Инновационные методы и приемы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
статья

Еноктаева Ольга Александровна

Инновационные методы и приемы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.( из опыта работы)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные методы и приёмы в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.

Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, танцуют, играют, поют, подпевают. Чтобы сделать процесс восприятия музыки доступнее, интересней в своей работе музыкального руководителя я применяю инновационные приёмы, методы и формы обучения.  

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Под инновационным подходом в системе образования понимаются процессы совершенствования педагогических совокупностей методов, приёмов и средств обучения.  

В своей работе, на музыкальных занятиях применяю здоровьесберегающие методы и приёмы. Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. На занятиях я обязательно использую песенки - распевки, упражнения на дыхание, упражнения для развития дикции. Изучаю с детьми правила охраны голоса, соблюдаю температурный режим помещения, режим проветривания между занятиями. Удобная обувь и подготовительные двигательные упражнения при выполнении музыкально - ритмических движений обязательны. Применение здоровьесберегающих методов и приёмов играют важную роль, так как  способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.

Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности. ИКТ я использую на мероприятиях и музыкальных праздниках, развлечениях, досугах. Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию; во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Например, знакомство с новой темой я сопровождаю показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использую при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрирую графический материал (модели, схемы) и т.д.

   С помощью обучающих мультимедийных программ я знакомлю детей с основами музыкальной грамоты, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш –  в младших группах, опера, балет – в старших),  с понятиями «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Для более прочного усвоения музыкальных понятий и терминов использую мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др.

В музыкальной жизни нашего детского сада используется мультимедийная техника, с соблюдением санитарных норм. Праздники и развлечения сопровождаю показом красочных слайдов по теме мероприятия. В своей деятельности применяю различные компьютерные программы (Например, Music Maker, Mp3Cut Pro и другие музыкальные редакторы), которые позволяют работать с музыкой: накладывать голос, изменять темп, накладывать эффекты, увеличивать или уменьшать mp3-файл и др. Использую сайты, которые предлагают создание презентаций, инфографиков, игр, викторин и т.д.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывая все этапы музыкальной деятельности.

Одним из применяемых мной инновационных методов, является коммуникативный танец. В этих танцах используется популярная детская музыка, по 2-3 знакомых движения объединяются в цепочки. Танцы включают в себя элементы невербального общения, смену партнеров. У детей рождается инициатива, творчество, воображение, взаимопонимание, умение сотрудничать. Я заметила, что коммуникативные танцы дают положительный эффект в коррекции развития детей с ОВЗ. Потому вовлекая ребенка в процесс коммуникативного танца в игровой форме на занятии, создаю ситуацию успеха и повышаю самооценку детей.

Для развития двигательных способностей, памяти, чувства ритма, речевого интонирования, я применяю координационно  – подвижные  игры. Это жанр детского фольклора наиболее понятен детям, он является одной из эффективных форм игр. Дети психологически переключаются во время занятий, что дает возможность «играть» своим телом как инструментом, передающим творческую активность.

Ежегодной традицией в нашем детском саду является поход в лес с участием родителей и специалистов. В таких массовых мероприятиях я применяю анимационные танцы и флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. Флешмоб сочетает элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Доступность такого танца основывается на простых шагах, прыжках и танцах, где задействованы разные группы мышц. Анимационные танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников, доставляют огромную радость детям.

Особым вниманием в нашем детском саду пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм используемых мною в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений  является квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и интеллектуальными. Квесты я организую как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу беру любой сценарий. Применение этой инновационной формы воспитывает в детях толерантность, ответственность, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне. Например, летнее развлечение «Клад Пирата». Неунывающий Пират просит детей помочь найти клад, есть подсказки, но Пират не умеет читать и с детьми ему веселей искать сокровища. По различным ориентирам дети попадают в разные места и встречаются с разными героями, которые помогают им обрести сундук с золотыми монетами.

С детьми младшего дошкольного возраста часто использую пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Пальчиковые игры направлены на развитие чувства ритма, выразительно-речевого интонирования, координации движений.  Для малышей стараюсь подобрать пальчиковую игру к каждой песенке. Процесс разучивания и запоминания музыкального материала увеличивается, увлекая детвору. Детям нравится играть со своими пальчиками, превращая пальцы рук в героев «театра».

Одной из необычных и эффективных инновационых форм, считаю «Хор рук». Она является одной из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации. Её применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, что способствует развитию чувства ритма. «Хор рук» применяю для объяснения детям двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух «дирижёров». Например; «Вальс цветов» П.И.Чайковского (цветы и бабочки), «Аквариум» Сен- Сеанса (волны и рыбки) и т.п. Выступления детей получаются очень яркие, служат украшением любого праздника.

В современной музыкальной методике обучение дошкольников ритмодекламации рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. Я считаю, что ритмодекламация под музыку наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Использую для речевых упражнений и ритмодекламации детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.  Этот материал используется не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок.

Одной из любимой форм деятельности в нашем детском саду является элементарное музицирование. Игра на музыкальных инструментах развивает у детей музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия. Применяю практики Карла Орфа, А.Логачевской, И.М.Каплуновой и др. Музицируем на каждом музыкальном занятии, на праздниках, досугах.

Одним из перспективных методов, направленных на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности, является метод проектной деятельности. В связи с тем, что метод проектов, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний и формирует навыки сотрудничества, всегда включаю его в свою работу.  В нашем детском саду, совместно с родителями и детьми выполняем краткосрочные и долгосрочные проекты. Например:

Проект «Солнышко» направлен на расширение знаний детей о природных явлениях и формирование музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. 

Проект «Страна загадочных звуков» направлен на приобщение детей дошкольного возраста к экспериментам со звуками, способствующий их музыкальному и общекультурному развитию.

Проект «Музыкальные инструменты» направлен на расширение знаний детей о музыкальных инструментах и формирование музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. 

Проект «Русская песня – душа народа» направлен на формирование элементарных представлений о русской культуре, фольклоре, и отражение своих знаний и умений в творческой и музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Хоровод городов России» направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

          Проект «Музыкальная лаборатория в мире Театра» направлен на приобщение детей к музыкальной культуре и театральному искусству через организацию совместной научно-исследовательской и музыкально-творческой деятельности (музыкальной лаборатории)

          С помощью интегрированного подхода дети приобрели не только конкретные знания о предметах и явлениях, но и у них формировалась целостная картина мира. Благодаря совместной работе над проектом, над одной темой, развилось сотрудничество:

- в детском коллективе (между детьми и взрослыми (педагогами, родителями);

- в работе со специалистами (на физкультурных занятиях – разучивали игры, на музыкально-спортивных праздниках и развлечениях – творчески перерабатывали полученные знания и умения, с воспитателем читали художественную литературу, рассматривали и беседовали по картинам, отражающим направление проекта; учились рисовать);

- с родителями (участвовали в творческих мастерских, организованных педагогами ДОУ, участвовали в выставках совместного семейного творчества).

Интегрированный подход в проектной работе позволил сформировать у ребёнка этические, нравственные ценности посредством конкретных знаний и умений, успешно поддерживать высокий уровень мотивации в деятельности у воспитанников, что в конечном итоге и приводит к поставленным педагогическим целям.

На основании вышеизложенного необходимо отметить, что инновационные подходы к музыкальному воспитанию наравне с классическими методами обучения и воспитания обусловлены необходимостью включения современных технологий в музыкальное развитие дошкольника.

 Реализация инновационных методов и приемов к музыкальному воспитанию дошкольников позволяет оптимизировать учебно- воспитательный процесс, делая его более познавательным, интересным, наполненным и комфортным для всех участников.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

В данном проекте разработан материал по применению ИКТ на музыкальных занятиях а детском саду...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать мас...

Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности....

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Я участвовала в XXII Всероссийском конкурсе (региональный этап),который проводит "Воспитатели России". Вот такую работу предоставила на оценку жюри. на её основе создала видео-ролик и отправ...

"Методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на логопедических занятиях"

quot;Методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на логопедических занятиях"...