Рисование в технике Sand Art
консультация

Храмовских Алёна Владимировна

Необычное искусство рисовать песком называется Sand Art, то есть «искусство песка». Sand Art - оригинальный способ творческой деятельности, уникальное искусство создания рисунков на поверхности стекла. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование в технике "Sand-Art"

Выполнила: Храмовских Алёна Владимировна, воспитатель МБДОУ №100 г. Иркутска «Берегиня»

Необычное искусство рисовать песком называется Sand Art, то есть «искусство песка». Sand Art - оригинальный способ творческой деятельности, уникальное искусство создания рисунков на поверхности стекла.  

История возникновения метода

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю. Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. Хотя искусство песочного рисования очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность. Так тибетские монахи создают уникальные мандалы из мраморной крошки. Индейцы Навахо для создания мандал используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору. При этом создание мандал имеет целительное назначение.

Функции песочного рисования

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект. Рисование песком целительно уже само по себе. Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детскородительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи. Метод "Sand-Art" успешно применяется в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для детей в увлекательное и захватывающее занятие.

Преимущества метода рисования на песке:

Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.

Развиваются познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное мышление)

Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции.

Развивается творческий потенциал, раскрываются способности.

Работая с песком на плоскости движения становятся размеренными, а использование при этом музыки, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него.

Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг).

Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами:

Проблемы поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность.

Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи. Занятия с песком используют с замкнутыми, тревожными, неуверенными в себе детьми, потому что рисунок на песке легко исправить если вдруг что-то не получается или вообще удалить. Рисование песком позволяет расслабиться, недаром говорят, что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы, поэтому работу с песком полезно также проводить с агрессивными, гиперактивными и легко возбудимыми детьми.

 Семейные проблемы: развод, появление младшего ребёнка, стрессовая ситуация, смена места жительства.

 Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского сада, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Материалы и оборудование для использования метода "Sand-Art"

Противопоказанием к работе песком является аллергия на пыль, кожные заболевания, порезы на руках и лёгочные заболевания.

1. песочный стол с подсветкой (можно без подсветки).

2. песок лучше кварцевый песок, он очень мелкий, приятный на ощупь, такой песок дает расслабляющий, успокаивающий эффект. Такая фракция песка позволяет прорисовать мелкие детали (глазки, реснички). Можно использовать более крупный и цветной песок, способствует активизации и обладает возбуждающим эффектом. Для детей до 3 лет лучше использовать манную или кукурузную крупу и занятия проводятся совместно с родителями.

3. различные вспомогательные материалы и игрушки в зависимости от задач конкретного занятия и возраста детей (трафареты, куклы, мелкий конструктор, игрушки из киндерсюрпризов).

4. музыка, в качестве небольшого фона. Это может быть музыка для релаксации или любимые детьми композиции, в зависимости от задач занятия.

5. антистатик для обработки стола, так как песок электризуется.

Правила игры в песочнице для детей:

1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Нельзя дуть на песок.

4. Во время игры нельзя дотрагиваться до лица руками.

5. Поиграл с песком – помой руки с мылом.

«Песчинки в песочнице ты береги –

За бортик «сбегать» они не должны!

Если случайно просыпал песок –

Нужно взять веник нам и совок!

Песчинки невкусные –

Есть их не нужно!

И в деток других Мы бросаться не будем!

Очень боится песок ветерка –

Не дуй на песчинки, ты, никогда!

Играя, руками не трогай лицо –

Иначе в песке всё будет оно!

Прекращается игра –

Руки с мылом мыть пора!»

Этапы и техники рисования на песке

1 этап. Знакомство с песком

Задачи данного этапа: тактильное знакомство с песком; введение правил работы в песочнице.

Упражнение «Здравствуй песок!»:

«поглаживание» песка: дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;  «посыпание»: легко, а затем с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем струйкой в песочницу;  «перетирание»: перетираем песок между пальчиками, ладонями.                                                    Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно» и т.п.

2 этап. Знакомство с техниками рисования на песке

Задачи: знакомство с элементарными техниками рисования на песке; решение поставленных конкретных задач (обучающих, коррекционно-развивающих, диагностических)

2.1. Техники, используемые для подготовки песочницы к работе:

«песочная волна» - ребром ладони песок рассыпается по песочнице

«засыпание песочницы» - внутренней стороной ладоней обеих рук засыпаем и разравниваем песок

«тучки и дождик» - набираем песок в кулачки (тучка), затем «просеиваем» по поверхности песочницы (пошел дождик)

«щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы

«ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с поверхности песочницы.

2.2. «Точечное» рисование:

«следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке

«снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект

«вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук - активизирует «дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

2.3. Рисование линиями:

«ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные

«царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и различной толщины

«трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом то же самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками

«забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии

«волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии

 «зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка.

2.4. Техника «следы»:

«ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок

«пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок

2.5. Техника «круги»:

«окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка

«спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды

«озеро» - круговыми движениями руки, сжатой в кулак прорисовываем повторяющиеся окружности, как бы, расчищая поверхность от песка

«солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту (чем выше, тем больше «солнце»), начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы.

3 этап. Песочные истории и сказки

3.1. Прорисовывание пальчиковых гимнастик

3.2. Прорисовка стихов и сказок

3.3. Сочинение собственных историй в соответствии с тематическим планированием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в технике «Sand-Art» для детей 5-7 лет «Следы»

Пример занятия  в технике рисованием песком с детьми старшего дошкольно возраста, приведены  основные приемы рисования на песке....

Развивающее занятие "Песочная фантазия" в рамках работы с техникой Sand-art

Открытое занятие для педагогвов в рамках проекта "Волшебный песок" - работы с помощью техники рисования песком Sand-art...

Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.

Комплексное использование арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе повышает его эффективность и служит благоприятным фоном для улучшения всех познавательных процессов  речи, а также эмо...

Мастер -класс Песочная терапия, рисование песком (метод Sand-art)

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.Задача,...

""ЧУДО - ХУДОЖНИКИ" рисование по манке. ( sand - art)

ЦЕЛЬ: познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства - рисование по манке. ЗАДАЧИ: развивать воображение,внимание усидчивость,мелкую моторику рук. МАТЕРИАЛ: подносы, манная ...

Применение техники sand-tray (игры в песочнице) в работе педагога-психолога.

Песочница – замечательно универсальный рабочий инструмент психолога. В ней можно работать индивидуально, парами и группами, практически без возрастных ограничений. В песочницу можно переносить р...

Рисование песком или Sand art

Техника рисования песком. Её значимость и преимущество в развитии ребёнка.Способ изготовления (его последовательность) светового экрана для рисунков из спеска....