Мастер-класс для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
материал

Цель: познакомить аудиторию с теоретическими понятиями и практическими приемами развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста (4-6 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.34 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_master-klassu.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей в рамках консультативного центра «Шаг навстречу»

Слайд № 1. Тема: Развитие фонематического слуха у дошкольников

Цель: познакомить аудиторию с основными теоретическими понятиями и практическими приемами развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста (4-6 лет).

Задачи:

- повышать компетентность родителей в вопросах развития и коррекции речи;

- расширять знания и представления родителей по теме встречи;

- продемонстрировать игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей;

- способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместную игровую деятельность;

- способствовать социализации и коммуникации детей, развивать фонематический слух.

- развивать взаимодействие между специалистами ДО, родителями и детьми.

Оборудование: ширма, звучащие игрушки (барабан, колокольчик, погремушка, бумага, деревянные ложки, свисток, бубен); картинки для игр: ком-сом, дом-лом, коса-коза, лужи-лыжи, мишка-мышка, пышка-шишка; банан, вимамин; мяч, кукла.    

Участники: педагоги, дети, родители.

Теоретическая часть:

Слайд № 2. "Плохо говорит...", "Не произносит некоторые звуки...", "Во рту будто каша" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако,  причина  связана с недоразвитием слухового внимания у ребёнка. 
Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее «речевой слух» - не возникает сама собой, ее нужно целенаправленно развивать. 

Слайд № 3. Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты:

- Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

- Слуховое внимание – это способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

- При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-ком.

- Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически, сохраняя ритмический рисунок слова: например, вместо слова "кирпичи" произносит "китити".

Слайд № 4. Развитый речевой слух позволяет: 
- правильно и четко произносить звуки и слова; 
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); 
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; 
- успешно освоить письмо и чтение. 

Слайд № 5. Правильная речь – системное развитие всех компонентов речи, которое включает:

- правильное звукопроизношение, владение интонационной выразительностью речи;

- богатый активный словарный запас;

- правильное грамматическое оформление речи;

- умение пересказывать, составлять рассказы;

- развитый фонематический слух.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения письма и чтения.

Слайд № 6. Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой  нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующие или ограничивающие возможности социальной адаптации человека:

- самостоятельно не преодолеваются;

- их исправление требует своевременного вмешательства специалиста, длительных коррекционных занятий и помощи родителей;

- дети, имеющие нарушения речи являются потенциальной группой риска по возникновению нарушений чтения и письма, поэтому важно исправить нарушения речи до школы!

Практическая часть:

Слайд № 7. А теперь давайте поиграем…

Слайд № 8. Д/и «Что звучит?» (барабан, колокольчик, погремушка, бумага, деревянные ложки, свисток, бубен)

Взрослый знакомит детей со звучащими предметами, демонстрирует их звучание. Затем убирает их за ширму, воспроизводит звучание. Просит детей угадать, что звучало.

Слайд № 9. Д/и «Солнышко и дождик».

Ведущий говорит детям, что они сейчас пойдут на прогулку: «Погода хорошая и светит солнышко» (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит: «Пошел дождь» (при этом сильно ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Слайд № 10. Д/и «Слушай и показывай».

а) Ведущий называет детям слова и просит показать их на картинках: КОМ-СОМ, ДОМ-ЛОМ, КОСА-КОЗА, ЛУЖИ-ЛЫЖИ, МИШКА-МЫШКА, ПЫШКА-ШИШКА;

б) Ведущий называет пары слов и бросает мяч, дети должны их повторить и бросить мяч обратно.

Слайд № 11. Д/и «Подскажи Аленке».

Ведущий просит детей научить куклу Аленку различать правильно и неправильно сказанные слова. Демонстрирует картинку (банан, витамин). Если слово сказано правильно – хлопнуть в ладоши, неправильно – топнуть ногой.

БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАНАМ, ВАВАН, ДАВАН, БАНАН, БАВАН, ВАНАН, БАНАН;

ВИТАНИН, МИТАВИН, ФИТАМИН, ВИТАМИН, МИТАНИН, ФИТАВИН, ВИТАЛИМ, ВИТАМИН.    

Слайд № 12. До новых встреч!


Предполагаемый результат. Родители: повысят компетентность в вопросах развития речи и станут применять полученые умения и навыки, будут активно сотрудничать и взаимодействовать с педагогами. Дети: поиграют с родителями, педагогами, сверстниками,с пользой проведут  время, развивая коммуникативные и речевые навыки. Педагоги: через совместное взаимодействие повысят интерес и мотивацию родителей к актуальным вопросам в области профилактики речевых нарушений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Слайд 2

Причина речевых трудностей – недоразвитие слухового внимания у ребенка. Речевой слух – это способность слушать и понимать звуки.

Слайд 3

Компоненты развитого речевого слуха: звуковысотный слух; слуховое внимание; фонематический слух; фонематическое восприятие.

Слайд 4

Развитый речевой слух позволяет: правильно произносить звуки; четко произносить слова; владеть голосом; овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; успешно освоить письмо и чтение.

Слайд 5

Правильная речь – системное развитие всех компонентов речи, один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения письма и чтения.

Слайд 6

Нарушения речи – отклонения от нормы, препятствующие или ограничивающие речевое общение: самостоятельно не преодолеваются; требуют своевременного вмешательства специалиста и коррекционных занятий; - важно исправить до школы!

Слайд 7

Давайте поиграем…

Слайд 8

Что звучит?

Слайд 9

Солнышко и дождик…

Слайд 10

Слушай и показывай…

Слайд 11

Подскажи Аленке… …

Слайд 12

Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей - «Развиваем фонематический слух»

Целью предложенного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенк...

Мастер –класс Игры для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи .

В настоящее время,  в системе воспитания и обучения детей дошкольного вохраста,  увеличивается число  детей, имеющих нарушения речи. Срели них значительную часть составляют дошкольники,...

Мастер-класс: "Игры на развитие фонематического слуха"

Мастер-класс: "Игры на развитие фонематического слуха"...

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...

Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Мастер- класс будет полезен педагогам. В мастер-классе раскрываются основные направления работы по развитию  фонематического слуха у детей...

Мастер-класс для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей раннего возраста"

Мастер-класс для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей раннего возраста"...

Мастер-класс для родителей "Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОНР....