Моя педагогическая находка «Нетрадиционные техники в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
материал

Мавлютова Елена Александровна

«Нетрадиционные техники в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с Вами своей педагогической находкой.

Слайд 1   Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». С самых ранних лет большинство детей любят творить: рисовать, лепить из пластилина, заниматься аппликацией. Мы, взрослые, обязаны им помочь овладеть этими видами творчества, ведь они приобщают детей к миру прекрасного, доброго, формируют эстетическое восприятие, творчески развивают, несут в себе элементы психотерапии, успокаивают, занимают, отвлекают и создают положительный настрой.      Традиционные техники предлагают нам небольшой арсенал для творчества: краски, карандаши, фломастеры, пластилин, ножницы и бумагу. Но не все дети умеют красиво рисовать, лепить, владеть ножницами. В итоге ребенок может стесняться, бояться показать свою работу или вовсе отказаться от творческого процесса. Арсенал нетрадиционных техник не имеет границ, а если подключить желание и фантазию, то их можно расширять, каждый раз придумывая новые способы для творчества. Поэтому нетрадиционные техники в художественно-эстетическом развитии стали для меня находкой, тем самым ключиком к раскрытию творческих способностей ребенка.

Слайд 2, 3 (фото с творческих занятий) Нетрадиционные техники доставляют воспитанникам множество положительных эмоций и удивляют своей непредсказуемостью. Ребята активно экспериментируют с краской, бумагой, пластилином и другими материалами. Такие занятия не утомляют, и дети остаются очень активными и работоспособными на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.! Нетрадиционные техники позволяют мне, педагогу, осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания и интересы. Многие виды нетрадиционного техник способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики пальцев рук.

И сегодня я хочу представить вашему вниманию только некоторые из тех техник и методик, которые я использую в своем авторском проекте «Весёлые ладошки».

Слайд 4, 5 «Ладоневая живопись» или рисование ладошками

Очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей, в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.! В данной технике дети могут рисовать цветы и деревья, птиц и животных и много всего удивительного и необыкновенного. Польза для деток такого творчества огромна: развивается мелкая моторика, которая в свою очередь влияет на речь и память малыша, так же успокаивающе действует на нервную систему ребенка.

Слайд 6, 7 Техника «тычка»

Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то техника «Тычка» не вызовет у них никаких сложностей. Достаточно взять какой-либо предмет, например, ватную палочку, опустить ее в краску и ударить ею по листу сверху вниз. Таким образом будет получаться чёткий рисунок с неоднородной фактурой. Можно воспользоваться не одной, а целым пучком палочек, скрепив их предварительно резинкой. Я предлагаю детям рисовать по шаблонам, это получается раскраска в необычной технике.! Либо рисуют по заданной теме или проявляют самостоятельность и создают то, на что направит детская фантазия. Такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики, творческой фантазии, а также успокаивают и расслабляют ребёнка. Они также тренируют память, приучают к усидчивости, собранности и вниманию.

Слайд 8, 9 «Рисование мятой бумагой»

Существовавшая сто лет назад техника, снова получила популярность в 21веке. И сегодня даже известные художники используют ее для создания картин в стиле ретро. Дети очень любят этот метод, поскольку он не требует никаких четких границ, линий, и можно рисовать так, как нравится, и то, что нравится. После ознакомления с таким видом рисования в садике дети с удовольствием продолжают использовать его дома. Преимуществ данной техники много:

бумажный комочек, необходимый для работы, может изготовить даже воспитанник младшей группы. А ведь дети так любят делать все самостоятельно, им приятен сам процесс смятия бумаги;

отпечатки получаются размытыми, иногда даже неожиданными, что способствует развитию фантазии и воображения;

возможность делать плавные переходы от одного цвета к другому, чтобы получить более интересную картину.

Слайд 10,11,12 «Набрызг»

Техника не сложная, но требует некоторой сноровки и достаточно сформированных моторно-координационных движений, поэтому лучше предлагать её детям старшего дошкольного возраста.! Ее суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка, расческа и стека. Так можно изобразить звёздное небо, салют. А можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой, аппликацией.

Слайд 13 «Торцевание»

Торцевание – необычный вид аппликации, один из методов продуктивной деятельности – техника изготовления объемных поделок из бумаги. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения. Для данной техники понадобятся: салфетки или гофрированная бумага, клей пва, торцовка и, конечно же, фантазия и желание творить. В данной технике можно проявлять самостоятельность и создавать картины по собственной задумке, либо по шаблону.

Слайд 14,15,16,17 «Аппликация из салфеток»

Это вид аппликации, выполненный с помощью салфеток в настоящее время очень востребован. Интересен детям тем, что поделки, сделанные таким методом, получаются объемными, необычными, красивыми и яркими. Также данная техника интересна и тем, что материалы для нее просты и доступны для любого возраста. Аппликации из салфеток позволяют развивать моторику, используя творческую активность детей, воображение, эстетические чувства. Обратите внимание на этой слайд. Именно на нём видна эта техника. Где дети изготавливали подарок для дошкольников детского сада №2 участвуя в районном проекте «Посткроссинг».

Слайд 18,19,20 «Пластилинография»

Пластилинография – нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе.  Помимо пластилина, для создания изобразительных шедевров можно использовать разные декоративные материалы, в том числе природные: бусины, мелкие камушки, бисер, пуговицы, ракушки, высушенные стебельки и веточки.

Слайд 21, 22,23,24,25

Идея использования нетрадиционных техник не является новой, разнообразие изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков и аппликаций, применения и поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности и воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, интересно экспериментировать, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Наблюдая за интересом детей к нетрадиционным способам изображения, я пришла к выводу, что их использование помогает не только развивать воображение, пробуждает фантазию, раскрепощает детей, делая их более самостоятельными и уверенными в себе, но и формирует положительное отношение к учебно-познавательному процессу в целом. Я считаю, что формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...