Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в средней группе
«Юные исследователи».
Подготовила и провела воспитатель:
Мазанова Н.А.
Куц О.К.
2024 г.
Актуальность
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждение педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.
Срок реализации: с 5.02.2024 по 23.02.2024г (3 недели)
Цель: создание необходимых условий для развития познавательной мотивации детей, привития интереса к собственным открытиям в познании окружающего мира в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
- Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.
- Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
- Расширять представления об окружающем мире, активизировать имеющиеся знания.
- Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи.
Участники: Дети, родители, воспитатели.
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Образовательная деятельность с элементами экспериментирования
- Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
- Беседы, подтвержденные показами опытов.
- Наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Продуктивная деятельность
- Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Буклеты.
Предполагаемый результат:
Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; Проявление познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности, улучшение речевого развития; Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; Ребенок может ответить на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решения проблемы, совершать открытия.
2 этап – основной
Вид деятельности | Тема | Цель | Дата |
Беседа | «Свойства воды» | Познакомить детей какая может быть вода? (горячей, теплой, холодной, прозрачной, можно переливать, твердой -лед). Для чего нужна вода? (умываемся, стираем, моем, пьем, варим еду, купаемся, поливаем растения). | Понедельник 5.02.2024 |
Опыт с водой | «Растворение веществ в воде»; «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить» | Познакомить с процессом растворения краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность. Узнать с детьми, что произойдет с водой, если в нее добавить сахар. | Понедельник 5.02.2024 |
Опыт с водой | «Мыльные пузыри» | Познакомить детей с тем, что при соединение воды с шампунем и воздухом образуются мыльные пузыри. | Вторник 6.02.2024 |
Просмотр мультфильма | «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки» | Расширять кругозор детей, развивать интерес к окружающему миру; познакомить детей с круговоротом воды в природе. | Среда 7.02.2024 |
Опыт с водой | «Водяная мельница» | Познакомить детей, что вода может приводить предметы в движение (мельница); скорость работы мельницы зависит от струи воды. | Четверг 8.02.2024 |
Рисование | Эбру «Рисование на воде» | Закрепить художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности. | Пятница 9.02.2024 |
Беседа | «Удивительный песок» | Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом. | Понедельник 12.02.2024 |
Опыт с песком | «Свойство песка» | Познакомить детей с составом песка (сухой, сыпется, не пахнет, песчинки разные). Научить детей работать с лупой, ситом. | Понедельник 12.02.2024 |
Опыт с песком | «Чистая вода»; «Сухой и влажный песок» | Познакомить детей, что можно через воронку с фильтром почистить воду от крупинок песка. Познакомить со свойствами сухого и влажного песка. | Вторник 13.02.2024 |
Опыт с песком | «Рисуем песком» | Познакомить детей с тем, что песком можно рисовать. Для этого на плоскую поверхность нужно насыпать песок и попробовать пальцем, палочкой нарисовать узоры, композиции. | Среда 14.02.2024 |
Беседа | «Воздух вокруг нас» | Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с воздухом, как с природным компонентом и его свойством. | Четверг 15.02.2024 |
Просмотр мультфильма | «Из чего состоит воздух» | Расширять кругозор детей, развивать интерес к окружающему миру; познакомить детей с воздухом. | Четверг 15.02.2024 |
Опыт с воздухом | «Что в пакете», «Лодочка», «Воздух в стакане» | Познакомить детей со свойствами воздуха с помощью опытов. (Воздух прозрачный, из-за воздуха двигаются предметы) | Пятница 16.02.2024 |
Беседа Опыты со стеклом | «В мире стекла» «Прозрачность», «Водонепроницаемость», «Звонкость» | Познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое). Учить рассматривать, обследовать предмет, сравнивать, делать умозаключения; расширять активный словарь детей (водонепроницаемое, хрупкое, шероховатое); | Понедельник 19.02.2024 |
Беседа Опыты с металлом | «В мире металла» «Тяжесть», «Притяжение магнитом», «Звонкость» | Учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства, помочь понять , что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Провести опыты с металлом. | Вторник 20.02.2024 |
Беседа Опыты с деревом | «В мире дерева» «Тонет, не тонет», «Прозрачность», «Температура», | Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств. Развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности ; взаимодействие с другими материалами ; познавательного интереса к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины. | Среда 21.02.2024 |
Беседа Опыты с тканями | «В мире тканей и бумаги» «Состав ткани», «Промокаемость», «Гладкость бумаги, Мягкость, Прочность» | Развивать познавательные способности детей в практических опытах с тканью и бумагой, обобщать знание детей о значении ткани и бумаги в нашей жизни. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. | Четверг 22.02.2024 |
Подведение итогов, создание коллажа по проекту. | Пятница 23.02.2024 |
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Экспериментируем дома».
Оказание помощи в создании уголка экспериментирования.
Подбор материалов, предметов для коллекций.
Фотоотчет по проекту
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по опытно-экспериментальной деятельности " Юные исследователи"
опыты с средняя группа...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Маленькие фантазёры и исследователи" Ноябрь 2018г
Долгосрочый проект для детей средней группы "Маленькие фантазёры и исследователи", формирующий познавательный интерес к исследовательской деятельности....
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста "Маленькие исследователи"
В данном материале представлен паспорт долгосочного проекта, расчитанного на учебный год, по опытно-экспериментальной деятельности с детьми второй группы раннего возраста.В материале также присутствуе...
Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа
Проектпо опытно – экспериментальной деятельности«Юные исследователи».Подготовительная группа Воспитатель: Тестова И.В....
Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Юные исследователи». Подготовительная группа
Проектпо опытно – экспериментальной деятельности«Юные исследователи».Подготовительная группа Воспитатель: Тестова И.В....
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Я исследователь»
Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлет...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»
развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности....