Волшебные круги Луллия
статья

Рекомендации использования кругов Луллия с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Круги Луллия141.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебные круги Луллия»

Дошкольный период является сензитивным для развития интеллектуально-творческих способностей и многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки  поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Ребенок проявляет любопытство, любознательность, оценивает происходящее вокруг него события, учится общаться, осознает свою значимость.

Современных детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кругами Луллия» («кольцами Луллия»).

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Чем интересно это пособие? Оно вносит  элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально - творческих способностей детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи. Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.

В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранными по изучаемым темам. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Методические рекомендации при использовании кругов Луллия:

- для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более  4 кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8;

- для работы с детьми 3лет рекомендуется брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом;

- в работе с детьми пятого года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом;

- дети 6-7 года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом;

- сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, скрепок, чтобы можно было легко поменять их.

Варианты игр с использованием «Кругов Луллия» с детьми младшего возраста (2-4 года).

Дидактическая игра «Чей малыш?»

1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, корова, медведь и т.д.), на большом - их детенышей. Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его, и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант.  Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Задание (фантастическое): подумать и сказать, каким образом мама-собака будет ухаживать за одиноким цыпленком ( согревать, гулять, кормить и т.д.)

Дидактическая игра «Чей хвост?»

1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, волк, лиса, медведь и т.д.), на малом - их хвосты. Задание: найди, чей хвост?

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста, называет его, и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.

Задание фантастическое: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост. Например, волк захотел поменяться хвостами.

Игр с использованием кругов Луллия  можно придумать очень много: «Кто что ест?», «Посади бабочку на цветок», «Чей домик?», «На что похоже», «Животные леса», «Овощи и фрукты», «Времена года» и другие.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-475821-1602242110.jpg

                                                                                                             Подготовила:

Угланова М.С., воспитатель 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры с волшебными Кругами Луллия"

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуальных способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ...

Проект «Волшебные Круги Луллия!»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи....

"Волшебные круги Луллия"

Использование кругов Луллия в работе логопеда...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи....

Волшебные круги Луллия

Презентация дидактического пособия...

Проект "«Волшебные круги Луллия» 2019 г.

Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из сред...

Проект «Волшебные Круги Луллия!»

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи....