Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
статья на тему
В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._statya_v_sbornik.docx | 28.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.
Ключевые слова: инновационные, технологии, воспитанники, хореография, ритмопластика, театрализованная деятельность, сказки, музыка.
« Какой могучей сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце негасимой
Как океан, безбрежною она…»
( К. Ибряев).
Не секрет, и это известно с давних времен, что музыка занимает особое, место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Еще Б. М. Теплов назвал музыку «зеркалом души человеческой». Музыка передает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Музыкальное воспитание в детском саду призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.
В дошкольной педагогике музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В связи с переходом на ФГОС образовательная программа в нашем детском саду сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, стали условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
В связи с введением ФГОС я начала строить свою педагогическую концепцию с учётом применения инновационных методов и форм работы, учитывая индивидуальные способности детей, уделяя внимание одаренным детям, развивая их творческий потенциал и возможности.
Вот некоторые задачи, решая которые я реализую процесс музыкального воспитания дошкольников:
-создание условий для проявления индивидуальности ребенка при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- помощь в формировании внутреннего мира ребенка.
В своей работе по музыкальному воспитанию дошкольников опираюсь на методики и разработки, О.Радыновой, М. Картушиной. Т.Боровик, А.Бурениной и Т. Сауко, Т. Тютюнниковой
Планируя, а затем проводя музыкальные занятия учитываю возрастные речевые и музыкальные особенности дошкольника.
На своих занятиях стараюсь быть партером, товарищем для ребят. Привлекаю их к сочинению попевок, новых правил игр, или маленьких сказочек для театральных постановок, развивая тем самым их импровизационные навыки.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Применяя различные формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, направляю их на развитие у детей:
● способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
● выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
● координации слуха – голоса – зрения – движения;
● чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
● палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, , игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Вот некоторые формы развития музыкальности, которые я использую в своей практике при работе с детьми:
Хореография и ритмопластика. Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально – ритмического, эстетического и, в целом психического развития детей. Танцы помогают детям полюбить музыку, обостряют эмоциональную восприимчивость, расширяют музыкальный кругозор детей.
Занятия хореографией призваны:
-развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.
- способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса.
-формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз.
Занятия театрализованной деятельностью, драматизации сказок и песен.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Занятия театрализацией помогают в решении следующих задач:
- совершенствуется звуковая культура речи, активизируется словарь ребенка.
- помогают преодолевать в себе робость, неуверенность, застенчивость.
- развивают способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Физкультминутки (музыкальные и речевые).
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, и – как следствие умственную работоспособность на занятиях.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Пальчиковые игры
-развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
- повышают общий уровень организации ребёнка.
- направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Все вышеописанные формы в той или иной степени сочетаются и присутствуют в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться мною в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.
Для того, чтобы добиться лучших результатов по освоению программы наладила тесное сотрудничество с семьей, родителями с целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
- повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, семинары.);
- возможность пользования фонотекой “Музыкальный саквояж”);
- вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
- совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Ежемесячно я готовлю для родителей консультации, статьи, предлагаю буклеты. Важной составляющей области взаимодействия с родителями считаю пропаганду музыкального искусства. Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека “Музыкальный саквояж”, где собрана коллекция детских песен, музыки для движения и танцев, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения, а также повысить интерес детей к усвоению элементарных музыкальных знаний, развитию музыкально-творческих способностей.
В результате воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний, как предусмотрено ФГОС.
В заключении хочется отметить следующее: Цветок вырастает красивым при наличии трех главных условий: света, тепла, влаги.
Ребенок станет гармонично развитой личностью, если все педагоги вложат в его воспитание доброту, тепло, знания и частицу своей души.
Список использованной литературы:
- Барсукова, Н. Г. Музыка в детском саду. Планирование, тематические и комплексные занятия [Текст]/ Н.Г. Барсукова // Волгоград, 2011. – 191с.
- Радынова, О.П. Праздничные утренники и музыкальные досугив детском саду: Учебно - методическое пособие [Текст]/ О.П. Радынова// М.: Дрофа, 2013. – 152с.
Интернет – источники
Мысли умных людей http://russiahousenews.info/art-story/umnie-misli-mudrie-viskazivaniya-velikih
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие, методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, в...
«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»
«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы о совместной деятельности детского сада и с...
«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...
Технология "Посткроссинг", как способ реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Желание познакомить подрастающее поколение с Россией, посредством переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны, республики, района помогло созданию проекта "Посткроссинг"...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ
Многофункциональный игровой ландшафтный стол - современный образовательный инструмент воспитателя. В материалах представлен опыт использования многофункционального игрового ландшафтн...
"Использование потенциала художественной литературы в реализации задач трудового воспитания детей дошкольного возраста"
Данный материал раскрывает важную роль художественного слова и фольклора при приобщении детей дошкольного возраста к труду. Представляет интерес для педагогов и родителей....