Среднесрочный проект в средней группе "Мы играем в театр"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области»
(МДОУ детский сад № 7 г. Ртищево)
Среднесрочный проект
в средней группе
«Мы играем в театр»
Воспитатели: Бычкова Н.С.
2023 – 2024 учебный год
Паспорт проекта
Тема: «Мы играем в театр»
Возраст детей: средняя группа.
Итоговое мероприятие: Показ сказки «Под грибом».
Дата проведения итогового мероприятия: 24 ноября 2023 год.
Вид проекта:
Творческий, групповой, среднесрочный (с 4.09.2023г. по 24.11.2023г.)
Цель:
Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами театра
- Обогащать словарь детей, активизировать его
- Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
- Развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию.
- Привлечь родителей воспитанников к работе над проектом.
- Заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания их дома с детьми.
- Способствовать развитию коммуникативных качеств личности, вызвать желание выступать перед сверстниками.
Участники проекта:
Воспитатель и дети средней группы, родители воспитанников.
Содержание проекта
Актуальность
Средний дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Театрализованная деятельность в детском саду является едва ли не самым эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения «учить играя», ведь детей не нужно заставлять играть, они это очень любят. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Ожидаемый результат
1. Участие в проекте 80% семей группы.
2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания.
3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования.
4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности: дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр.
5. Развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными.
6. Разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками.
7. Совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей, развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников: вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность.
Новизна проекта: методы проекта позволяют детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, делая познавательные процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как личность.
Методы и приемы:
- экскурсии
- игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры)
- ООД – познание, коммуникация, художественная литература
- Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, лепка, ручной труд
- наблюдения
- работа с научно-познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями)
- эвристические познавательные беседы
- просмотр иллюстраций
- чтение познавательной и художественной литературы
- Трудовые поручения
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры: «Репка», «Гуси лебеди » и т. д.
• костюмы к сказке «Под грибом»
• сюжетные картинки
• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».
План реализации проекта
Подготовительный этап
Сроки | Самостоятельная деятельность педагога | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
сентябрь 2023г | Выдвижение идеи. | Обсуждение идеи с детьми. | Обсуждение идеи с родителями. |
Изучение интернет ресурсов, литературы по теме. | Выявление представлений детей о театре. | Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»
| |
Определение целей и задач.
| Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».
| Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей. Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех».
| |
Разработка проекта в группе. Составление перспективного плана работы. Подготовка оборудования для реализации данного проекта. | Совместные игры в театрализованном уголке. Игры с различными видами театра, имеющимися в группе. | Проведение родительского собрания с целью знакомства родителей с темой и схемой реализации проекта, определения их роли в проекте.
| |
Коллективное решение о виде и конечном результате проекта.
|
Основной этап
Сроки | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1-2 неделя октября 2023г | 1. Рассматривание: фотографий, презентаций, иллюстраций о театре, театрализованной деятельности. 2. Беседы: «Что такое театр», «Кто работает в театре - актёры», «Любимые сказки», «Твой любимый сказочный герой».
| 1. Консультация «Домашний театр, как средство формирования взаимоотношений в семье» - заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми. 2. Фотоотчёт родителей «Домашний театр» - предоставить фотоматериал о выполнении «домашнего задания», полученного на родительском собрании.
|
3 неделя октября 2023г | 1. Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Беседа с детьми о любимых сказках. Цель: Формировать у детей умение включаться в диалог. Вызвать у ребят радость при воспоминании о любимых сказках. Помочь детям понять содержание сказки, опираясь на изображение. Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении. 2. Дидактическая игра «Угадай, о ком я говорю» - развивать образное мышление, узнавать персонажа по характерным признакам. 3. Дидактическое упражнение «Расскажем сказку вместе». Цель: закреплять знания о содержании знакомых сказок, последовательности событий - правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознать событие, предшествующее их появление. 4. Игра «На сцене» - развивать у детей умение передавать характер персонажа при помощи мимики, жестов.
| 1. Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребёнка» Цель: Дать родителям доступное объяснение значения сказки в развитии детей, её влияния на эмоциональное состояние детей. 2. Домашнее задание: чтение определенных сказок и заучивание с детьми (проговаривание) диалогов героев сказки. 3. Привлечение родителей к чтению сказок детям в группе в вечернее время «Мамины сказки» |
4 неделя октября 2023г | 1. Настольный театр (показ воспитателя). Обыгрывание русской народной сказки «Репка». Цель: Рассказать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра. Вызвать у детей желание самостоятельно разыгрывать сказки с помощью настольного театра. 2. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Я хитрая лиса», «Я - грустный заяц», и т.д. Цель: упражнять в умении интонационно передавать эмоциональное состояние героя. 3. Драматизация сказки «Колобок» Цель: Продолжать учить детей участвовать в драматизации, развивать умение брать на себя определённую роль и выполнять действия данного героя. Воспитывать добрые отношения в коллективе. Создание волшебной атмосферы театра. | Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей»
|
1 неделя ноября 2023г | 1. Игровое упражнение «Мы артисты» (имитация движений под музыку: мишки косолапые, зайки –попрыгайки, мышки, лошадки...) Цель: упражнять в умении имитировать движения персонажей под соответствующую музыку; на слух определять характер музыки и соотносить с конкретным героем сказок. 2. Мимические упражнения. Цель: развивать умение при помощи мимики и жестов передавать эмоциональное состояние, характер персонажа.
| Консультации для родителей «Театрализованные игры, как средство эмоционально-личностного развития детей»
|
2 неделя ноября 2023г | 1. Организация пальчиковых игр Цель: Способствовать созданию у детей радостного настроения, привлечь внимание к ритмичному звучанию слов, к интонации голоса. Продолжать учить подражательным игровым действиям. 2. Подвижная игра «Театр зверей» - упражнять в умении подражать повадкам животных.
| Консультации: «Театр дома». «Игрушки своими руками».
|
3 неделя ноября 2023г | Обсуждение сказки «Теремок» - учить детей рассуждать, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей, проговаривание диалогов между героями сказки. Подготовка к постановке сказки и показу её зрителям. (Приложение 1) | Помощь в изготовлении декораций, элементов костюмов по сказке «Теремок» |
Заключительный этап
дата | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
24 ноября 2023 г | Показ сказки «Под грибом» - стимулировать творческие способности детей, развивать диалогическую речь.
| Организация выставки-презентации разных видов театра, созданных руками родителей. |
Продукт проекта: различные виды театра, изготовленные родителями для группы.
Литература и интернет ресурсы
1. Программа «От рождения до школы», примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
2. Развитие речи детей (популярное пособие для родителей и педагогов). Новотворцева Н.В. – Ярославль «Академия развития», 1997.
3. Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок. Фомина Н.А. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» М.: «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», 2013.
Интернет – ресурсы:
http://vospitatelivsexgorodov.3bb.ru/
Приложение 1
Театрализация сказки «Под грибом»
Цель: Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- Учить детей драматизировать простейшую сказку, продолжать совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнёрства.
- Развивать умение понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные состояния и характеры героев, используя интонационно-образную речь, развивать мимику и пантомимику.
- Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости.
Вос-ль: - Ребята, давайте вспомним, по каким сказкам мы с вами сегодня путешествовали? А кто их автор?
- Кто скажет, как можно познакомиться со сказкой?
Ответы детей: Сказку можно прочитать в книге, можно сходить с родителями в детский кукольный театр, можно послушать сказку, рассказанную мамой или бабушкой.
Вос-ль: Вот сейчас наша сказка и начнется. По дорожке к вам я шла и встретила лягушку.
Лягушка: Ква-ква-ква, случилась беда. За комаром гонялась и в лесу потерялась. Помогите ребята отыскать моих друзей из сказки.
Вос - ль: Ребята, поможем отыскать друзей лягушки? Тогда предлагаю отправиться в лес.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как листочки, покружиться,
чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
Вос-ль: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько здесь грибов, но они непростые, а с загадками. Отгадав загадки, мы узнаем, каких друзей потеряла лягушка.
1. Кто работает с утра: Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей).
Вос - ль: Волшебной палочкой взмахну, Рому в муравья превращу.
2. Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул – и полетел,
И опять на кустик сел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка
Да ведь это ж... (Бабочка).
Волшебной палочкой взмахну,
Арину в бабочку превращу.
3. Вот забился в уголочек
Теплый маленький комочек
С длинным сереньким хвостом,
Не играет он с котом
Пи-пи-пи пищит с пеленок
Серый маленький (мышонок).
Волшебной палочкой взмахну,
Еву в мышонка превращу.
4. Ребята, вы слышите?
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей).
Волшебной палочкой взмахну,
Максима в воробья превращу.
5. Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Убегает без оглядки? (Заяц).
Волшебной палочкой взмахну,
Рустама в зайца превращу.
6. Эту хитрую плутовку,
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая (лиса).
Волшебной палочкой взмахну,
Арину в лису превращу.
7.Весь Антошка -
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт -
Он подрастёт (гриб).
Волшебной палочкой взмахну, Таю в гриб превращу.
Вос-ль: Ребята, кажется, дождь начинается. И сказка начинается…
(Звучит музыка.)
На полянке, вдоль дорог
Вырос беленький грибок.
Он грибочек не простой
Сказку нам принес с тобой.
На поляне вырос гриб (сажаю грибочек на пенечек).
Лягушка: Здравствуй гриб, долго мы тебя искали, я так рада встрече!
Вос-ль: Дождик все сильней, шел по лесу муравей.
Муравей: «Где мне спрятаться скорей?
От холода я весь дрожу.
Точно, горло простужу.
Ой, спаситель мой, грибок,
Погрею хоть один бочок.
Гриб: Ладно, ладно, Муравей,
Забирайся поскорей!
Так и быть, уж я тебя,
Спрячу, скрою от дождя (муравей садится под грибок).
Вос-ль: Время-времечко идет,
Дождик не кончается.
Тут откуда не возьмись,
Бабочка является.
Бабочка: Милый, милый Муравей.
Пожалей меня скорей.
Ты пусти меня под гриб,
Голос мой совсем осип…
Крылья вымокли мои,
Не взлетаю, погляди.
Муравей: Прячься, бабочка, быстрей,
Свои крылья обогрей!
Вос-ль: Вышел на полянку мышонок, шубка его намокла, хвостик дрожит. Ищет где бы от дождя спрятаться.
Мышонок: От дождя я наутёк,
Весь до ниточки промок.
Вот бегу я и ищу,
Где я спрятаться смогу.
Нет ли места для меня,
Потеснитесь-ка друзья.
Все вместе: Надо будет потесниться,
Чтобы всем нам поместиться.
Вос-ль: Только дождик льет и льет…
Кто под дождиком бредет?
Мимо маленьких друзей
Скачет, плачет воробей.
Воробей: Вы, друзья, меня пустите.
Пожалейте, не гоните.
Я совсем, совсем промок.
Вы пустите под грибок.
Все вместе: Надо будет потесниться,
Чтобы всем нам поместиться.
Вос-ль: Дождик не кончается,
И откуда не возьмись,
Зайка появляется.
Ушки он свои прижал,
Хвостик у него дрожал.
У грибка остановился и под крышу попросился.
(Бежит мимо Гриба Заяц, испуганно прячется за гриб.)
Заяц: От лисы я убегаю!
Спрятаться куда – не знаю!
Целый день меня гоняла,
Просто жутко напугала,
Обещала прямо здесь
Меня догнать и тут же съесть!
Все вместе: Надо будет потесниться,
Чтобы всем нам поместиться.
Вос-ль: Поместился весь народ.
Вдруг Лисица к ним идет.
По следам Лиса петляет, где прошел зайчишка, – знает.
(Лиса ходит по поляне, принюхивается, подходит к Грибу.)
Лиса: Здравствуйте, мои друзья!
Вы ведь знаете, кто я?
А ну, зверье, мне отвечай:
Заяц тут не пробегал?
Вижу, здесь он пробегал,
Я устрою вам скандал.
Всех сейчас я разгоню,
А грибок ваш раздавлю!
Все вместе: Зайчик с нами, он наш друг! А ты, лисонька, кышь!
Лиса: Ой, ой, ой! Я вас боюсь!
Вос-ль: Хвостик лисонька поджала,
Восвояси убежала.
Тут и дождь грибной прошел,
Солнышко сверкает.
И тепло, и хорошо,
На лесной полянке стало.
Гриб: Ростом был совсем я мал, но на землю дождь упал.
Вырос быстро я, друзья, и скажу вам, что не зря.
От грибка лису прогнали, зайца мы ей не отдали.
Нужно нам всегда дружить, будет весело нам жить.
Вос-ль: Показали мы вам сказку,
Милые наши друзья.
Знайте – на свете всех важней,
Не врагов иметь, а друзей.
Лягушка: Большое вам спасибо ребята, что помогли найти моих друзей!
Приложение № 2
Консультация для родителей
«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей»
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всѐм его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребѐнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссѐрские игры и игры – драматизации
К режиссѐрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:
-плоскостной;
-теневой;
-настольный;
- театр на фланелеграф.
В этих играх ребѐнок или взрослый не являются действующим лицом, они
создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объѐмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребѐнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой.
Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребѐнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.
В играх – драматизациях слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чѐткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Игра-обсуждение «Взаимоотношения» Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После прочтения стихотворения обсудите его с ребенком и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте следующие вопросы:
— Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?
— Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?
Приложение № 3
Консультация для педагогов
«Нетрадиционные методы работы со сказкой»
Дети очень любят сказки. Они черпают из них множество удивительных позиций: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Не смотря на это, сказки, равно, как и многие художественные произведения не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Сказки подаются дошкольникам не разнообразно, в основном, это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театров, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Д. Родари утверждает: «Много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление и другие негативные моменты». В этом мы убеждаемся, рассказывая о том, что лиса съела колобка, как сѐстры издеваются над Золушкой, как тяжело живѐтся Иванушке-дурачку, и т.п.
Мы привыкли традиционно относится к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, Иванушка-дурачок всегда оказывается умнее всех. Одна из главных задач, стоящих перед взрослым, - познакомить ребѐнка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать…
Лариса Борисовна Фесюкова, автор книг «От трѐх до семи», и «Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Для этого ею разработана специальная универсальная схема, которая выглядит следующим образом.
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка и экология.
- Сказка развивает руки.
Необходимо отметить, что предложенные разделы выбраны условно, это всего лишь модель, образец и исходя из этого, их может быть меньше, может быть и больше. Кратко рассмотрим методику работы над каждым разделом.
- Нравственный урок. Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намѐк, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намѐк», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача. Нетрадиционный подход даѐт возможность воспитателю и детям уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправлялся, добро восторжествовало. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всѐ можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребѐнка. Например в сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывается следующей поговоркой «В тесноте, да не в обиде». Да не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их и творчески решить вот главная задача в системе образования дошкольников. Так в чѐм же противоречие в сказке, которого не замечают дети, да и зачастую и многие взрослые. Всѐ внимание читателей приковано к рукавичке и к еѐ гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Очень важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо.
- Воспитание добрых чувств. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание, лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: самоотверженность, сопереживание. В этой связи следует обратить внимание на следующие моменты:
- Учить детей сравнивать, сопоставлять;
- Формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе;
- Ставить ребѐнка на место положительного или отрицательного героя, давая ему возможность выбора собственной позиции;
- Упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубоко сопереживать действиям и поступкам героев.
К примеру:
- «Докажи, что Алѐнка лучше всех»;
- «Кого тебе жалко в этой сказке»;
- «Как бы ты поступил на месте…»;
- «Как движениями похвалить петушка»
Здесь используется игра «Хорошо – плохо», т.е. развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления.
- Речевая зарядка. Она направлена на решение следующих проблем: расширять словарный запас, верно строить диалоги, развивать связную и логическую речь, делать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Этому будут способствовать перечисленные ниже методы и приѐмы.
- «Задай вопрос…». Например, Курочке Рябе деду, бабке, мышке и т.д.
- «Придумай несколько однокоренных слов» (лес, лесник, лесовичок).
- «Найди рифму…» (Мышка – Книжка).
- «От каждого по словечку». Составить достаточно длинное распространѐнное предложение.
- «Напиши письмо (записку, телеграмму)» при этом важно совместно с детьми решить, кому оно будет адресовано. Ребѐнок говорить, взрослый записывает, затем вместе читают, обсуждают написанное, корректируя и и совершенствуя его по стилю и содержанию.
- Воспитателю можно предложить подобрать к каждой сказке, если это возможно, фразеологизм, или пословицу и побеседовать по его содержанию, раскрывая смысл. ∙ «Как бы ты назвал эту сказку?», «Как ещѐ можно назвать эту сказку?».
- Метод введения частицы «не»: «Не репка выросла на грядке, а…», «Не Красная Шапочка, а…». Т.е. вместо привычного персонажа, главного героя придумать нового.
- «Найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова».
- «Сочини длинное и в то же время смешное слово».
- Разобрать слова с одинаковым написанием, но разных по значению (мука – мука), или различных по контексту (собачий хвост – собачий характер). ∙ Объяснить этимологию слова. И др.
- Развитие мышления и воображения. Здесь особо обращается внимание на развитие ребѐнка до такого уровня воображения, который помогает ему различить реальную жизнь и фантазии. В данном случае дошкольник придумывает что-то новое.
- Придумывать старые предметы в новых вариантах.
- Превращать себя и других членов семьи, друзей в другие одушевленные и неодушевлѐнные предметы.
- Составлять фантастические сказки о себе.
- Постановка проблемного вопроса. (Всегда ли плохо, когда»в грязь полез и рад, что грязна рубаха» ? Может быть карапуз полез в лужу спасать котѐнка…
- Сказка и математика. К.Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идѐт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребѐнка сказки – это его жизнь. Тем более , что во многих сказках математическое начало находится на поверхности. «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка» др.
- Сказка и экология. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям. Более осознанному пониманию ребѐнком природы, природных явлений, природоохранной деятельности помогает игра
- «А если бы…»
- «А если бы не наступила весна?»,
- «А если бы пропал ветер?»,
- «А если бы погасло солнце?» и т.д.
Эти вопросы ставят ребенка в позицию исследователя. Природа противоречива, а понять некоторые противоречия помогает уже знакомая игра «Хорошо – плохо»
- Сказка развивает руки. Детям предлагается что-то сделать:
вырезать, склеить, изобразить схематично, показать эпизод с помощью мимики, жестов.
Приложение № 4
Конспект ООД по художественно - эстетическому развитию (рисование) в средней группе «Сказочный теремок»
Цель: формирование умения рисовать сказочные домики.
Задачи:
учить детей передавать в рисунке образ сказки;
развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика;
совершенствовать приемы украшения.
Предварительная работа:
Чтение сказки "Теремок"
проведение сюжетно ролевой игры "Кто в теремочке живет",
рассматривание картинок с изображением теремков,
беседы с детьми.
Средства:
картинки с изображениями домиков-теремков,
игрушечный медведь,
листы бумаги,
гуашь,
кисти,
банка с водой,
салфетки.
Способы:
Мотивация
Отгадывание загадки,
Беседа с детьми « Кто живет в теремочке?»
Физкультминутка
Практическая работа
Рефлексия
Ход занятия.
1.Мотивация
Все садитесь рядом,
Поиграем ладом.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
2.Загадывание загадки
На поляночке лесной
Стоит домик расписной
Всех зверушек спрятать смог,
Что за домик? (Теремок).
(Показать картинку теремка)
3.Беседа с детьми «Кто в теремочке живет»
-Кто жил в теремочке? (мышка, лягушка, зайчик, волк, лисичка)
-Теремок развалился, его сломали. А кто его сломал? (мишка).
-Мишка не хотел разрушать дом - он просто не влез. Почему он не смог влезть в домик?(мишка большой).
-А домик какой? (маленький).
-А куда разбежались все зверушки?(в лес).
-Ах ты мишка – мишенька,
Теремок ты развалил
Что же делать?
Как же быть?
Где же звери будут жить?
-Поможем жителям теремка и нарисуем каждому по домику?
Физкультминутка: «Рисуем»
Держим кисточку вот так: (большой и указательный пальцы вместе)
Это трудно? (указательный палец вверх)
Нет, пустяк! (встряхиваем руками)
Вправо-влево, вверх и вниз (движения рук в соответствии с текстом)
Побежала наша кисть.
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом. ( руками очерчиваем круг)
Закрутилась, как волчок
За тычком идет тычок! (Сделать несколько тычков)
4.Практическая работа .
5. Рефлексия:
-Очень красивые теремки получились.
-Какой домик самый маленький? Кого мы туда поселим? (Мышку).
-Лягушку - квакушку в какой домик поселим?
-Волчок серый - бочок где будет жить?
-Куда хотите поселить зайчика?
-Лисичку – сестричку?
-А мишку, в какой домик поселим? Нужно выбрать самый большой теремок
-Мы поселили всех зверушек в домики. Им там будет хорошо. Будут они жить дружно, ходить друг к другу в гости.
Домик – зайке, домик – мышке,
Не забудем и про мишку,
Домик будет и волчонку,
И лисе и лягушонку,
Все звери вас благодарят!
Вам спасибо дружно говорят!
-Молодцы, ребята, помогли зверушкам.
Приложение № 5
Конспект ООД
по художественно эстетическому развитию (аппликации) для детей средней группы «Репка»
Цель. Создание аппликации «Репка» методом обрыва.
Задачи.
Учить выполнять работу в технике обрывной аппликации для создания несложной композиции «Репка»
Активизировать самостоятельность и активность детей в наклеивании кусочков бумаги, поощрять аккуратность на рабочем месте, усидчивость, внимание.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пополнять активный словарь детей названиями овощей.
Развивать воображение, фантазию.
Воспитывать у детей желание приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
Средства: мягкая игрушка дед;
иллюстрации с изображением овощей;
иллюстрации с изображением героев сказки «Репка»;
принадлежности для обрывной аппликации,
клей,
салфетка,
Способы:
Мотивационный момент.
П/Игра «Поезд» с имитацией соответствующих движений.
Физкультминутка «Репка»
Рефлексия
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка»; беседа по прочитанной сказке; театрализация русской народной сказки «Репка»; рассматривание иллюстраций овощей и фруктов; беседа о пользе овощей и фруктов для здоровья человека; сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»; подвижная игра «Поезд».
Ход занятия.
1.Мотивационный момент.
- Посмотрите, что я вам принесла? (Показываю детям настоящую репу.)
- Как вы думаете, что это? (Предположительные ответы, так как не все дети знают, как выглядит настоящая репа.)
- Это репа. Репа очень полезный овощ, и в ней много разнообразных витаминов, люди очень любят репу, даже сказку про неё сочинили.
- Ребята, я знаю, что вы сказки любите. Хотите попасть в сказочную страну? Тогда давайте сядем в волшебный поезд и отправимся на нём в необыкновенное путешествие.
2.П/Игра «Поезд» с имитацией соответствующих движений.
Сядем мы в волшебный поезд,
Заходи скорей в вагон.
Мы поедем очень быстро,
Словно ветер мчится он.
Чух-чух, чух-чух – с ветерком всех прокачу!
Вот привёз нас в сказку поезд,
Посмотрите-ка кругом…
Отгадайте без подсказки,
В какой мы оказались сказке?
А чтобы это понять, нужно загадку отгадать:
Круглый бок, желтый бок.
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко…
Что же это? (Репка)
Воспитатель:
- Молодцы, правильно отгадали. И попали мы в русскую народную сказку «Репка». Посмотрите, тут дедушка сидит, что-то печальный у него вид. Здравствуйте, дедушка! (Дети здороваются.) Давайте спросим у дедушки, что же случилось, чем он так опечален? (Дети задают вопросы: «Дедушка, почему вы такой печальный?»; «Что у вас случилось, дедушка?» или «Почему вам грустно, дедушка?» и т.п. Воспитатель, при необходимости, помогает правильно составить предложение с использованием форм уважительного обращения к взрослому человеку.)
- (Дед) Посадил я репку.
Выросла репка большая-пребольшая!
А вытянуть из земли я её не могу? Что же мне делать?
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, кто в сказке помогал деду репку из земли тащить? (Дети называют персонажей сказки. Ответы можно сопровождать показом соответствующих иллюстраций.)
- (Дед) Спасибо вам, ребята, за подсказку. Старенький совсем я стал, вот и забыл на помощь своих родных позвать. Давайте ещё репу посадим, она у меня сказочная быстро растёт, поможете мне?
3.Физкультминутка «Репка»
Вот мы репку посадили (дети наклоняются).
И водой её полили (имитация движения).
А теперь её потянем (имитация движения).
И из репы кашу сварим (имитация движения).
Будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» в руках).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, помогли мы деду – вытянули репу. Вспомните, какие ещё овощи растут на огороде? Я сейчас буду показывать изображения овощей, а вы их называйте. (Показ иллюстраций. Дети называют овощи.)
- Ребята, посмотрите, среди этих овощей нет репки. Из нашей сказки пропала репка! Расстроен дед и плачет баба, внучка их совсем не рада. Как же горю их помочь? (Предположительные ответы детей.) Кажется, я знаю, давайте мы вырастим для них сказочные репки из бумаги. Хотите, я вас сейчас вас этому научу. Тогда садитесь на свои места и слушайте внимательно.
Работа проходит за столами. Воспитатель показывает и называет порядок действий при изготовлении аппликации методом обрыва.
- чтобы наши «репки» получились красивыми, сначала надо аккуратно над тарелочкой разорвать кусочек цветной бумаги на мелкие части (уточняет у детей, какого цвета бумага);
- затем, обильно намазать клеем нарисованный силуэт репки, стараясь не выходить за его пределы;
- после этого очень быстро прикладывать кусочки бумаги к намазанной клеем основе (силуэту нарисованной репки);
- работать надо быстро, чтобы клей не успел высохнуть;
- начинать выкладывать желательно с краёв, а заканчивать серединой;
- когда всё изображение (без пропусков) будет заклеено кусочками бумаги, надо взять тряпочку (можно использовать бумажную салфетку) и приложить её к получившемуся изображению репки, чтобы снять лишний клей.
Кто-нибудь из детей повторяет этапы выполнения задания (воспитатель помогает), после этого приступают к работе. В это время можно включить спокойную музыку. Воспитатель наблюдает за работой детей, следит за их осанкой, при необходимости помогает.
4.Рефлексия
- Молодцы, вы старались, не ленились и поэтому у вас репки – получились! Очень красивые и даже аппетитные. (Воспитатель отмечает успехи детей.) Давайте подарим их нашему дедушке, чтобы он не грустил.
Воспитатель:
- А теперь нам надо сесть в наш волшебный поезд и отправиться в обратную дорогу.
Ты вези нас поезд наш
По родным дорожкам.
Надо в садик нам попасть
Отдохнуть немножко…
Чух-чух, чух-чух – с ветерком всех докачу!
- Вот мы и вернулись обратно в нашу группу. Понравилась вам наша сказка? Что больше всего запомнилось? Что впечатлило?
Дети делятся полученными впечатлениями.
Приложение № 6
Конспект родительского собрания
"Играют дети - играем вместе"
Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и
правильного развития.
Д.В. Менджерицкая
Цель:
Показать родителям ценность общения с ребёнком по средством театрализованной деятельности.
Задачи:
содействовать сплочению родительского коллектива,
вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества;
развитие творческих способностей родителей.
План проведения
1.Аутотренинг « Добрые пожелания»
2.Вступительная часть
3..Мини лекция
4. Игры с родителями
5. Прием «Чудесный мешочек»
6. Игра драматизация сказки «Теремок»
7. Видео просмотр-игры драматизации «Теремок»(с участием детей)
8.Подведение итогов собрания.
Ход собрания
1.Вступительное слово
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители: Мы очень рады вновь встречи с вами!
Как приятно получать комплименты, добрые и тёплые слова-пожелания. Но умеем ли мы дарить самые обыкновенные и простые, но тёплые, добрые и искренние слова?
Сейчас я предлагаю вам подарить, сказать хотя бы одно, но доброе и тёплое пожелание друг другу. Вы сразу почувствуете, как легко и приятно получать комплементы, но как трудно их кому - нибудь дарить.
Аутотренинг «Дарите людям тёплые и добрые слова!»
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Приятно было получать добрые пожелания?
Давайте с вами как можно чаще будем дарить такие тёплые, искренние слова друг другу!
Наша встреча с вами будет посвящена театру в жизни детей.
Тема нашего собрания сегодня «Театр и дети»
Ребёнок - это самое трудолюбивый и творческий человечек в мире. Его «рабочий день» длится ровно столько, сколько он бодрствует. Немало важной деятельностью, является деятельность театрализованная. Театр - это одно из ярких средств формирующих творческие способности.
Для начала предлагаю выяснить, что же такое ТЕАТР?
"ТЕАТР" - это один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.
Многие родители задаются вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение. Но таким образом они забывают, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:
формирование правильного эстетического вкуса;
развитие коммуникативных способностей;
влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
помогает решить конфликт в процессе игры;
создание положительного эмоционального настроя;
помогает нравственному воспитанию.
Уже сейчас можно сделать вывод, что театральные постановки, как и театр в целом, помогают в развитии у малышей такого чувства, как эмпатия.
А это важнейшая способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Более того, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие).
Виды театров (спросить у родителей)
В современном мире театров превеликое множество. Но, мы с вами выделим, только некоторые театры:
Театр пяти пальчиков
• Варежковый театр
• Театр ложек
• Театр вязаной игрушки
• Театр на кружке
Демонстрация театров семей
Чему способствует Театральная деятельность в детском саду?
Раскрепощение ребенка
Вовлечение в действие
Самостоятельное творчество
Развитие всех психических процессов
Самопознание, самовыражение
Успешную социализацию ребенка
Осознание чувства удовлетворенности, радости, значимости
Таким образом, театр несет в себе очень важную составляющую в воспитании и гармоничном развитии дошкольника. Поэтому очень важно не только посещать театральные постановки разных театров, но и устраивать спектакли у себя дома.
Уважаемые родители!
Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятий по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы.
*Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
*Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
*Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
*Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
*Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)
Сейчас я попрошу выйти всех родителей ко мне сюда для игры и построить круг
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
Этюд «Передай движение»
Все становятся в круг, закрывают глаза. Водящий, находясь в общем кругу, придумывает какое – либо движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку, забивает гвозди, моет пол ы т. д.). Затем «будит» своего соседа, и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так по кругу, пока все не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего.
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра»
Инструкция: родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни ребенка.
Ведущий на основе высказываний подводит итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развивается все психические функции ребенка.
Присаживайтесь пожалуйста на вои места
Игра «Драматизация сказки»
Родители из чудесного мешочка достают цифры и выходят для драматизации сказки.
Родителям предлагается инсценировать сказку « Репка»
Молодцы. А сейчас я хочу вам показать как мы с детьми инсценируем сказку…….
Просмотр игры-драматизации детьми «Теремок»
Воспитатель: Сейчас вы все побыли в мире детства, в мире сказок и театра. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что детство и сказка - понятия неотделимые. И однажды, придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда, как радость, как память, как чудо! Хотелось, чтобы и дома вы как можно чаще устраивали такие игры с детьми. Вы обязательно получите массу приятных минут, ощущений!
Хочется сказать большое спасибо всем родителям, кто откликнулся на нашу просьбу и помог пополнить уголок театрализованной деятельности!
Решение родительского собрания:
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках развития детей в театрализованной деятельности.
2. Поддерживать интерес детей к театральной деятельности в детском саду и дома.
3. Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду
Приложение № 7
Ритмопластика
Игра «Ходим кругом»
Цель. Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встает в центр круга и громко произносит свое имя. Ребята, стоящие в кругу, медленно двигаются вправо или влево (по указанию педагога) и запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Все, что Женя (Юля, Маша, Андрей и др.)
Нам покажет, будем дружно повторять!
Дети останавливаются, ведущий показывает какое-либо движение (вращает руками, прыгает, как лягушка, становится на ногу, как журавль) или принимает какую-то смешную позу. Дети должны точно повторить его движения. После это-водящий подходит к кому-нибудь из ребят в круге и низко кланяется. Ребенок, которому он поклонился, идет в седину круга и становится водящим, а прежний водящий занимает его место. Игра повторяется.
Игра «Птицы, на гнезда!»
Цель. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.
Дети стоят в кругу; они — «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на
ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает
чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.
Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.
Игра «Смелые мышки»
Цель. Развивать образное мышление детей. Двигательные способности детей.
Сначала педагог читает стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон...
Убежали мышки вон!
Затем педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику. Игра повторяется 2—3 раза.
По окончании игры педагог отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, и хвалит ребят за старание.
Приложение № 8
Подвижные игры
«У бабушки Маланьи»
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушке семь дочерей, семь сыновей (Идут по кругу и поют.)
Все без бровей! (Останавливаются и с по-
С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-
С такими ушами, бражают то, о чем говорит-
С такими носами, ся в тексте.)
С такими усами, с такой головой, с такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)
На него (нее) глядели, Делали вот так... (Повторяют за ведущим любой жест)
«Мыши водят хоровод»
Задачи: Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, изображать повадки животных.
Ход игры
Воспитатель: Сегодня мы будем играть в игру «Мыши водят хоровод». Какие мышки? Что они любят делать? (бегать, прыгать, веселиться). Покажите! (дети показывают). Как они пищат? Что произойдет, если мышки увидят кота? (испугаются, убегут быстро-быстро). Мы все будем мышками. А котом-Васькой будет… (выбирает ребенка-кота).Воспитатель (обращаясь к ребенку-коту): Покажи, как кот мяукает. Какие у него когти? Как он догоняет мышку? Воспитатель отводит ребенка-кота в домик.
Обращается ко всем детям: Мы – мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас не поймал».
Ход подвижной игры: Взрослый поет, а дети тихо передвигаются и подпевают за взрослым:
Мыши водят хоровод: Ля-ля-ля!
На печурке дремлет кот. Ля-ля-ля!
Тише, мыши, не шумите, Кота-Ваську не будите!
Вот проснется Васька-кот –разобьет наш хоровод!
Мышки не слушаются, бегают, пищат. Вот проснулся Васька-кот,
Разбежался хоровод!
Кот бегает за мышками: «Мяу-мяу-мяу!»
«Мышки» разбегаются. По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.
«Путешествие»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать фантазию, расширять знания детей, учить изменять свои движения в соответствии с задуманным
Ход игры.
Детям предлагается отправиться путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по дороге на машине, пешком по тропе, по горе, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
Приложение № 9
Сюжетно-ролевые игры
«Пришел Мишка с прогулки»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.
Мишка наш ходил ... гулять,
Шапку с Мишки надо ... снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с ... Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с ... Мишки.
Мишка наш ходил ... гулять,
Валеночки надо... снять.
Теплые ... штанишки
Я снимаю с ... Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с ... Мишки.
Мишка наш ходил ... гулять,
Он устал и хочет ... спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он ... сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка,... баю-бай!
Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.
Приложение № 10
Дидактические игры
«Угадай по звуку»
Цель: развивать слуховое внимание детей.
Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
«Зверята»
Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко, выпученные глаза, говорит она: «Ква-ква!»
«Возьмем Мишку на прогулку»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые ...штанишки.
Теплые... штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену... Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену... Мишке валенки-малышки,
Я надену... Мишке красное... пальтишко,
Красное ... пальтишко я надену... Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем...гулять,
Будем в саночках ... катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:
«Где вы были, мальчики и девочки?
Что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,
а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.
«Игра с пальчиками»
Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового театра.
Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его ... (называет имя ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Среднесрочный проект в средней группе По теме: «Золотая осень»
Общение с природой имеет большое значение для познавательного развития детей дошкольного возраста. Дети с удовольствием общаются с живыми существами, наблюдают за ними, охотно наблюдает ...
Среднесрочный проект в средней группе "Здоровый образ жизни"
Здоровье - одна из важнейших ценностей в жизни человека. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстриров...
Среднесрочный проект в средней группе "Здоровый образ жизни"
Здоровье - одна из важнейших ценностей в жизни человека. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстриров...
Среднесрочный проект в средней группе "Осень"
Проект в средней группе на тему:"Осень"...