консультация для родителей: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Подготовила:
Учитель-дефектолог
МБДОУ д/с № 68
г. Белгорода
Мантулова Я.А.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух,обеспечивающий восприятие фонем любого языка.
Многие родители уверены в том, что если ребенок выучил буквы и научился читать, значит, в школе у него с русским языком все будет замечательно. Но, к сожалению – это огромная ошибка. Если у ребенка нарушен фонематический слух, то в школебудут проблемы, малыш не сможет правильно выделять и различать речевые звуки. Для правильного написания дети должны знать, что предложения состоят из букв, а слова из звуков расположенных в определенной последовательности.
Между развитием фонематического слуха и правильным произношением есть взаимосвязь. При плохом различии звуков на слух, ребенок будет произносить слова не четко, даже тогда, когда его речевой аппарат в порядке. Все может происходить и в обратную сторону т.е. фонематический слух может развиваться медленно, когда малыш еще не смог овладеть нужными навыками произношения.
Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.
Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.
Для хорошей подготовки к школе, важно развить фонематический слух, для этого существует множество игр, которые не отнимут много вашего времени.
- разучивайте с детьми чистоговорки.
К примеру:
А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.
- игра « Назови, что видишь». Идя домой с детского сада, предложите ребенку назвать, то, что он видит на определенный звук.
- игра «Что не так». Называйте ребенку одинаковые звуки или слоги, но один другой, малыш должен его назвать.
Например: а-а-у-а; са-са-со-са и так далее.
- «Спой первый звук» - называйте ребенку слова на один звук, затем попросите спеть тот звук, который стоит впереди слова. Так же можно, что бы ребенок называл последний звук в слове.
- «Какой звук спрятался» - называйте ребенку слова, в которых есть один общий звук, затем поинтересуйтесь, какой звук спрятался во всех словах.
-«Спой песенку» - предложите малышу быть вашим эхо. Вы будите петь звуки громко, а малыш тихо, затем наоборот.
- «Спой песенку животного» - ребенку необходимо спеть так, как поют животные (муууууу, меееее, беееее …)
Все игры будут ярче и интереснее при использовании компьютера. Различные звуки можно исполнять не самостоятельно, а скачать в интернете подобрав подходящую картинку, показав это на компьютере, ребенок увидит и услышит реальные звуки, увидит яркие иллюстрации.
Чем раньше мы начнем развивать фонематический звук ребенка, тем проще малышу будет учиться в школе.
Список литературы:
1.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда 2-е изд. – М.:ТЦ Сфера, 2007.- 192 с. – (Логопед в ДОУ)
2. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие длялогопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. —
32 с. (Практическая логопедия.)
3. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками.: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования/Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – 2-е изд.,перераб. И доп.- М.:Издательский центр «Академия», 2014.-256 с. –(Сер.Бакалавпиат).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»
Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызыв...
Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
Цель: познакомить аудиторию с теоретическими понятиями и практическими приемами развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста (4-6 лет)....
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"
Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....
Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
Аннотация: в материале представлены игровые приемы для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Игры, направленные на развитие фонематического слуха, способствуют формированию...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
В консультации раскрыты вопросы о том, что такое фонематический слух, как он влияет на речь ребёнка, какие упражнения нужно делать для развития фонематического слуха....