Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников
консультация (старшая группа)
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Черкасова Елена Ивановна
воспитатель
ГБДОУ детский сад №6
Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является -игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.
В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:
- «Выложи цифру из палочек»;
- «Собери цифру правильно»;
- «Слепи из пластилина»;
- «На что похожа цифра?»;
- «Назови предметы, напоминающие цифру».
А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.
Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур:
«Назови лишнюю фигуру»
«Подбери заплатку»
«Найди крышку каждой коробочке»
«Геометрическое лото»
«Назови фигуры».
Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Знакомя дошколят с различными линиями, применяем игру «Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» - желтым и т.д.
Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого использую игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека?
В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:
- «Чет-нечет»,
- «Сколько нас без одного?»,
- «Какое число я задумала?»,
- «Назови число на единицу больше - меньше»,
«Кто знает, пусть дальше считает»,
«Какие числа пропущены?»,
«Назови соседей».
Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:
«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»
В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр;
- путешествие;
- экспериментирование;
- подгрупповая работа;
- игра-путешествие;
- математический КВН;
- эксперимент;
- познавательные игры;
- математический ринг;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»
В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...
Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...
Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья "Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников"...
Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.
Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников....
Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников.
Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников....
Роль игры в развитии математических способностей младших дошкольников.
Роль игры в развитии математических способностей младших дошкольников....