Статья-"Профессиональна культура педагога - как интегративный феномен"
методическая разработка
Материал статьи для ознакомления и использование в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chteniya_2023g.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальные педагогические чтения
руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г.Саяногорск «Развитие современного образования в единств теории и практики»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН
Гальцова Маргарита Александровна
воспитатель МБДОУ д/с №29 «У Лукоморья»
Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является профессиональная педагогическая культура воспитателя. Ее главное назначение - способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Профессиональная культура - совокупность практики и специального курса знаний, использующиеся в процессе профессиональной деятельности. Один из основных признаков профессиональной культуры - формирование типа профессионального мышления, влияющего на самореализацию в процессе профессиональной деятельности человека.[3, с. 36].
Профессионально культура педагога - педагогический феномен, отражающий рефлексивный и духовный слой его сознания, где системообразующим фактором выступают, диалогичные, коллегиальные отношения.
Реализация новой общеобразовательной программы предполагает опору на профессиональную компетенцию воспитателя.Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.
Компетенция - личная способность воспитателя решать определенный спектр профессиональных задач. Компетенцию рассматривают и как базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога и является частью
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.Так же важны иличностные качества педагога -физическое и психическое здоровье, потребности и способности. Особо следует выделить и материнскую функцию, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимое для психического развития ребенка.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога
- Работа в методических объединениях, творческих группах
- Исследовательская деятельность
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
- Различные формы педагогической поддержки
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях
- Трансляция собственного педагогического опыта
- Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Компетентность не существует в готовом виде. Каждый педагог должен создавать ее для себя заново. Компетентность необходимо создавать как продукт индивидуального творчества и саморазвития для того, чтобы каждый день смотреть в широко раскрытые глаза детей и вместе с ними проживать их детство, обновлять свои взгляды и позиции, а значит развивать и развиваться самим.
Исследователь И.Ф. Исаев в структуре профессионально-педагогической
культуры педагога выделяет структурные компоненты профессиональной педагогической деятельности
- Аксиологический
- Технологический
- Личностно-творческий
Аксиологический компонент -отражаетценности общества (материальные и духовные) через педагогическую деятельность. Процесс усвоения ценности педагогам определяется богатством его личности, педагогической квалификацией, стажем, профессиональной позицией и отражает его внутренний мир, образуя систему ценностных ориентаций.
Технологический компонент -отражает профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности педагога. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности.
Личностно-творческий компонент- отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач.
Одна из основных составляющих педагогической культуры является - культура речи. Самое главное для педагога – умение общаться, как с детьми, так и с их родителями. Профессия педагога относится к типу «человек-человек». Без умения правильно выражать свои мысли, грамотно оформлять их, не может идти и речи о достижении успеха в педагогической деятельности.
Речь педагога должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания детей, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Педагог несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь педагога, рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.
Педагог - это всегда пример для воспитанников. То, насколько успешно он сможет научить и воспитать детей, зависит не только от его знаний, но и от уровня педагогической культуры.
Анализируя литературу, изучая опыт деятельности педагогов, теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что профессиональная культура педагога - это культура человека отличающийся выдающимися способностями и талантами готового к творческой самореализации своей личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей.
Использованная литература
#1040;итов Н. А., Берзин Б. Ю. Формирование профессиональной культуры учителя. - М., 1993. - 145 с
2. Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Международной научно-практической конференции.17 апреля2018г./ Гл.ред. А.В.Степанова –Чебоксары «Образовательный центр «Инициатива»,#1089;
3.Бондаревская Е. В Введение в педагогическую культуру. Ростов-на-Дону, 1995. – с. 30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"
Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...
Этика в профессиональной культуре педагога
Содержание. Введение………………………………………………………………………3Основная часть………………………………………………..………..……61. Составляющие профессиональной этики……………….…………62. Формы работы по формированию педаг...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:Этика в профессиональной культуре педагога.
Презентация для педагогов ДОУ....
Проект "Этика в профессиональной культуре педагога"
Проект на курсах: "Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии"...
"Основа профессиональной культуры педагога"
В статье освещен исторический аспект вопроса о нравственности педагога, намечены пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций, приведен перечень литературы по освещаемому в...
Статья «Информационно – коммуникационная компетентность и профессиональная культура педагога в логике ФГОС»
В данной статье раскрывается понятие информационно- коммуникационной компетентности и профессиональной культуры педагога в логике ФГОС.Перечисляются составляющие профессиональной компетенции педагога....
Консультация для педагогов: «Профессиональная культура педагога в ДОУ. Как избежать конфликтов с участниками образовательной деятельности.»
Конфликт – это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его...