Проект "Этика в профессиональной культуре педагога"
материал по теме

Марина Александровна Логунова

Проект на курсах: "Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_vpmpravilno.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ВПМО

(АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)





ТЕМА ПРАКТИКОЗНАЧИМОЙ РАБОТЫ:

    «
ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА»







                                 


                                                                                                                             
    

Москва 2013

Содержание
I.Пояснительная записка.
II.Определение понятия профессиональной культуры педагога.
III.Педагогическая этика:
1) Зарождение и развитие педагогической этики.
2) Определение научного понятия педагогической этики.
3) Педагогическая этика. Задачи педагогической этики.

4) Основные категории педагогической этики:
А) педагогическая мораль;
Б) педагогический долг;
В) педагогическая справедливость;
Г) педагогическая честь;
Д) педагогический авторитет;

Е) педагогическое сознание;
Ж) педагогический такт.
5) Основные нормы этического кодекса педагога.

6) Главные направления реализации педагогической этики:
А) Педагог – ребёнок.
Б) Педагог – родитель.

В) Педагог - педагогический коллектив.

Г) Педагог - руководитель детского сада.
IV.Заключение.
V.Список использованной литературы.
VI.Приложение.

I. Пояснительная записка.

В настоящее время самой большой ценностью, признаётся свободная, гармонично и всесторонне развитая и образованная личность, способная жить и творчески работать в современных условиях постоянно меняющего мира. Одна из основных задач современной школы - "раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание  порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехническом, конкурентном мире". На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать, но и воспитывать новое поколение. Это обуславливает необходимость критически переосмысливать некоторые идеи, проблемные вопросы педагогики как науки и учебной дисциплины, искать новые и совершенствовать существующие способы модернизации обучения и воспитания. Развивая воспитательный потенциал детского сада, нужно принимать во внимание профессиональную позицию воспитателя, его взгляд на воспитание, как приоритетное направление профессиональной деятельности. Поэтому всё более высокие требования предъявляются не только к знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, психологического самочувствия. Воспитатель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и детский коллективы, через родительскую общественность. Успешно решать задачи может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность, делают педагога личностью. Раскрыть детям красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси, может только тот педагог, чьи нравственные установки безупречны. Поэтому я считаю, что самым главным в жизни воспитателя является его личность. А личность, как сказал советский психолог А.Н.Леонтьев "...это то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Человек утверждает свою личность в повседневных делах, в общении с людьми, которым он передаёт частицу себя.."
II.Определение понятия профессиональной культуры педагога.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям породила особый вид общественно необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особый вид общественной функции.
Важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является профессиональная культура педагога. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога. Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его  профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать её в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, педагог должен быть лишён человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к ребёнку независимо от успехов в учении, понимает психологию детей, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую культуру поведения. Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной из немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

III.Педагогическая этика.

Слово этика образовано от древнегреческого – нрав, обычай, хороший образ мысли.

1)Зарождение и развитие педагогической этики.

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики.

Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения;

Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении;

Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне - его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения.

 В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие - в трудах Монтеня: (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать "душевные склонности ребёнка", не требовать беспрекословного принятия идей педагога ребёнком; Коменского: (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения педагогических обязанностей, Локка: (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения педагога).

Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику педагога и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум.

Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к педагогу и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулирован чёткие требования к педагогу: (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т. д.)

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова - он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение - это, прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания педагога, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др.

2) Определение научного понятия педагогической этики.

“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения”. (С.И. Ожегов)

Однако есть и второе значение этого слова.

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми,  который вытекает из их профессиональной этики.

Таким образом,  этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с детьми, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Педагогу же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать детям и основы этических знаний. Для этого педагогу необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что педагог становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка педагога.

Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший педагог – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

3)Педагогическая этика. Задачи педагогической этики.

Педагогическая этика - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали  (нравственности)  в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности педагога. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия»  -  ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых:

•  исследование методологических проблем,  сущности,  категорий и специфики педагогической морали;

• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности;

• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику педагога;

• изучение  сущности  и  особенностей  индивидуального  нравственного сознания педагога;

• исследование характера нравственных отношений педагога с детьми;

• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

4)Основные категории педагогической этики.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – педагогическая мораль, профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь, педагогический авторитет, педагогическое сознание, педагогический такт. 

 А) Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с детским коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Б) Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с детьми, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, детскому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к детям и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

В) Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках детей, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество педагога и оценка мер его воздействия на детей, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и детей на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться детьми. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка".

Г) Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание воспитателем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если воспитателем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Д) Педагогический авторитет педагога – это его моральный статус в коллективе детей и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.  Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств,  нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием детей. «Действительный авторитет основывается  на вашей гражданской  деятельности,  - указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Доброжелательность и искренность  -  неотъемлемые черты авторитетного педагога.

Не желая работать над собой,  некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета:

- Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности  ребенка свойственны такому педагогу. Общение с детьми приобретает формально-бюрократический характер.

- Авторитет педантизма.  У такого педагога существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к детям не согласуются со здравым смыслом.  Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

- Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать детей. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

- Авторитет мнимой доброты.  Проявляется чаще у начинающих педагогов в силу отсутствия педагогического опыта.  Попустительство,  всепрощение приводят к игнорированию всех указаний педагога, его просьбы воспитанники чаще всего игнорируют.

У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приёмов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как педагог выглядит в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в педагога, в педагогический авторитет, будут ли перенимать наши лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего педагога. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за педагогом, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей. Дети, находясь в детском саду весь день, видят в нас образец поведения. Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

Он – старший товарищ:  поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

Он – защитник: оградит от обидчика.

Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

Он  мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

Только такой педагог, радостно и активно отдающийся  любимому делу, может  создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.

Е) Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание дает обобщенное теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления. В то же время в индивидуальном нравственном сознании отражается еще и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует, что существенно влияет на формирование нравственных взглядов педагога, его нравственного сознания. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

Ж) Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Такт в переводе с греческого – «лёгкое прикосновение». Лёгкое прикосновение к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г.Гуцкова: «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта педагога можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ребёнка, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Это всегда творчество и поиск.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности педагога. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах педагога.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры педагога.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника. Которая требует от педагогов высокого профессионального и педагогического такта. Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент  не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и,  не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность. Далее, воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на  детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для  разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке. Высокая требовательность воспринимается детьми, как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Гуманность педагога проявляется в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но, даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления.

5) Основные нормы этического кодекса педагога.

Основные нормы этического кодекса педагога устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, вытекающих из принципов педагогической морали, демократических традиций  русской педагогики, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

* Личность педагога

 Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

 Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

 Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

* Ответственность

Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

 Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

* Авторитет, честь, репутация

Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

 Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

 В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

 Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

 Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

Педагог дорожит своей репутацией.

6) Главные направления реализации педагогической этики.

Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у педагога с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «педагог—  ребёнок», «педагог — педагогический коллектив», «педагог — родитель», «педагог — руководитель детского сада».

А) Педагог – ребёнок.

Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между педагогами и детьми, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль педагога в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений педагога с ними, с другими педагогами, с родителями и т. д.

Педагог общается с детьми в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого воспитателя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Педагог, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом детей. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого педагога даже тогда, когда он бывает прав.

Педагог профессионально ответствен за душевное здоровье детей. Репрессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог А.  А. Дубровский,  недопустима. Он писал:  «Наш опыт подтверждает,  что самой главной причиной возникновения неврозов,  таких как энурезы,  логоневрозы  (нарушение речевой функции), различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является  учебный процесс, связанный  с перегрузками,  нервными   переживаниями,  перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья детей воспитателем». Учитывая все эти факторы, педагог должен помнить, что он ответствен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье.  Подлинное уважение к детской  личности  проявляется, прежде  всего, в  педагогической  требовательности к ней,  в оказании помощи ребёнку в раскрытии своего собственного «я». Требовательность педагога  должна  быть  доброжелательной, требовательностью  друга, заинтересованного  в  судьбе ребёнка. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной детям. Манера выражений требований воспитателем должна быть также достойной,  уважительной, тактичной. Необходимо избегать крика,   скороговорок, исключать  назидательный тон. Уважение воспитанника педагогом обнаруживается в его способности удивляться уникальной одаренностью детской натуры, доверять внутренним  духовным  силам детей.  «Эффект  человеческой  притягательности возникает в педагоге не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви педагога к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствие   его проблемам и переживаниям, требовательной помощью ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения». (Б.Т. Лихачев).

Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель педагога - мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный  педагог, несомненно,  должен быть профессионалом,  мастером,  интеллектуалом,  психологом,  социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом. Эталоны  и  аксиомы  педагогического  профессионализма  -  это  то,  что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Аксиома 1. Педагог должен уметь любить детей. 

Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Педагог, который  искусственно  делит детей на  «шалопаев»,  «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу.  Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой.  Постоянные запреты типа  «нельзя»  либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ребёнка к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ребёнку почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств. Любить  ребенка  -  это  значит уметь  вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения детей, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия детской жизни. Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как: доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта,   взаимопомощь,  взаимопонимание,  взаимоуважение,  взаимная  требовательность и ответственность.

Аксиома 2. Педагог должен относиться к детям с уважением.

Педагогический стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».

Аксиома 3. Ребёнок - имеет право на незнание.

Часто неуважительная,  авторитарная позиция педагога по отношению к ребёнку объясняется тем, что ребёнок еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим педагогом. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что воспитатель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых». Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ребёнок имеет право не знать,  но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

Аксиома 4. Злой педагог  -  непрофессионал.

Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум детей, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Будущему педагогу  необходимо  научиться  сдерживать  свои   отрицательные  эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной  морали. О  сдерживании  эмоций  в  человеческом  общении  писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно,  без шипов злоречья все-все,  что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном». В.Г.  Короленко заметил остроумно:  «За собой следи,  чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея, прежде всего собой».

«…Самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании правило? -  Не выигрывать нужно время, нужно тратить его. Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей... Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях» (Ж.-Ж. Руссо).

 Каждый педагог ДОУ должен осознанно, ответственно и уважительно относиться к этому уникальному периоду. Всемерно помогать детям реализовать способности, пробуждать благородные чувства и переживания, формировать позитивные связи между сверстниками, между родителями и детьми, обеспечивать поддержку нуждающимся в ней детям и семьям.

Основные педагогические позиции:

- Основополагающими функциями считать функции сопричастности, гуманизма, высокого профессионализма педагога ДОУ на каждом возрастном этапе.

- Ориентироваться в новых методах воспитания, образования, уметь применять их на практике.

- Постоянно анализировать и учитывать изменения в образовательно-воспитательных программах, расширять поле профессиональной деятельности.

- Анализировать, изучать и учитывать особенности каждого ребенка, предоставляя разнообразные условия для развития и реализации способностей.

- Уметь диагностировать проблемы в развитии детей и предоставлять возможности коррекции.

- Создавать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, физического, социального.

- Предоставлять возможность детям со специальными потребностями обучаться, воспитываться и развиваться по индивидуальным программам (обеспечивая квалифицированную поддержку).

Принципы деятельности:

- Проявлять гуманизм, обеспечивать сохранность всех сфер жизнедеятельности ребенка. На каждом возрастном этапе оказывать всемерное уважение к личности, ограждать от некорректного поведения, физического и психологического давления, нанесения ущерба безопасности и здоровью ребенка, вызванного неадекватностью поведения.

- Пресекать любые попытки в педагогической практике, связанные с формированием лидерских и аутсайдерских групп, с использованием давления на личность (социального, психологического, физического).

- Обеспечивать и контролировать участие всех сотрудников ДОУ в педагогическом процессе.

- Максимально заинтересовывать родителей в участии в образовательной и воспитательной деятельности ДОУ.

- Содействовать семье в защите прав ребенка.

Б) Педагог – родитель.

Успех воспитания детей зависит не только от отношения педагога к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «педагог — родитель», нужно исходить из того, что семья — важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток па формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали. В детский сад приходит маленький человек, у которого ещё не сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Воспитатель должен знать, в каких условиях происходит  формирование представлений детей. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями детей, сделать их союзниками в деле воспитания. Педагогу и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений.

 Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности педагога, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями детей. Среди них выделяются:

 - Сознание и нравственная ответственность перед родителями детей за результаты обучения и воспитания.

 - Поиск контактов с родителями детей и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители детей и педагог – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе воспитателя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты педагога с родителями детей должны носить постоянный характер.

 - Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Воспитатель обязан давать детям только объективную характеристику. Когда педагог осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.

 - Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – педагог приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда воспитателю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

 - Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и педагог из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом воспитатель не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ребёнка.

 Педагогическая мораль требует от педагога доброжелательного отношения к замечаниям родителей в свой адрес. Хотя психологически педагогу далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей детей приобретает более конкретный и деловой характер, когда педагог сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают дети и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе педагог с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету педагога. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

«…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок — зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача детского сада и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.

Осознанные педагогические позиции:

- Устанавливать позитивные контакты с семьей.

- Организовать клуб-лекторий для родителей с целью повышения педагогической компетентности.

- Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

- Знакомить родителей с письменными материалами об их детях.

- Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.

Принципы деятельности:

- Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ДОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.

- Предоставлять право родителям на выбор ДОУ и участие в его деятельности.

- Предлагать родителям участвовать в различных образовательных программах, обсуждая, корректируя и дополняя их.

- Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка. Немедленно информировать родителей о несчастных случаях.

- Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.

- Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.

- Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.

- Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.

- Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

В) Педагог – педагогический коллектив.

Педагогическое влияние на детей оказывает не только отдельный воспитатель, но и весь педагогический коллектив. Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на детей как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного педагога.

Педагогический коллектив обладает своей спецификой, влияющей и на взаимоотношения между его членами, а в конечном итоге — на морально-педагогический климат детского сада в целом.

В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из педагогов может усиливать или ослаблять воспитательные возможности другого. Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого педагога, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса. Отношения же недоброжелательности, создающие постоянную напряженность, конфликты и столкновения, вынуждают педагога отвлекаться от учебно-воспитательной работы на  регулирование своих отношений с коллегами.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.

Этика делового общения.  Это  совокупность  нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников

В отношениях между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения,  но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей и обществе. Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него.  При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое.  Однако,  несмотря  на  всю  проблематичность  и  трудность  выбора нравственной позиции,  в деловом общении имеется ряд положений,  соблюдение которых позволяет избежать ряда ошибок:  

• в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

• когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот;

• в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;

• нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,

• когда идет речь о практическом утверждении норм морали,  основной императив поведения - «начни с себя».

Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.

 Основные педагогические позиции:

- Анализировать и формировать позитивные отношения между всеми сотрудниками ДОУ.

- Организовывать «круглые столы» с целью обмена новыми технологиями, методами, программами для внедрения в работу ДОУ, анализа достижений и ошибок.

- Поощрять новые, оригинальные разработки коллег.

Принципы деятельности:

- Предоставление выбора ДОУ и обеспечение конкурентоспособности, как учреждения, так и педагогов. Предоставление полной информации о специфике учреждения, образовательных и воспитательных программах, особенностях ДОУ.

- Индивидуальный подход к аттестации педагогов, оценка профессиональной компетентности независимой аттестационной службой.

- Анализ, планирование, учет индивидуальных особенностей, координирование взаимоотношений в системе «педагог—педагог».

 Г) Педагог – руководитель детского сада.

Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — педагог).

 Правило данного контакта гласит:  «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения,  во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива.  На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:

• стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения;

• замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам;

• укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства;

• доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки;

• привилегии,  которые вы делаете себе,  должны распространяться и на

других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу вверх» (педагог - руководитель).

Правило данного контакта гласит:  «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы,  можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

• не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо;

• не разговаривайте с начальником категорическим тоном,  не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем;

• будьте преданны и надежны,  но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы;

• не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

В настоящее время существует множество программ обучения, развития, воспитания. Созданы уникальные авторские методики, из которых педагоги ДОУ выбирают (или разрабатывают сами) наиболее соответствующие специфике конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы успешно реализуются только в плодотворном сотрудничестве с общественностью и другими организациями.

Охрану здоровья и защиту прав детей гарантирует и обеспечивает система семья—общество, а педагог, обладая профессиональными знаниями и компетентностью, подтверждает обязательство служить целям сохранения психического и физического здоровья ребенка и защиты его прав.

Основные педагогические позиции:

- Формировать педагогическую культуру, бережное отношение к труду друг друга у всех сотрудников ДОУ.

- Создавать благоприятный психологический климат в коллективе, интересуясь и помогая решать проблемы сотрудников.

- Гарантировать адекватные условия труда и соответствующую оплату согласно должностной инструкции.

- Формировать и поддерживать корректный, дружеский стиль взаимоотношений.

- Предоставлять возможность обсуждать и реализовывать новые образовательные и воспитательные программы.

- Всемерно повышать престиж, уровень информированности о ДОУ.

-  Предоставлять возможность педагогу реализовать творческий потенциал на всех этапах педагогической практики.

- Обеспечивать и знакомить социум с новыми программами обучения, воспитания и развития детей, выбирая программы, отличающиеся высоким качеством, нестандартными решениями, удовлетворяющие интеллектуальным, эмоциональным, физиологическим, социальным потребностям ребенка.

- Обеспечивать исследование, анализ и создание условий для образования и развития ребенка, придавая периоду детства особое значение.

- Организовывать и оказывать, используя разные методы, привлекая больший круг заинтересованных людей, социальную поддержку детям, сотрудникам, семьям.

- Налаживать конструктивное сотрудничество с социальными, психолого-педагогическими, медицинскими, образовательными службами, творческими организациями.

- Обеспечить информированность, возможности дискуссий и изменений в основных положениях данного кодекса.

Принципы деятельности:

- Признавать, уважать, поддерживать профессиональную деятельность всех сотрудников ДОУ.

- Обеспечивать условия для наиболее эффективной, компетентной работы сотрудников, своевременно поощряя успехи и достижения, анализируя и исправляя недоработки, обозначать способы оптимизации деятельности.

- Знакомить всех сотрудников с изменениями в деятельности ДОУ, с нормативно-правовыми основаниями деятельности дошкольного учреждения.

В рекомендациях, анализе, планировании деятельности основываться на интересах детей и наиболее эффективной реализации образовательных и воспитательных программ.

- Разрабатывать проекты, новые направления педагогической деятельности с учетом индивидуального мнения каждого педагога.

- В случае диагностики и выявления проблем в развитии ребенка сохранять конфиденциальность, предлагать способы коррекции.

- Представляя ДОУ на любом уровне соблюдать корректность, такт, порядочность.

- Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.

- На всех этапах развития педагогической деятельности знакомить общественность с новыми программами, достижениями педагогов  и воспитанников. Расширять систему образовательных и воспитательных услуг, оказываемых ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей.

- Анализируя и оценивая педагогическую деятельность, не допускать к таковой некомпетентных, профессионально не пригодных лиц. Информировать общественность о профессиональном уровне педагогов, образовании, стаже, методах реализации программ.

- Убедить (обязать) всех сотрудников ДОУ перед приемом на работу пройти педагогический минимум. Осуществлять контроль.

- Осуществлять тщательный отбор всех сотрудников ДОУ, предлагая различные методы педагогической диагностики, формируя сплоченный коллектив, обеспечивающий полную реализацию образовательных и воспитательных программ.

- Не допускать некорректного поведения, не этичных действии коллег.

- Всех сотрудников знакомить с нормативно-правовыми основаниями защиты прав детей. 

- В каждом случае нарушения законов или прав защиты детей немедленно сообщать об этом ответственным за реализацию воспитательной и образовательной программ ДОУ.

IV. Заключение.

Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж. Ж. Руссо, Л. Толстого, Р. Штайнера любить детей означало предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную свободу творческого самовыражения. И.Г. Песталоцци был верен принципу: "Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды". И чтобы бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понимания невозможно добиться духовного единства педагога с детьми. Быть гуманным к воспитаннику - значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития. Гуманность педагога проявляется и в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.
Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что дети больше всего ценят в педагогах тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. Смысл педагогической профессии, по словам профессора М.О. Кнебель, в том, что педагог вкладывает свою душу в детей. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки.
Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой педагог, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, работа которого будет напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых педагогов и твердо верить в свой успех.
 Только в том случае, если педагог будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих воспитателей.

V.Список использованной литературы:

 1.Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.

2.Гойхман О.  Я.,  Надеина Т.  М. Основы речевой коммуникации:  Уч-к

для вузов. Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с.

3.Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов: В. Ю. Доро-

шенко, Л. И. Зотова и др. Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.:

ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

4. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика. Н.Б. Лаврен-

тьева, А.В. Нечаева. Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.

6. Профессиональная культура учителя. Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.

7.Журнал «Начальное образование» №5 1990г.

8. В.А. Сухомлинский «Хрестоматия об этике».

9. Авене М. Развитие школьника. Пер. с англ. - М.: Прогресс. 2009., 291с.

10. Бодалее А. А. Сущность профессиональной деятельности учителя. Семья и школа 2010- № 5.

11. Бреслав Г. М. Особенности воспитательного процесса в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 2009., 382с.

12. Братусь Б. С. К проблеме развития и воспитания личности в младшем школьном возрасте. Вестник МГУ. Серия 14. Психология - 2009. №2.

13. Бершедова Л. И. Воспитательный процесс в условиях школьного образования. - М.: Проспект. - 2009., С. 78.

VI.

Приложение№1

Этические заповеди современного преподавателя

Педагогический  процесс  основывается  на  наших  взаимоотношениях  с

детьми.  Именно эти взаимоотношения придают каждому  «педагогическому

движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный матери-

ал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых

никогда не постигнуть тайн детской души.

Подводя итог, я хочу обозначить этические заповеди современного педагогического работника:

- мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;

- постоянный поиск оптимальных путей деятельности;

- четко выраженный рефлекс цели;

- постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;

- идеальное – в перспективе;

- причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы;

- высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;

- умение общаться.

Приложение №2

 ПСИХОТРЕНИНГ

 Рекомендую взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните, что сказал Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра".

Упражнение 1 "Улыбка", вырабатывающее привычку "носить" приветливое выражение лица.

Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно "менять лицо"!

 Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незаметно показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: "Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"

 Упражнение 2 "Чужая судьба", позволяющее развивать способность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Скорее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и поэтому в общении склонны больше рассматривать все "с собственной колокольни", не вдаваясь в проблемы собеседника.

 Способность входить в положение другого развивается следующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице "выберите" какого-либо человека, внимательно, но незаметно вглядитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т. д. Придумайте, как Ваш "избранник" повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о "дальних", чужих людях.

Упражнение 3 "Комплимент", помогающее овладеть искусством эмоционально "согреть" собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи.

Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком - продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице - а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.

Приложение №3

УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ ДРУГОГО

 Рекомендации, с которыми мы Вас познакомим, плюс сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися.

 1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что Вам интересно его слушать. Если Вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любого сообщения.

 2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения наугад, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что собеседника слишком трудно слушать.

 3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.

 4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это дает гарантию от любых неясностей и недопонимания.

 5. Избегайте поспешных выводов. Они - один из главных барьеров эффективного общения. Постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

 6. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. "Какой медлительный!", "Какой монотонный субъект!", "Какой надоедливый!" - такие мысли может вызвать иной собеседник. Однако, если Вы считаете себя хорошим слушателем, Вас не должны отвлекать манера и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать только информацию, которую несет его речь.

 7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше влияют на взаимопонимание излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и переходит к полному отрицанию того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.

 8. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей. Хороший слушатель сядет либо так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера.

 9. Не монополизируйте разговора. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. "Входные отверстия" его разума настолько крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает момент, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям.

 10. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно работает.

 11. Готовьте контраргументы заранее. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное или "утопил" суть в словах.

Приложение №4

ПЯТЬДЕСЯТ СПОСОБОВ ПОБЕДИТЬ СТРЕСС

Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй, у педагогов стресс - профессиональное явление. В конечном итоге стресс, напряжение, тревога вырастают в проблему, если вовремя не побеспокоиться об этом. Вот некоторые рекомендации, как победить стресс, которые дает Лиза Стьюардс в газете "Дейли экспресс".

Общие советы

 Скажите "нет", если Вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами.

 Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких.

 Напомните сами себе, что Вы человек и поэтому имеете право на ошибки.

 Не уподобляйтесь страусу, не прячьтесь от собственных проблем.

 Не терзайте сами себя.

 Если Вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить.

 Скажите себе: "Нужно расслабиться".

 Избегайте фраз типа "Мне нужно это сейчас, сию минуту". Пусть все идет своим чередом.

 Только время поможет привыкнуть к таким крупным переменам в жизни, как вступление в брак или покупка дома.

 Держитесь настоящего друга или человека, который понимает Вас.

 Запомните - Вы не можете отвечать за настроение других людей.

 Не смотрите на жизнь как на серию неудач: это всего лишь уроки, которые она дает.

 Спросите себя: "Что может случиться самое плохое?" Затем подумайте, как Вы поступите, если это произойдет. И Вы поймете, что сумеете справиться.

 Постарайтесь перестать беспокоиться о том, что находится вне предела Вашего контроля, над чем Вы не властны.

 Дома

 Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем.

 Сходите в кино на Ваш любимый старый фильм.

 Отключите телефон и полежите в теплой ванне.

 Купите сами себе букетик цветов.

 Поставьте старую пластинку, усядьтесь поудобнее и закройте глаза.

 Сходите в парк или посидите в саду.

 Вспомните самые счастливые мгновения в Вашей жизни.

 Отправьтесь за город.

 Позвоните другу с хорошим чувством юмора.

 Выпейте бокал хорошего вина.

 Позвольте себе что-нибудь вкусное.

 Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы пять минут.

 Выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы.

 Устройте себе спортивную разминку.

 Понежьте себя - очень неплохо помогает массаж.

 Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги).

 Напишите все письма, которые собирались написать месяц назад.

 Сделайте сами себе какой-нибудь подарок.

 Побывайте у парикмахера.

 Подумайте о том, как Вы питаетесь, и поменяйте рацион.

 Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь, хорошо позавтракайте.

 Неплохое лекарство - эмоции, рождаемые чувственностью.

 Не ходите по магазинам в часы пик.

 Купите пару золотых рыбок и любуйтесь ими.

 Купите кассету с шумом дождя, прибоя или джунглей.

 Примите вечером ароматическую ванну.

 Скопите денег и купите посудомойку.

 Сделайте что-нибудь приятное исключительно и только для себя.

 На работе

 Иногда обедайте в одиночку, чтобы избежать разговоров о работе.

 Не сердитесь на справедливую критику и сделайте вывод.

 Перед встречей или свиданием оставьте себе десять свободных минут.

 Старайтесь делать так, чтобы обеденный перерыв был и временем отдыха.

 Выбрасывайте безжалостно все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.).

 Купите себе игрушку, напоминающую начальство: глуповато, но есть на ком сорвать злость.

 Время от времени вытяните ноги, поводите головой из стороны в сторону, выпрямите спину.

 После окончания работы расслабьтесь, посидите с закрытыми глазами десять минут.

Приложение №5

Кодекс поведения в детском учреждении.

1.При входе воспитателя в помещение - взаимное приветствие воспитателя, детей, родителей.

2.Обмениваться добрыми словами друг с другом.

3. «Спасибо», «пожалуйста», «благодарю» - вежливые слова должны быть на слуху у ребенка.

4.Когда родители приходят за детьми, поведение взрослых должно соответствовать этическим нормам взаимоуважения.

Чтобы поднять планку уважительного отношения родителей к воспитателю, а значит и к детскому саду, воспитателям необходимо познакомиться с правилами профессионального этикета, который включает в себя:

- Внешний облик;

- Манеру говорить;

- Тембр голоса;

- Уважительное отношение к окружающим;

5.Никаких посторонних разговоров при детях;

6.Не забывать говорить вежливые слова не только детям, но и сослуживцам;

7.Уметь сердечно отзываться и не говорить односложно: «да» , «нет»...;

8.Перед сном каждому ребенку поправить одеяло и погладить по головке;

9.Не рекомендуется возмущенно говорить о плохом поведении ребенка родителям, необходимо принять доброжелательное участие в выявлении причины такого поведения.

10.Всегда держать себя ровно, сдержанно;

11.Выслушивать жалобы возмущенных родителей, не перебивая и не оправдываясь, а когда всплеск эмоций спадет, спокойно и кратко высказать свое мнение;

12.Каждый ребенок должен слышать в конфликтной ситуации спокойный, уверенный голос воспитателя.

Приложение №6

Этика воспитателя.

Относитесь к воспитаннику с уважением, любовью, добротой.

Будьте тактичны, не подчёркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и в общении с коллегами и родителями.

В любой конфликтной ситуации находите и предлагайте разумное оптимальное решение.

Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.

Стремитесь к тому, чтобы родители ваших воспитанников были вашими единомышленниками.

Никогда не выясняйте отношения в присутствии посторонних.

Ничего не начинайте в гневе.

Помните золотое правило этики: относись к людям так, как бы хотели, чтобы относились к вам.

Принимайте воспитанника таким, какой он есть, не зависимо от его внешних данных, уровня развития, интеллекта, способностей. Обеспечьте эмоциональный комфорт ребенка в школе.

ДЛЯ ЭТОГО:

- будьте ему старшим другом и опорой;

- стремитесь понять индивидуальные способности;

- проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам;

- не называйте своего мнения;

- будьте тактичными;

- не допускайте расхождения между словом и делом;

- не сравнивайте ребёнка с другими детьми;

- не устраивайте ребёнку «прилюдных разборок». Скажите ему всё наедине.

- найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости – извиниться;

- никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативного поступка (не «ты плохой», а ты плохо «поступил»).

- никогда не «воюйте» с детьми, если вам не удаётся настоять на своём, дети отплатят вам своим упрямством и бездействием.

Приложение №7.

Некоторые условия успеха воспитательской деятельности.

Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание. А внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами).

Устойчивый авторитет (готовность и желание выслушать, понять, помочь).

Умение заменить и поддержать любой успех ребёнка (наличие интереса к воспитаннику, к его деятельности).

Тактичность и корректность по отношению к ребёнку. (Дети не прощают нам наших ошибок и каждый наш срыв  или демонстрация недостатка культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).

Терпение и терпимость (если кто-то думает, что можно быстро научить ребёнка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый вызревает на своём уровне и в своё время, необходимо ангельское терпение для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).

Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший воспитатель должен знать много или всё о детях, об их семьях, но вот только почему-то забывают, что знать – да, понимать – да, а раскрывать детские тайны, предавать их не позволено никому).

Способность понимать и чувствовать другого человека (необходимо научиться слушать и слышать ребёнка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этика в профессиональной культуре педагога

Содержание.   Введение………………………………………………………………………3Основная часть………………………………………………..………..……61. Составляющие профессиональной этики……………….…………62. Формы работы по формированию педаг...

"Основа профессиональной культуры педагога"

В статье освещен исторический аспект вопроса о нравственности педагога, намечены пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций, приведен перечень литературы по освещаемому в...

Этика в профессиональной культуре педагога

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей.  Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедлив...

Профессиональная культура педагога

Педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним зад...

Консультация для педагогов: «Профессиональная культура педагога в ДОУ. Как избежать конфликтов с участниками образовательной деятельности.»

   Конфликт – это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его...