Игра и дружба
консультация
Предварительный просмотр:
Игра и дружба
Игра для дошкольников является ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе и нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общим правилам. В правилах четко предписывается, как надо действовать, как выполнять игровое задание, как относиться к товарищам. Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей, как правильные, так и неправильные. В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш. Желание опередить товарищей может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Поэтому борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.
При возникновении спорных ситуаций дошкольникам важна помощь воспитателя. С помощью педагога дети могут составить «Правила дружной игры», которые можно сформулировать в виде пословиц и поговорок: «Уговор дороже денег», «Нет большего позора – не выполнить договора», «Сам себя губит, кто других не любит», «Кто зря сердит, у того голова болит».
Доброжелательные отношения в ходе игры определяют ее успех. При распределении ролей избежать ссоры помогут считалки.
*** ***
Раз, два, три, четыре, пять. Шел баран
Мы собрались поиграть. По крутым горам.
К нам сорока прилетела Вырвал травку,
И тебе водить велела. Положил на лавку.
*** Кто травку возьмет,
Стакан, лимон, Тот водить пойдет.
Выйди вон.
По мере овладения играми с правилами совершается переход от внешних требований (взрослых, сверстников) к внутренним мотивам, когда правило становится для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладев правилами, он не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.
В сюжетно-ролевых играх игровые и реальные отношения тесно связаны между собой, но не тождественны. Нельзя забывать также, что для возникновения игры необходима потребность в игре, в выполнении роли. Игровые интересы требуют внимания педагога: он должен выяснить, умеют ли дети играть вместе, какие сюжеты предпочитают мальчики, какие – девочки, насколько богаты сюжеты по содержанию, долго ли продолжается игра, как распределяются роли. К старшему дошкольному возрасту дети уже способны к самоорганизации, активно участвуют в выборе сюжета игры, высказывают свои соображения по поводу личности играющего, выполнения им социальной роли. В игре освоение норм поведения идет по двум линиям: личностной и игровой.
Сюжетно-ролевые игры не содержат четких условий и правил как, например, подвижные или дидактические. Здесь требуется самостоятельность детей, их творчество. Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, выливается в инсценировку. Важно, чтобы сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащают игру. При чтении литературных произведений полезно давать оценку героям, положительным и отрицательным. Важно вызывать у ребенка стремление подражать положительным героям.
В играх воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера, может предложить несколько сюжетов. Включившись в игру, воспитатель активен, неравнодушен, похваливает ребят, эмоционально переживает ситуации, складывающиеся в игре.
- В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуск 3. Взаимодействие с ребенком в семье / Сост. Е.П.Арнаутова, К.Ю.Белая. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 40 с. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 198).
- Воспитание детей в игре./сост.: А.К.Бондаренко, А.И.Матусик; Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с., ил., 8 л. Ил. – (Б-ка воспитателя дет. Сада).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры "Поезд дружбы"
В современнном мире большое внимание уделяется вопросам талирантности, а именно этно (национальности). Коснувшись его я практически не нашла нужного материала. Пришлось самой придумыва...
Дидактическая (словесная) игра ,,Мост дружбы"
Игра учит детей видеть сходство объектов природного и рукотворного мира по различным признакам....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Язык игры, язык дружбы»
В рамках проекта по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры народов России мной было проведено интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе &quo...
Открытое занятие: «Формирование межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья в коммуникативных играх» «О дружбе и друзьях»
Одним из наиболее эффективных способов развития коммуникативных навыков у детей является игра. Она формирует умение сопереживать, дружить, выражать мысли и делиться эмоциями.В коммуникативных играх де...
Дидактические игры "Про дружбу"
Игры к НОД "Помоги другу"...
Квест - игра «Секреты дружбы» для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал поможет педагогам организовать образовательную деятельность с использованием инновационных технологий. Где дети в увлекательной игровой форме смогут расши...
Интерактивная игра про дружбу
Игра про дружбу...