Проект «Времена года в картинах художников»
проект

Качковская Людмила Анатольевна

Проект «Времена года в картинах художников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda_v_kartinah_hudozhnikov_.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Времена года в картинах художников»

Продолжительность проекта: с 1 октября по 31 января

Тип проекта: речевой

Участники проекта: все участники образовательных отношений - воспитанники, воспитатели группы, родители (законные представители).

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта: Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа. Картина вполне заслуженно завоевала себе прочное место в дошкольной практике. Она обогащается кругозор детей, развивается их образное мышление и является наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками                         по развитию речи.

Проблема: в настоящее время воспитанники плохо владеют грамотной, правильной, связной речью. Дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы.

Данный проект поможет воспитанникам в решении проблемы.

Цель проекта: формирование умения воспитанников составлять описательные рассказы по картине посредством ознакомления с произведениями художественного искусства.

Задачи проекта:

Образовательные

  • закреплять представления о сезонных изменениях в природе
  • формировать умение рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа
  • формировать умение воспитанников составлять описательный рассказ по

пейзажной картине из пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения

  • формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству

Развивающие

  • развивать диалогическую и монологическю формы речи;
  • развивать речь, обогащать словарный запас;
  • развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное                    в пейзаже;
  • развивать мыслительную и речевую активность детей;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память

Воспитательные

  • воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению.
  • Воспитывать любовь к родному краю

Предполагаемый результат:

  • В группе будет пополнен и систематизирован наглядный, методический материал по экологическому воспитанию детей.
  • Воспитанники приобретут умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
  • Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Этапы реализации проекта.

  1. этап, подготовительный: изучение литературы, определение целей и задач проекта,

разработка плана реализации проекта, подбор дидактических игр, стихотворений, загадок.

  1. этап, основной: проводятся запланированные мероприятия по реализации

проекта: (беседа, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с играми по теме, консультации для родителей).

  1. этап, заключительный: презентация книги сказок "Художники о временах года"

План реализации проекта

Месяц

Форма организации

Программное содержание

I этап

подготовительный

Изучение литературы по данной теме.

Определение целей и задач проекта.

Подбор художественной литературы для детей.

 

II этап

Основной

Октябрь

«Унылая пора! Очей очарованье!..».

Ноябрь

«Дремлет лес под сказку сна»

Беседа «Уж небо осенью дышало»

Воспитывать интерес к окружающему и умение видеть изменения, происходящие в природе, формировать умение составлять предложения с помощью карт-схем.

  • Упражнять в подборе определений к существительным.

Рассказ воспитателя о художнике Левитане.

Познакомить детей с творчеством художника – пейзажиста И. И. Левитана, воспитывать эстетические чувства

Рассматривание карточек с изображением признаков времёни года - осень

 

Формировать умение замечать, называть изменения в природе, упражнять в умении классифицировать картинки по временам года; развивать диалогическую речь, участвовать в беседе, упражнять в умении употреблять прилагательные.

Ситуативная беседа «Когда это бывает?»

Ситуативная беседа  «В гостях у художника».

ООД «Составление описательного рассказа

по картине И. Левитана «Золотая осень»

Формирование умений вести групповую беседу, закреплять знания о временах года, их характерных признаках, развивать связную речь, отвечая на вопросы воспитателя, ассоциативно – логическое мышление. 

Закрепить знание основных и оттеночных цветов спектра и умение их дифференцировать и соотносить. Формировать у детей цветовое восприятие, ассоциативные ряды.

- закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью;

- формировать умение рассматривать картину,  видеть красоту пейзажа;

- формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из  пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;

- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности,   приобщать к изобразительному искусству; 

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать  умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже; 

- развивать мыслительную  и речевую  активность детей;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению.

мероприятий

 

Прослушивание аудиозаписи музыки П. И.Чайковского «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года»

Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

 

Развивать навыки слушания музыкального произведения, устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. 

развивать навыки связной речи: умение составлять  короткий рассказ по вопросам:  « Что изображено на картинке? Когда это бывает?»; отвечать на вопросы  полным предложением

Дидактическая игра «В гостях у художника», 

Дать представление о появление живописи, возникновении красок.

Поддержать интерес к изобразительной деятельности.

Дидактическая игра «Чей это цвет?»

развивать зрительную память, внимание, речь; побуждать любить природу в разное время года.

Физкультминутка

«Осенние листочки».

Развивать внимание, выдержку, согласованность движений, снять мышечное напряжение

  1. Дыхательная гимнастика «Осенние листья».

Упражнение «Ветер и листья».

Развивать умение длительно и плавно выдыхать

Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот.

Словесная игра

«Подбери словечко» -

Упражнять в словообразование относительных прилагательных

Наблюдение осенней природой

Экскурсия в осенний лес

Закреплять названия цветов, их цвет; формировать эстетический вкус, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, развивать чувство прекрасного, речь.

развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;

воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Продуктивная деятельность: «Волшебные краски осени».

Вызвать интерес к нетрадиционным способам рисования.

Обрывная аппликация «Осеннее дерево».

Развивать мелкую моторику рук, фантазию, внимание, воображение.

Чтение художественной литературы:

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Продолжать прививать интерес к чтению произведений о природе, воспитывать интерес к художественному слову.

А. Н. Майков «Осень»

Формировать умение воспринимать национальное произведение эмоционально, воспитывать через произведения любовь к родному краю

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу национальных поэтических произведений, вслушиваться в мелодику народного колорита.

Подвижная игра

«Раз, два, три к дереву беги»

Развивать быстроту реакции, координации движений, внимание, ловкость детей

Консультация для родителей

"Знакомим детей с искусством»"

Педагогическое просвещение родителей

Беседа: О

 художнике – пейзажисте И.И. Шишкине

Развивать эстетическое восприятие у детей и формировать интерес к изобразительному искусству, вызывать эстетические переживания, умение видеть, понимать и любить природу.

Беседа "Зимняя картина" (Марченко Л.И. "Зима", стр 166)

Формировать умение воспитанников видеть красоту русской природы: закрепить представления о характерных признаках зимы, научить составлять небольшие рассказы.

Рассматривание карточек с изображением признаков времёни года - зима

Формировать умение замечать, называть изменения в природе, упражнять в умении классифицировать картинки по временам года; развивать диалогическую речь, участвовать в беседе, упражнять в умении употреблять прилагательные.

ООД «Дремлет лес под сказку сна»

Прослушивание аудиозаписи музыки

П.Чайковский «Зима»

Словесная игра «Зима какая…»

Дидактическая игра «Рассеяный художник»

Физминутка

«Зима»

Пальчиковая гимнастика

«Снежинки»

Наблюдение за зимней природой

Наблюдение за зимней березой

Продуктивная   деятельность:

«Первый снег».

  • «Белая береза».

Чтение художественной литературы

С. А. Есенин «Берёза».

Скребицкий «Зима – художница»

Д.Зуев «Зимний лес»

Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;  совершенствовать монологическую речь детей;  развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, Формировать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы зимней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника. Обогащать словарь детей .Воспитывать положительное отношение к  природе, стремление беречь её.

Развивать навыки слушания музыкального произведения, устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. 

Формировать умение соотносить прилагательное с существительным, расширять словарный запас, развивать речь детей.

Развивать внимательность, чувство цвета

Снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

закреплять общую моторику;

Развивать мелкую моторику, координации движений пальцев рук

Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Формировать умение изображать в рисунках зимнее дерево акварелью в соответствии с его спецификой

Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать     стихотворения.

Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать

произведения

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Развивать двигательную активность воспитанников, быстроту, скорость. Воспитывать доброжелательность в игре, умение договариваться.

Беседа о весне

Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.

Рассматривание карточек с изображением признаков времёни года - весна

 

Формировать умение замечать, называть изменения в природе, упражнять в умении классифицировать картинки по временам года; развивать диалогическую речь, участвовать в беседе, упражнять в умении употреблять прилагательные.

Прослушивание аудиозаписи музыки

А. Вивальди «Весна»

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; формировать умение различать выражение настроений, созвучных различным временам года.

Дидактическая игра

«Веснянка»

закрепить знания детей о растениях; развить умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания, развить активность и самостоятельность мышления.

Словесная игра «Волшебная цепочка»

Формировать умение соотносить прилагательное с существительным, расширять словарный запас, развивать речь детей.

Декабрь

“Весна пришла”

Игровое упражнение «Кто больше назовет весенних предметов» (с опорой на сюжетную картинку по теме «Весна»).

Развивать логику, наблюдательность, мышление, память

Физкультминутка “Пришла весна”

Развивать внимание, выдержку, согласованность движений, снять мышечное напряжение

 

Физкультминутка «Веснянка»

координация речи с движением, снять мышечное напряжение.

ООД Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Март»

Уточнение и расширение знаний детей о начале весны, ее признаках, словаря по данной теме. Развитие умения составлять описательный рассказ по картине, связно и грамматически верно излагая свои мысли, переживания; развитие слухового восприятия через слушание музыкального произведения; развитие целенаправленного движения руки. Воспитание эмоциональных чувств, переживаний в процессе восприятия природы посредством искусства.

Чтение художественной литературы

  • Ф. И. Тютчев. Весенние воды

Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать

произведения

Стихотворение  А. Плещеева «Весна»

Познакомить детей с произведением, развивать речь, внимание, память.

Подвижная игра «Облака и ветер»

развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, воображение, пластику.

Продуктивная деятельность (оригами) "Корзина подснежников"

Развивать мелкую моторику рук, воображение, воспитывать аккуратность в работе

Наблюдение за весенним небом

продолжать знакомство с различными природными явлениями; формировать умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи); активизировать словарь детей

Консультация для родителей

«Что я вижу на картине»

Способствовать активному вовлeчeнию родитeлeй в совмeстную дeятельность с дeтьми в условиях ДОУ;

создать атмосфeру тeсного сотрудничества и содружeства, положитeльный психологичeский настрой.

Беседа «Краса природы» (Марченко Л.И. "Лето", стр 157)

Закрепить представления детей о лете и признаках наступления весны.

Рассматривание карточек с изображением признаков времёни года - лето

Формировать умение замечать, называть изменения в природе, упражнять в умении классифицировать картинки по временам года; развивать диалогическую речь, участвовать в беседе, упражнять в умении употреблять прилагательные.

ООД Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Берёзовая роща»

Формировать умение говорить полными предложениями, способствовать 

развитию связной монологической формы речи. Расширение знаний и представлений о творчестве И.И. Левитана.

Пополнять словарь, показать детям разнообразие изобрази

тельных и композиционных возможностей в изображении берез на примере картин; рассматривать в сравнении; находить сходство и различие; вызывать желание любоваться красотой зеленого простора, желание оказаться там. Развивать умение описывать картину. Воспитывать доброжелательность при оценке 

  рассказов сверстников других детей.

физминутка

«Мы заходим с вами в лес»

Развивать внимание, выдержку, согласованность движений, снять мышечное напряжение

Пальчиковая гимнастика:

"Лето наступает"

Развивать мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Прослушивание аудиозаписи музыки

П.И. Чайковский «Лето

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; формировать умение различать выражение настроений, созвучных различным временам года.

Январь

“Люблю берёзку русскую”

Дидактическая игра «Узнай картину по палитре»

показать детям разнообразие изобразительных и композиционных возможностей в изображении берез на примере картин с одинаковым названием, созданных разными художниками-пейзажистами; рассматривать в сравнении; находить сходство и различие; вызывать желание любоваться красотой зеленого простора, желание оказаться там.

Дидактическая игра «Что где растет?»

закрепить знания детей о растениях; развить умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания, развить активность и самостоятельность мышления.

Продуктивная деятельность

Рисование «Люблю березку русскую»

Развитие интереса к рисованию, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений

Наблюдения

«За березой»

Формировать умение видеть прекрасное, различать характерные признаки деревьев, формировать представления о березе как о символе русской природы

Чтение художественной литературы:

Н. А. Некрасов:

«Идет-идет зеленый шум»

Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать     стихотворения.

А Прокофьева «Русская берёзка».

Прививать интерес к чтению произведений экологической направленности, воспитывать интерес к художественному слову

М. Карим "Березовый листок"

Формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу национальных поэтических произведений, вслушиваться в мелодику народного колорита.

Подвижная игра «Дарит солнышко лучи» 

Способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу

Этап 3,

заключительный

презентация книги сказок "Художники о временах года"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Времена года глазами великих композиторов и художников»

Проект разработан для ознакомления детей подготовительной к школе группы с классической музыкой великих композиторов и картинами великих художников по временам года....

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

Проект в подготовительной группе тема проекта : « Времена года»

Задачи: 1. Развивать у детей особенности связной диалогической и монологической речи; активизировать словарь детей.2. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекра...

Мастер-класс для педагогов "Времена года в картинах русских художников"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов и начальной школы и направлен на знакомство детей с временами года по картинам русских художников...

Презентация "Времена года в картинах художников"

Для старшего дошкольного возраста...

Проект «Времена года» Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малы...