра – в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Именно в игре дети осваивают разнообразные представления, познают зависимости и закономерности окружающего мира, расширяют свой опыт познания.

Через игру ребенок входит в окружающий мир, овладевает умениями самостоятельно решать доступные задачи в разных видах деятельности, накапливает логико- математический опыт, овладевает способами познания.

Для развития математических способностей у детей в группе организована развивающая среда : «Математический уголок», где расположены различные дидактические, развивающие игры : настольные игры, игры - головоломки, пазлы, лабиринты, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, Танграмм, математические планшеты, домино, шашки, конструкторы.

Логико-математические игры включаю в организованную образовательную деятельность:

по познавательному развитию ФЭМП, по художественно-эстетическому развитию

(совместно с детьми сделали коллективную игру «Город», используя конструирование из картона и бумаги, по речевому развитию (выдумываем с детьми истории, где рассказывается о цифрах, формах).

Логико - математические игры включаю также в сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Такси», где дети знакомятся с денежными единицами. Это создает условия для усвоения дошкольниками вычислительных действий, организации опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть – целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему, заварка чая, деление торта на определенное число гостей (установление зависимости).

В игре «Магазин» представлены разные отделы: «Кондитерские изделия», «Овощной отдел» и другие. Дети распределяют товары по отделам, определяют количество товара, сортируют по заданному признаку (форме, размеру, взвешивают, завертывают). Используется касса и деньги. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет) и математические умения, представления.

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, она не теряет развивающих функций.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра.

В. А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»

В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образоват...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

статья "Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников"...

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.

Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников....

Роль игры в развитии математических способностей младших дошкольников.

Роль игры в развитии математических способностей младших дошкольников....