ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?».
план-конспект занятия (младшая группа)

Едемская Лариса Владимировна

 Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_poznavatelno.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Что такое воздух?». Младший дошкольный возраст

Цель:  развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления детей о воздухе;
  2. Определить совместно с детьми опытно – экспериментальным путем основные свойства воздуха и его роль в жизни человека. 

Развивающие:

  1. Приобщать детей к процессу познания; 
  2. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию; 
  3. Развивать речь младших дошкольников; 
  4. Развивать мышление и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей умение следовать инструкциям воспитателя; 
  2. Формировать эмоциональную заинтересованность. 

Материалы и оборудование: карточки – модели; целлофановые мешочки на каждого ребенка; салфетка, стакан с водой, трубочка на каждого ребенка; веер.

Работа над словарем: прозрачный, невидимый, бесцветный.

Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация.

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации.
    В-ль:

Здравствуйте! С добрым утром!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

В-ль: к нам сегодня пришли гости. Давайте с поздороваемся и улыбнёмся им.

 Посмотрите, к нам сегодня в гости прилетели воздушные шары.

В-ль: а, сколько воздушных шаров прилетело?

В-ль: какого цвета воздушные шары?

В-ль: интересно, а что случилось с синим шариком, почему он такой грустный? (ответы детей) А, хотите помочь синему шарику, стать, как прежде весёлым? Как вы думаете, что нужно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: правильно его надо посильнее надуть. 

2. Отгадывание загадки (худ. литература).

Воспитатель: а вот, чем можно надуть шарик вы узнаете если попробуете отгадать загадку. 

Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но, невидим он для нас!
Что это? (воздух).

3. Экспериментирование (познание)
В-ль:
- а как вы думаете, мы без воздуха можем жить? (ответы детей)
- для чего нам нужен воздух? (ответы детей) (Что бы дышать и жить)
Вывод: получается мы воздухом дышим?! Значит и мы, и все животные не могут жить без воздуха?!
- А где же он есть?

Посмотрите в право, влево. В верх и вниз, видите воздух?  

- Почему мы его не видим? (прозрачный, невидимый)

В-ль:хотите проверить точно ли воздух невидимый, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
4. Опыт с полиэтиленовыми пакетами

В-ль: Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей). Теперь набираем воздух в пакет и держим. (зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет).

В-ль:  посмотрите, какой теперь стал пакет? (ответы детей)

В-ль: почему, как вы думаете? (ответы детей) 

В-ль: откройте пакет, и выпустите воздух, посмотрите, вы увидели воздух? (ответы детей) 

Вывод: значит воздух, какой? (прозрачный, бесцветный).  Я приготовила карточки, на которых нарисованы уловные обозначения. Всё, что мы сегодня узнаем будем обозначать карточками. И сейчас, я поставлю карточку, которая будет обозначать, что воздух- невидим. (Глаз)

-  ребята, а понюхайте воздух пахнет? (ответы детей) и мы поставим карточку- нос, это означает, что мы воздух не чувствуем.

- Давайте его попробуем на вкус…он какой? (пробуют языком, ответы детей).

И мы ставим карточку рот, это означает, что мы воздуха нет вкуса.

Вы любите, ребята играть? Физ. минутка Воздушный шар

Мы весело и дружно (дети маршируют)
Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)
Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом),
Улетел наш шарик – «ОХ»!

Воспитатель: а вот интересно, есть ли воздух внутри нас, хотите проверить.  

  1. Опыт с водой: Опыт с водой и воздухом

В-ль: подходите к столу, присаживайтесь, подвинти стакан с водой, возьмите трубочку и опустите её в воду. А теперь дуйте в трубочку.

- Ой! А что это булькает! (ответы детей).

Если дети затрудняются, воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:

- Откуда он появился?

-Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (Потому что воздух легче воды).

Вывод - воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.

Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой - водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить, какой из шаров взлетит, а какой нет.

9. Подведение итогов.
Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
- воздух невидимый, прозрачный бесцветный, мы можем его почувствовать. 
-руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде. 
Ребята, вы молодцы. Очень много узнали о воздухе. И, что он нам очень нужен! 
Игры с воздушными шарами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....