Консультация для педагогов. Подвижные игры
консультация

Камчатная Светлана Николаевна

Консультация для педагогов

Подвижные игры

Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей. Игра для детей – важное средство самовыражения, «проба сил». Игра является незаменимым помощником воспитателя. Но главное – то, что она сближает воспитателя и ребёнка. Подвижные игры занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. Главная цель воспитателя – дать почувствовать ребёнку, что ему доверяют, включают его в решение трудных для него проблем и задач. Именно подвижная игра помогает ребёнку обрести, друзей, выразить себя в интересной для себя деятельности. Задача воспитателя создать условия для реализации возможностей ребёнка, через подвижные игры. При умелом руководстве со стороны воспитателя подвижные игры способны творить чудеса. Воспитатель обязательно должен владеть методикой руководства деятельностью детей в процессе игры. Игра должна соответствовать педагогической задаче и соответствовать конкретным условиям. При выборе игры «задайте себе  - вопрос – что вы желаете для ребёнка, как вы хотели бы его развивать». Потребность в движениях у дошкольника велика, необходимо регулировать двигательную нагрузку. В ходе игры важно знать и обращать внимание на внешние признаки утомления в каждой возрастной группе он разный. Нормальным считается чуть возбуждённое лицо, немного сниженное внимание, но четкое выполнение заданий и, главное отсутствие жалоб в чём – либо! В том случае если движения детей нечётки, неуверенны, пробуждение конфликтности, отказ от участия в игре, необходимо перейти к другой деятельности и снизить нагрузку. Подвижные игры проводятся с учётом сезонности. Зимой и летом своя специфика игровых упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_podvizhnye_igry.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Подвижные игры

Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей. Игра для детей – важное средство самовыражения, «проба сил». Игра является незаменимым помощником воспитателя. Но главное – то, что она сближает воспитателя и ребёнка. Подвижные игры занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. Главная цель воспитателя – дать почувствовать ребёнку, что ему доверяют, включают его в решение трудных для него проблем и задач. Именно подвижная игра помогает ребёнку обрести, друзей, выразить себя в интересной для себя деятельности. Задача воспитателя создать условия для реализации возможностей ребёнка, через подвижные игры. При умелом руководстве со стороны воспитателя подвижные игры способны творить чудеса. Воспитатель обязательно должен владеть методикой руководства деятельностью детей в процессе игры. Игра должна соответствовать педагогической задаче и соответствовать конкретным условиям. При выборе игры «задайте себе  - вопрос – что вы желаете для ребёнка, как вы хотели бы его развивать». Потребность в движениях у дошкольника велика, необходимо регулировать двигательную нагрузку. В ходе игры важно знать и обращать внимание на внешние признаки утомления в каждой возрастной группе он разный. Нормальным считается чуть возбуждённое лицо, немного сниженное внимание, но четкое выполнение заданий и, главное отсутствие жалоб в чём – либо! В том случае если движения детей нечётки, неуверенны, пробуждение конфликтности, отказ от участия в игре, необходимо перейти к другой деятельности и снизить нагрузку. Подвижные игры проводятся с учётом сезонности. Зимой и летом своя специфика игровых упражнений.

В зимний период проводятся упражнения

На равновесие – такие как ходьба по снежному валу, перешагивание, через снежки, прыжки вокруг сугроба, спрыгивание со снежного вала, с сугроба.

 Ползание и лазание – через сугробы, снежную крепость и т.д.

Игры на снежной площадке:

  • «Скатай шар»
  • «Попади в колпак»
  • «Сбей снежок»
  • «Не попади в сугроб»
  • «Заморожу»
  • «Снайпер»
  • «Кто скорее догонит льдинку»
  • «Катание на санках»
  • «Прокачу»
  • «Черепахи»
  • «Догони»

Самостоятельные игры и упражнения для детей

  • «Чей ком больше?»
  • «След в след»
  • «По следам к «секрету»
  • «Кто быстрее заберётся на горку»
  • «Не выпусти льдинку из круга»
  • «Попади снежком в мишень»
  • «Сбей снежок»

Подвижные игры обогащают содержание прогулок, увеличивают их продолжительность.

Выходя на прогулку, прихватите с собой лопаточки, совочки для строительства снежных фигур. Подвижные игры вызывают у детей сильные эмоции, чувство удовольствия, радости. Складывающиеся в подвижных играх ситуации характеризуются большим разнообразием и задача воспитателя использовать их для формирования социального поведения. Здесь важнейший мотив переключения внимания ребёнка на действия сверстника – оценка результатов выполнения двигательной задачи. Для формирования дружеских взаимоотношений каждый ребёнок должен усвоить правила обязательные для соблюдения всеми участниками игры. Наиболее эффективным способом для побуждения к подчинению общим правилам являются не только разъяснения, беседа, но и приёмы, активизирующие ребёнка на выполнение заданий другими детьми. Для положительных взаимоотношений между детьми важными являются подвижные игры, в которых действия каждого следующего участника служат продолжением действий предыдущих.

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников?

  • Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание.
  •  Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.
  • Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.
  • Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Картотека зимних подвижных игр

Следопыт

Отправляясь на прогулку, прочитайте сказку про Винни-Пуха, который выслеживал неведомого зверя, а в итоге оказалось, что он ходил по своим собственным следам. Предложите детям самим на время стать следопытами. Для начала научите дошколят оставлять четкие следы ножек на снегу, затем предложите отгадать, кто из ребят какой след оставил.

Для детей ясельной группы подойдут совсем незамысловатые зимние игры в детском саду. Например, оставьте на снегу отпечатки кубиков разных размеров и предложите ребятам разложить кубики по отпечаткам.

На следующей прогулке в детском саду научите детей определять следы птиц. Попросите их пофантазировать и, возможно, придумать неведомого доселе науке зверя со следами, присущим только ему.

Эту игру можно перенести и на занятия в детском саду — совместно вырежьте трафареты из бумаги в виде следов и придумайте различные задания: нарисовать следы через трафарет вокруг домика и так далее.

Прятки

Возьмите из группы различные предметы белого цвета и разложите их на площадке. Назовите детям предметы, которые замаскировались среди снега, и попросите их найти.

Тропинка

В зимние игры в детском саду можно добавить обучение счету и немного… авантюризма. Потренируйтесь с детьми шагать по подсказкам: два шага направо, три шага налево, 5 шагов к дереву. Как только дети освоят эти упражнения, предложите им игру наподобие «острова сокровищ».

Умные снежинки

Проявите фантазию в обычной, казалось бы, игре: предложите детям помочь мышке перебраться через овраг. Для этого нужно с определенного расстояния кидать снежки и заполнить ими ведерко или ямку в снегу. Дети постарше могут угадывать слова, которые загадала воспитательница. При этом каждое удачное попадание снежком в цель позволяет узнать одну букву из загаданного слова

Остров сокровищ

Перед прогулкой спрячьте на площадке клад и подготовьте карту с описанием маршрута до клада. Во время поисков предложите детям выполнить подвижные упражнения: например, только сбив все кегли, участники допускаются до следующего пункта на карте.

Лабиринт

Проложите в снегу извилистую тропинку и предложите детям пройти по ней, не заступая за ее пределы. За успешное прохождение лабиринта положена награда.

Для детей постарше можно сделать настоящий лабиринт и предложить самостоятельно найти дорогу в его центр, где дошколят будет ждать заслуженный приз.

«Третий лишний»

Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснётся «ляпа» сам становиться «ляпой» и теперь должен догонять. Играют, пока не надоест. 

Затейники.

Один  из  играющих  выбирается  затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем ... вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных.

                                                           Дракон
Дети берутся за руки или становятся паровозиком друг за другом (положив руки на плечи друг другу или на талию). Впереди стоящий — голова дракона. Последний в шеренге — драконов хвост. Теперь голова дракона должна поймать свой хвост, при этом сам дракон должен «не развалиться». На месте головы и хвоста должен побывать каждый.

Снежинки и ветерок

Дети делятся на 2 команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе  произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4-5раз; после чего дети в командах меняются ролями.

Метелица.

  Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый -  он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не наталкиваясь на предметы.

Мы - веселые ребята.

 Дети становятся    на одной стороне  площадки  за  воображаемой  чертой.   На   противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети). Играющие хором произносят:

Мы — веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три — лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке и выбирают нового

Тройки.

   Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, высоко поднимая колени. Какая тройка лучше?

Два Мороза

Игра проходит на двух площадках. 
На противоположных сторонах площадки отмечены "школа" и "дом". Выбираются два Мороза – водящие, а остальные ребята располагаются за линией дома в одну шеренгу. Посередине площадки – на улице – стоят два Мороза. Морозы обращаются к детям: 
– Мы два брата молодые,
– Два Мороза удалые.
– Я Мороз-Красный Нос,
– Я Мороз-Синий Нос.
– Кто из вас решится
– В путь-дороженьку пуститься?
Дети (хором). Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов ребята бегут из дома в школу. Морозы осаливают-замораживают ребят.

Снежная карусель.

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг  снеговика  и  изображают снежинки.   По  сигналу  взрослого  они  идут сначала  медленно,  потом  все  быстрее,  в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.  Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.

После небольшого отдыха игра возобновляется

На помеле

Метла в каждой команде – словно эстафета – они передают ее друг другу. Пробежать верхом на помеле и не сбить кегли (кубики, мячи и др.). Если сбивает – ему нужно вернуться и поставить на место предмет, после этого продолжать задание.

Воротца

Команды выстраиваются в колонну, лицом к финишу. На дистанции 20–30 м установлены "воротца" (лыжные палки, связанные вверху). 
По сигналу первый участник должен пробежать в "воротца", добежать до конечной остановки и вернуться обратно в команду.

Черепашки

Участники игры строятся попарно. 
По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20 м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.

Синие и желтые палочки

На снежном холмике лежат синие и желтые палочки по числу игроков. По команде "Марш!" все выбегают из-за общей черты. Каждый старается взять палочку цвета своей команды и вернуться обратно. Побеждает команда, игроки которой прибегут с палочками за черту дальше.

Лыжный городок

Команды стоят в колонне лицом к финишу. По команде первый участник стартует на одной лыже до конечной остановки и таким же образом возвращается обратно.

Гонка с шайбой

Участники игры стоят в таком порядке: мальчики против девочек. 
Каждая команда получает шайбу и клюшку. 
По сигналу первый ученик – мальчик – обводит поставленные предметы, стараясь не сбить, доводит шайбу до девочек, передает ей шайбу и клюшку; остается в этой команде, а девочка бежит с шайбой и клюшкой до команды мальчиков, передает шайбу и клюшку мальчикам, а сама уходит в конец колонны. Игра продолжается.

Санный городок

1. В команде участники делятся на две группы и строятся друг напротив друга (мальчики – девочки). Санки у мальчиков – поставить правое колено на санки и, отталкиваясь левой ногой, доехать до девочек, передать им санки. Задание повторяется. Прибывший игрок уходит в конец колонны.

2. Команды строятся колоннами лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него. В центре проводится линия. Напротив каждой команды находится по 2 кубика. Первый участник садится на санки, а второй участник везет его. Доехав до кубиков, участник на санках берет их в обе руки, едут до конечной остановки, где участники меняются. Когда участники возвращаются, кладут кубики обратно и т. д.

Конкурсы

1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°.
2. "Попрыгунчики" – повороты на лыжах прыжком.
3. "Проскользи дальше" – на одной лыже после разгона или отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе.
4. "Перетягушки" – на снегу обозначается круг диаметром 2 м. Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра.
Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.
5. "Гонка за флажками" – игроки выстраиваются в одну линию. Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше). На второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает соревнование; те участники, которым не достались флажки, возвращаются на линию старта. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто возьмет последний флажок.

Эстафета с санками.

Команды строятся колоннами лицом к финишу, находящемуся на расстоянии 40–50 см. По сигналу 3 игрока от каждой команды: один в санках, другой – в упряжке, третий – подталкивает сани сзади, бегут до финиша и обратно. Затем тот, кто вез сани становится в конец колонны. Его сменяет тот, кто подталкивал сани, кто сидел в санях – подталкивает сани сзади. В сани садится следующий игрок из команды. Вариант: можно занять сани двум игрокам: один везет, другой в санях. На повороте участники меняются местами.

Сани-тачки

Один игрок лежит на санках на животе, свесив ноги. Другой, взявшись за его ноги, толкает санки вперед. На повороте участники меняются местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры"

В данной консультации говориться о значимости подвижной игры в жизни ребенка....

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Консультация для педагогов «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»

Консультация для педагогов «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»...

Консультация для педагогов "Подвижные игры в зимний период".

Материал содержит советы воспитателям о подвижных играх в зимний период, а также картотека зимних игр....

Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"

В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....

Консультация для педагогов "Подвижные игры на прогулке"

В игре детей есть часто смысл  глубокий И.Ф.Шиллер...