Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
материал

Погребняк Виктория Сергеевна

Цель:
- Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
Обучающие:
— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на
развитие мелкой моторики.
Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_razvitie_rechi.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

                                                       Подготовила воспитатель: Погребняк В.С.

Актуальность проблемы
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной в работе воспитателя, поэтому я подробно занялась ее изучением и внедрила в свою работу с детьми младшего дошкольного возраста.
В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Цель:
- Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
Обучающие:
— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на
развитие мелкой моторики.
Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Взаимодействие с родителями
Одно из важнейших направлений в моей работе является взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми.
Я использовала наглядные папки-передвижки на темы:
«Пальчиковая гимнастика»
«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»
«Полезные советы родителям по пальчиковым играм»
«Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить»
Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье.

В своей работе я постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики. Детям предлагала различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи. На основе проведённых наблюдений , у детей младшего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
На основе полученных данных, мною была спроектирована работа по развитию речи детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики, так как речь ребенка и мелкая моторика тесно взаимосвязаны.

Работу построила по следующим направлениям:
1. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).
2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:
- Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
- Составление фигур из счетных палочек
- Использование прищепок
- Использование сухого бассейна
- Нанизывание
-Игра с пазлами
- Шнуровка

- Вдавливание деталей в пластилин
- Сортировка круп
- Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком

- Использование мозаики
- Раскручивание и закручивание крышек

- Функциональные застежки
- Самомассаж
- Определи на ощупь

Методы и приемы.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использовала следующие методы:
Словесный метод
Наглядно-действенный метод
Практический метод

Игровой метод
В своей работе использовала следую педагогические технологии:
• Здоровьесберегающие технологии
• Игровые технологии.
• Личностно–ориентированные технологии

Работая по данной проблеме с целью развития речи по средствам развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определённых результатов:
- В процессе самостоятельной деятельности, дети стали чаще употреблять стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.
- Словарь детей расширился за счет систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.
- Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов.
- Сформировалось умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.
- В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры.
-Движения рук и пальцев детей стали более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.
- Играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях.

Заключение
Таким образом, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, я смогла добиваться поставленной цели.
В результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следуе...

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   развития   мелкой   ...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики "

Развитие мелкой моторики – одно из наиболее эффективных средств речевого развития детей, способствует формированию интеллектуальных способностей детей, а также оказывает влияние на общее пс...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук....