"Мандалотерапия"
методическая разработка
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством), позволяющее стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции; радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует художественному и духовному самовыражению дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mandalaterapiya_-_konspekt_zanyatiya.docx | 21.37 КБ |
mandaly.docx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие
««Волшебный цветок жизни»
Цель: развитие и совершенствование эмоционально-личностной сферы дошкольников с задержкой психического развития посредством мандалатерапии.
Основные задачи:
- Познакомить детей с понятием «мандала» и историей возникновения этого слова;
- Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревожности;
- Развивать творческие способности, воображение, восприятие, внимание, мелкую моторику;
- Формировать умение работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками.
Адресат: дети 5-6 лет с задержкой психического развития.
Условия реализации: занятие проводится в музыкальном зале, продолжительность занятия 35-40 минут.
Оборудование: простые карандаши, цветные карандаши, ноутбук, проектор, релаксационная музыка, набор разноцветных карточек (по количеству детей), раскраски мандалы, набор фруктов, конструктор, набор животных, счетные палочки, разноцветные стеклянные камушки.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Ритуал приветствия. Упражнение «Дружный круг».
Педагог-психолог:
-Здравствуй, друг! (здороваемся за руку с соседом справа);
- Здравствуй, друг! (здороваемся за руку с соседом слева);
- Здравствуй, наш дружный круг! (делаем поклон);
- А сейчас все вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (дети берутся за руки и улыбаются друг другу)
Упражнение «Цветное настроение»
Педагог-психолог: Ребята давайте с вами представим, что наше настроение цветное. И каждое настроение имеет свой цвет.
Красный – восторженное, бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
Желтый – светлое, веселое настроение – хочется радоваться всему;
Зеленый – спокойное, ровное, общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
Синий – слегка тревожное, тоскливое настроение – хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
Коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен.
Оранжевый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
Серый – скучное настроение – не знаю, чем заняться;
Черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.
Возьмите разноцветные карточки, разложите их веером в руках. Я вам буду задавать вопросы, а вы поднимайте подходящий цвет настроения вверх.
- Какое у вас настроение, когда утром идете в детский сад?
- Какое у вас настроение, когда вы видите своих воспитателей?
- Какое у вас настроение, когда вы играете с другими детьми в группе?
- Какое у вас настроение, на занятиях в детском саду?
- Какое у вас настроение, когда вы идете вечером домой?
- Какое у вас настроение сейчас?
Ребята, я рада, что у вас у всех хорошее настроение. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста на стулья.
2. Основная часть.
Беседа «Что такое мандала».
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите на экран, что там изображено? (Слайд 2). На первый взгляд, это простой белый круг. Но если на этот круг нанести красивый узор, он станет волшебным и будет называтся «Мандала».
Педагог-психолог: «Мандала – это рисунок в круге. Мандала на древнем индийском языке обозначает круг или цветок жизни. Мандалы придумали очень давно, примерно 3000 лет назад в Индии. (Слайд 3)
Посмотрите, какой красивый круг. Какой необычный узор. Узоры могут быть различными, могут состоять из цветов, животных, фруктов, геометрических фигур. Элементы в узоре повторяются. Одинаковые элементы раскрашиваются одинаковым цветом, и получается красивый узор. (Слайд 4)
Ребята, а как вы думаете почему мандалу называют волшебным кругом (цветком жизни)? Когда человек создает мандалу, он успокаивается, у него появляются жизненные силы.
Мандалы можно раскрашивать, рисовать, делать с помощью аппликаций, конструктора, песка, пластилина, камней. (Слайд 5, 6)
Игра «Мандала дружбы».
Педагог-психолог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Для этого разделимся на три группы. И попробуем создать мандалы из разных материалов.
1-ая группа – из фруктов и цветных карандашей;
2-ая группа – из конструктора и животных;
3-ья группа – из счетных палочек и разноцветных стеклянных камушков.
Посмотрите на ваши мандалы, какие красивые и необычные они у вас получились.
Творческое задание «Раскрась мандалу».
Педагог-психолог: Ребята, у меня в руках разнообразные мандалы. Сейчас мы их будем раскрашивать цветными карандашами. Работать будем под музыку, но недолго, пока она звучит. Если кто-то не успеет закончить работу - не огорчайтесь. Доделаете в свободное время после занятия. Каждый выберите мандалу ту, которая вам понравилась.
Просмотр видео «Мир танцующих мандал»
Педагог-психолог: Мы с вами раскрашивали мандалы, которые помогают нам успокоиться, улучшить свое настроение. А еще, чтобы успокоиться, мандалы можно просто рассматривать. Пройдите на коврик и сядьте так, чтобы вам было удобно перед экраном. (Видео «Мир танцующих мандал», просмотр 3 минуты).
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
- Понравилось ли занятие?
- Что понравилось больше всего?
- Что такое мандала?
- Какое настроение было у вас, когда вы раскрашивали мандалы?
- Что вы чувствовали, когда смотрели видео?
- Изменилось ли ваше настроение?
Ритуал прощания. Упражнение «Прощание»
Дети встают в круг, берутся за руки и проговаривают вместе с психологом:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье говорим мы: «До свидания».
Список литературы
1. Арт-терапия в работе с детьми. Киселева М.В. СПБ: Речь.2006г.
2.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Копытина А.И. М: Психотерапия, 2011г.
3. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. Лебедева Л.Д. СПБ: Речь. 2003г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Мандала и мандалотерапия. Создание мандалы по дате рождения".
Презентация к консультации и тренингу с педагогами....
"Мандалотерапия - как метод коррекции и профилактики в работе с детьми и взрослыми"
Мандалотерапия - как одно из направлений арт-терапии. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчес...
Перспективный план по мандалотерапии
Перспективный план «ВЛИЯНИЕ МАНДАЛЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКА»...
Мандалотерапия
Приёмы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ...
Презентация "Мандалотерапия"
Развитие эмоций дошкольников является актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут понять эмоции других людей, что является барьером налаживани...
Мандалотерапия
Мандалотерапия - техника развития творческих способностей детей и терапевтическая АРТ- методика....
презентация "мандалотерапия"
презентация "Мандалотерапия"...