Опыт работы
материал (старшая группа)
Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_iskuzhinoy_f.g._pedagog_goda_2024_sosh_no_2_dosh.docx | 92.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»группы для детей дошкольного возраста
Педагогический опыт:
«Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста»
Автор – составитель: Искужина Фанура Галиевна
г. Югорск 2024 г.
Аннотация
Прекрасен, многообразен и богат мир природы. Но интенсивная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. В реках и озерах загрязняют воду, и от этого погибает рыба. На лугу обрывают цветы, и поэтому исчезают бабочки. В воздух попадают выхлопные газы машин, и от этого людям становится тяжело дышать...
Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании».В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания. Ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.В этот период закладываются основы взаимодействия с природой: при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные, мы- взрослые, должны помочь им в этом. Только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к окружающей среде.
От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!
Педагогическая целесообразность и новизна заключается в построении системы работы, направленной на экологическое образование, формирование экологической грамотности, экологической культуры, которые послужат организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
Цель проекта – разработка и апробация системы работы, направленной на повышение уровня экологического образования дошкольников.
Проект призван на развитие познавательных интересов у дошкольников, понимание законов живой природы, сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, формированию представлений об ответственности за состояние окружающей среды, т.е. ответственного отношения к природе, к природным ресурсам и способам их сохранения.
Задачи:
- создавать развивающую предметно-пространственную среду, формирующую систему экологических знаний и представлений у дошкольников, в соответствии с их возрастными характеристиками и современными требованиями;
- формировать у детей положительную мотивацию к изучению законов природы, развивать гуманное отношения к ней;
- реализовать способы эффективного партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) и социальными партнерами дошкольного учреждения;
-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям, повышение компетентности родителей в вопросах формирования экологической культуры ребенка
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- У воспитанников будут сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, расширятся перспективы развития познавательно-исследовательской деятельности; повысится интерес к объектам и явлениям природы, сформируется ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью.
- Педагоги повысят уровень мастерства в организации условий по реализации экологического образования дошкольников,
- Родители (законные представители) повысят уровень осведомленности об экологическом воспитании детей.
Ресурсное обеспечение
Временные: долгосрочный с сентября 2023 г. по май 2024 г.
Информационные: сайт школы; личный сайт; интернет - ресурсы, средства массовой информации;
Кадровое обеспечение: обучение на курсах повышения квалификации поформированию у дошкольников экологической грамотности.
Целевая аудитория: педагоги, родители (законные представители) и старшие дошкольники.
Продукция реализации проекта (методические разработки, методические пособия) будет востребована педагогическим коллективом.
Описание педагогического проекта и его обоснование
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого сообщества на окружающую среду стало очень острой. Она встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнений и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличиеи в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Начинать экологическое воспитание и образование необходимо уже в дошкольном возрасте, так как это время знания могут преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольные детство – это начальный этап формирования личности человека, когда закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
Огромная роль в реализации этой задачи отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое воспитание - это большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов); сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов); умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания); обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Педагогическая целесообразность и новизна заключается в построении системы работы, направленной на экологическое образование, формирование экологической грамотности, экологической культуры, которые послужат организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его гуманного отношения к природе (нравственное воспитание). Внедрение этой системы позволит создать единое образовательное пространство образовательного учреждения и семьи.
Принимая во внимание состояние работы по преемственности в вопросах экологического воспитания, была сформулирована цель проекта – разработка и апробация системы работы, направленной на повышение уровня экологического образования дошкольников.
Задачи:
- создавать развивающую предметно-пространственную среду, формирующую систему экологических знаний и представлений у дошкольников, в соответствии с их возрастными характеристиками и современными требованиями;
- формировать у детей положительную мотивацию к изучению законов природы, развивать гуманное отношения к ней;
- реализовать способы эффективного партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) и социальными партнерами дошкольного учреждения;
-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям, повышение компетентности родителей в вопросах формирования экологической культуры ребенка
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- У воспитанников будут сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, расширятся перспективы развития познавательно-исследовательской деятельности; повысится интерес к объектам и явлениям природы, сформируется ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью.
- Педагоги повысят уровень мастерства в организации условий по реализации экологического образования дошкольников,
- Родители (законные представители) повысят уровень осведомленности об экологическом воспитании детей.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5–6лет; педагоги; родители; социальные партнеры.
Механизм реализации проекта:
- диагностика уровня сформированности экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
- пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды;
- реализация плана мероприятий;
- передача части функций ответственного исполнителя родителям (законным представителям), как равноправным участникам образовательного процесса;
- ежегодное уточнение и корректировка перечня мероприятий в соответствии с мониторингом достижения целевых показателей реализации плана мероприятий;
- информирование общественности о ходе и результатах реализации мероприятий, посредством сайта образовательной организации, личных интернет- ресурсов, приложений - мессенджеров а также родительские уголки группы.
Пути и методы достижения поставленных целей:
Система работы по формированию экологической кульуры у детей старшего дошкольного возраста состоит из ряда мероприятий и рассчитана на один учебный год.
Запланированные мероприятия проводятся как в помещении, так и на улице, в зависимости от цели занятия и необходимого оборудования. Обучение детей экологической культуре даются в различных формах: занятия-соревнования, путешествия, экскурсии, квесты, викторины, игры и другие.
Методыиспользуемые для реализации проекта:
- наглядный,
- словесный,
- информационно-рецептивный,
-игровой,
-частично-поисковый,
- метод практической работы
включают в себя:
• Знакомство детей с миром живой и неживой природы.
• Целевые прогулки
• Решение ситуативных задач.
• Организация игровых занятий-соревнований, квестов, обыгрывание спектаклей.
• Проведение сюжетно-ролевых игр, имитирующих жизненные ситуации: «Лесное происшествие», «Посещение животноводческой фермы», «Тайна лесной поляны».
• Организация обучающих дидактических игр («Что в корзинку мы берем?», «Вершки- корешки», «Воздух, земля, вода», «Природа и человек» и др.).
• Чтение художественной литературы.
• Использование экологических сказок в игровой деятельности и на занятиях.
Выполнение упражнений для активизации воображения, внимания, восприятия:
• анализ, классификация объектов;
• обобщение по заданной основе;
• сравнение и выделение главного;
• простые выводы;
• действия по предложенной схеме-алгоритму
Ресурсное обеспечение проектапредусматривает создание условий:
Организационные условия:
работа по изучению нормативных документов, методических материалов передовых педагогов по экологическому образованию; создание условий для самореализации каждого ребенка; развитие лидерских качеств у дошкольников; сотрудничество с обществом; включение дошкольников в реальную социально значимую деятельность.
Методические условия:
разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов по экологическому воспитанию дошкольников; обобщение результатов педагогической практики по проблеме экологического образования дошкольников; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки; обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами работы.
Временный: долгосрочный с сентября 2023 по май 2024
Информационная:
сайт школы; персональный сайт; интернет-ресурсы, СМИ.
Персонал:
обучение на курсах повышения квалификации по экологическому образованию.
Целевая аудитория:
педагоги, родители (законные представители) и воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет), общей численностью 16 человек.
Практическая значимостьзаключается в том, что предлагаемая система мероприятий способствует успешному формированию экологической культуры у детей, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Этапы и сроки реализации:
Первый этап: информационно-аналитический, организационный (сентябрь 2023 г.)
- мониторинг уровня экологической грамотности старших дошкольников на начало учебного года;
- организация развивающей предметно-простанственной среды, адекватной возрастным характеристикам и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационному, методическому и дидактическому обеспечению);
- стимулирование интереса детей к изучению мира природы;
- информирование родителей о планировании работы с детьми в рамках проекта «Формирование экологического воспитания у старших дошкольников».
- Анкетирование родителей.
Второй этап: реализация (сентябрь 2023 г. - апрель 2024 г.)
- организация развивающей предметно-пространственной среды;
- реализация плана мероприятий;
- передача части функций ответственного исполнителя родителям (законным представителям) как равноправным участникам образовательного процесса;
- уточнение и корректировка перечня мероприятий в соответствии с мониторингом достижения целевых индикаторов реализации плана мероприятий;
- информирование общественности о ходе и результатах реализации мероприятий через сайт образовательной организации, личные интернет-ресурсы, приложения – мессенджеры: Viber, WhatsApp, а также информационные стенды для родителей в группе.
Третий этап: рефлексивно-обобщающий (эффективный) (май 2024 г.):
- анализ результатов работы;
- мониторинг уровня экологического воспитания дошкольников на конец учебного года;
- обобщение опыта работы по формированию экологической культуры у дошкольников;
- создание продукта реализации проекта (методические разработки, методические пособия).
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Оснащена развивающая предметно-пространственная среда группы и участка.
- Педагоги повысят уровень мастерства в организации условий по реализации экологического образования дошкольников.
- У воспитанников будут сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, расширятся перспективы развития познавательно-исследовательской деятельности, смогут устанавливать причинно-следственные связи; будут ответственнее относиться к окружающей среде и своему здоровью.
- Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
План реализации проекта
Календарно-тематический план мероприятий с детьми
Месяц тема | Мероприятия | Методическое обеспечение |
Сентябрь «Лес-наш дом» | НОД 1.Тема: «Растения – легкие земли» Цель: дать представление о значении растений: показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. 2.Опыт «Как дышат растения?» 3.Экскурсия в городской сквер. 2.Беседы (деревья, кусты, травы, правила поведения на природе). Цель: расширять представления о разнообразии растений, формировать знания детей о правилах поведения в природе, учить применять полученные знания на практике. 3.Д/игра «Найди дерево по описанию». «Отгадай, что за растение». Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок» (прогулка). 4. Наблюдение за насекомыми осенью. 5.Чтение х/л: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича», В. Бианки «Как муравьишка спешил домой». 6.Д/игра «Летает-не летает». 7.Отгадывание загадок. | О.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. |
Октябрь «Осень золотая» | НОД 1.Тема: «Здравствуй, осень золотая!» Цель: обобщить знания об изменениях, происходящих осенью, на участке д/сада, назвать цвет листьев на деревьях, обратить внимание на их количество, объяснить происходящие изменения. 2.Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж». 3. Познавательно-исследовательская деятельность: потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете. 4.Д/игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». 5.Беседа: «Что такое заповедник?» 6. Сбор макулатуры | Подбор репродукций о природе И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Лесная глушь». Книги, иллюстрации и картины «Растения и животные родного края» |
Ноябрь «Птицы» | НОД 1.Тема: «Птицы поздней осенью» Цель: расширять представления детей о птицах, продолжать знакомить с понятием «перелетные». 2.Чтение х/л: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка». 3.Д/игры: «Кто лишний», «Кто где живет», «Перелетные- зимующие». Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка». 4.Акция «Покормите птиц!». Изготовление кормушек. 5.Просмотр м/ф «Серая шейка» | Подбор сюжетных картинок о птицах, атласы, энциклопедии, подбор литературы: стихи, рассказы, Диски с аудио записью голосов птиц, видео запись, конспекты занятий, дидактические игры. |
Декабрь «Зимушка-зима» | НОД 1.Тема: «Дикие животные зимой» Цель: обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных. 2.Беседа о труде лесника. 3. Д/ игры «Мы маленькие зайчики», «Животные в лесу», «Закончи сказку…», 4.Чтение х/л: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». 5.Художественное творчество. Лепка «Лесные звери собираются на новогодний праздник». 6. Акция «Берегите елочку». | Подбор картин, иллюстраций, репродукций о природе И. Шишкин «Зима в лесу» А.Егоров «Зимний лес» Конспекты занятий, дидактические игры, подбор литературы: стихи, рассказы. |
Январь «Живое-неживое» | НОД 1.Тема: «Человек и природа» Цель: обобщить представления, как человек использует факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья, воспитывать понимание того, человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу. 2.Д/игра «Угадай, кто я», «Хорошо – плохо», «Что создано природой, а что человеком?» 3.Художественное творчество рисование «Наша веселая планета» 4.Беседа: «Природа и человек» Цель: объяснить детям о необходимости бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. 5.Составление природоохранительных знаков и их обсуждение. | Подборка фотографий, атласов с изображением заказников новосибирской области, Репродукции на тему «Природа и человек» А.Аверин, «Лето в деревне» Р.Дункан |
Февраль | НОД. 1. Тема: «Хлеб – наше богатство». Цель:расширить знания у детей о пользе хлеба для человека; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания, воспитывать бережное отношение к хлебу и людям, вырастившим его. 2.Рассматривание иллюстраций «Хлеб – главное богатство России», 3.Рассматривание гербария. 4.Пословицы, поговорки о труде. 5.Чтение х/л: Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов «Дождь из семян». 6.Д/игры: «Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки», «Ботаническое лото» | Репродукции художников к теме «Хлеб–наше богатство» Николаев Ю.В Серебрякова З.Е. Конспекты занятий, сюжетные картинки, дидактические игры |
Март | 1.Реализация проекта «Волшебница вода» Цель проекта: познакомить со свойствами воды, формирование у детей, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. 2.Беседа: «Берегите воду». «Кто живет в море, океане», «Кому нужна вода?» 3.Д/игры: «Четвертый лишний», «Да-нет», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». 4.Опыты: «Какой бывает вода?» «Растения пьют воду», «Пар – это вода, лед – это вода», «Очистка грязной воды». 5.Просмотр мультфильма «Капитошка» 6.Художественное творчество: Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» 7. Чтение х/л Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». | Репродукции Куинджи А.И. «Ранняя весна» Евстигнеев А. «Март» Подбор книг, развивающие видеозаписи для детей, сюжетные картинки. |
Апрель «Весна цветущая» | НОД Тема: «Весенние заботы птиц». Цель: развивать представления о перелетных птицах, прилет, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц. 2.П/игры: «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка». 3.Чтение х/л: Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса». 4.Художественное творчество (оригами) «Сова». 5. Беседа с детьми о граче, скворце, ласточке. 6.Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей). 7.Слушание аудиозаписи «Пение птиц». 8.Проблемная ситуация: выпавший из гнезда птенец. Цель: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из ситуации. | Подбор книг: стихов, рассказов, дидактических игр, сюжетных картинок, иллюстраций Картина А.Саврасова «Грачи прилетели», Калиновская Е.М. «Первоцветы» |
Май «Поможем сохранить красоту природе!» | .Реализация проекта: «Цветы вокруг нас» Цель: познакомить с разнообразием цветущих растений, цветы-это часть живой природы, развивать интерес к развитию и росту растений, развивать экологическую культуры. 2.Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе. 3.Чтение х/л: В.Катаев «Цветик Семицветик», Т.Шорыгина «Колокольчики и гном», Сказка «Как поссорились растения», Габе Д. «Желтый, белый, лиловый». 4.Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад». 5.Исследовательская деятельность: «посадка семян цветов», «цветок тянется к солнцу», «цветок пьет воду», «какую воду пьет цветок». 6.Художественное творчество аппликация «Астра», оригами «Тюльпан», открытки мамам. 7.Создание альбома детского рисунка «Мой любимый цветок». 8.П/игра «Я садовник» Д/игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение «Найди такое же растение». | Подбор иллюстраций, фотографий, сюжетных картинок, книг, детская энциклопедия Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Рисунки детей, дидактические игры. |
Календарный план мероприятий с педагогами и родителями
на 2023-2024 учебный год
Сроки | Содержание деятельности | Форма представления результат |
Сентябрь | Взаимодействие спедагогами: Обзор методической литературы по экологической культуре | Консультация для воспитателей |
Сотрудничество с родителями: Изучение мнения родителей по экологическому воспитанию детей, разработка плана работы с родителями по формированию экологической культуры детей, консультирование родителей: «Экологическое воспитаниев семье». | Анализ результатов анкетирования родителей; План сотрудничества, консультации, папки -передвижки | |
Октябрь | Взаимодействие спедагогами Обмен опытом «Игры, способствующие развитию экологическоговоспитания дошкольников». | Практикум для воспитателей |
Сотрудничество с родителями: Подбор фотографий«Мои любимые цветы», книг о растениях и животных. Тематические памятки для родителей «Берегите природу» | Фотоколлаж Выставка книг (оформлении книжного центра) Сбор макулатуры | |
Ноябрь | Взаимодействие спедагогами: Опыт работы по взаимодейтсивию с родителямии соцпартнерами | Презентация |
Сотрудничество с родителями: «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился любить и беречь природу». «Домашние питомцы. За или против?» Изготовление кормушек. | Буклеты; пополнение методической копилки Акция «Покормите птиц!» | |
Декабрь | Взаимодействие спедагогами: Показ образовательной деятельности по экологическому воспитанию у дошкольников | НОД; пополнение методической копилки |
Сотрудничество с родителями: Сбор корма для животных | Акция «Твори Добро!» | |
Январь | Взаимодействие спедагогами: Мастер – класс «Подари цветочек саду» | Пополнение предметно-развивающей среды |
Сотрудничество с родителями: «Экологическое воспитание. Игры, направленные на экологическое развитие дошкольников» | Родительская встреча; Презентация | |
Февраль | Взаимодействие спедагогами: Транслирование опыта работы по проекту «Чтобы дольше жили книжки» | Презентация; методические рекомендации Сбор макулатуры, крышечек и батареек |
Сотрудничество с родителями: «Советы экологического воспитания» | Буклет; пополнение методической копилки | |
Март | Взаимодействие спедагогами: Семинар по теме:«Формирование основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста» | Презентация опыта работы; пополнение методической копилки |
Сотрудничество с родителями: Экскурсия «В гостях цветочной феи» Статья «Всемирный день воды» | Экскурсия в магазин «Цветы» Информационый стенд; пополнение методической копилки | |
Апрель | Взаимодействие спедагогами: Консультация «Экология и мы» | Презентация; пополнение методической копилки повышение педагогической компетентности |
Сотрудничество с родителями: День Земли. Экологическая акция «Посади дерево» | Экологическая акция | |
Май | Взаимодействие спедагогами: Презентация. Представление результатов работы | Отчет о проведенной работе |
Сотрудничество с родителями: «Результаты работы по формированию основ экологического воспитания у дошкольников за 2023-2024 учебный год» | Презентация результатов работы в родительских чатах, папка-передвижка «Сортируем мусор» |
Мониторинг реализации проекта
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровня сформированности экологических представлений был использован диагностический инструментарий С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой. (Приложение1)
Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего: в какой степени ребенок освоил экологические знания;в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного);какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.
Изучение уровня экологического представления проводилось в сентябре 2023 и в декабре 2023г. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с родителями воспитанников.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
Показатели диагностики экологических представлений и отношения к природедетей старшего дошкольного возраста
По результатам изучения уровня экологических представлений и отношения к природе детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года можно сделать вывод о том, что дети в основном имеют средний и низкий уровень знаний: неуверенно рассуждают о живой и неживой природе, о стадиях развития живых организмов, мало интересуются объетами живой природы, недостаточно владеют информацией об уходе за растениями и животными.
В процессе работы по изучению уровня экологических представлений в декабре месяце проведен повторный срез результатов, в результате которого выявлена положительная динамика. Детей с низким уровнем стало меньше, увеличилась доля детейс средним и высоким уровнем. У воспитанников повысился интерес к объектам живой природы, дети стали обращать внимание на состояние комнатных растений в группе и дома, самостоятельно, либо с помощью взрослых ухаживать за комнатными цветами.
Перспективы развития проекта:
Планирую продолжить реализацию проекта:
-по разнообразию развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с возрастом детей и содержанием образования;
- по привитию гуманного отношения детей к животным и растениям через проведение экологичеких акций;
- по сотрудничеству с социальными партнерами;
- по реализации проекта педагогическим сообществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.
Используемая литература
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! –Парциальная программа. Для детей 3-7 лет. СПб: Детство-Пресс, 2020 г.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!–Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе (5-6 лет). СПб: Детство-Пресс, 2020 г
- Николаева С. Н. Как приобщать ребенка к природе : метод.мат-лы для работы с родителями учреждений. – М., 1993.
- Николаева С.Н. «Юный эколог»: Парциальлная программа экологического воспитания. Для работы с детьми 3-7 лет. 2 изд. Испр. и доп.М.Мозаиика-Синтез 2022г. 96с
- Рыжова Н.А. Наш дом- природа. М.2006 г.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.2008г.
- Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. –1992. – № 7–8.
- Шорыгина Т.А. «Зелёные сказки: Экология для малышей». – М.: Книголюб, 2006. – 104 с.
Приложение № 1
Диагностический инструментарий С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой
Диагностика проводится по двум направлениям:формирование экологических знаний, формирование экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания оценивается в по 3-х балльной шкале.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются, далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Содержание диагностического инструментария:
1. Представления о природе.
А) Живая природа.
Задание 1.
Цель: выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Используемые материалы: 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметов, созданных человеком. (Растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет).
Методика проведения.
Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание 2.
Цель: выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание 3.
Цель: Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.
Задание 4.
Цель: выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5.
Цель: выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель: выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 7.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 8.
Цель: выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Б) Неживая природа.
С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:
1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Задание 1.
Цель: изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к растениям и животным (во время занятий, игр, на прогулке). Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в центре природы находятся некоторые растения, которые нуждаются в помощи (растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный центр приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи растению, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует объект?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами
Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Информацию о том, как дети ухаживают за домашними животными, педагог получает в ходе бесед с детьми и их родителями.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.
Уровни экологических представлений и отношения к природе:
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.
Приложение № 2
Анкетирование для родителей (законных представителей)
«Экологическое воспитание дошкольников».
Уважаемые родители!
Мы бы хотели узнать вашемнение по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
• Да
• Нет
• Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
___
___
3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
• Да
• Нет
• Не знаю
4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
• Беседы с ребенком о природе
• Подкормка птиц
• Отдых на природе
• Наблюдение за природными объектами
• Чтение художественной литературы природоведческого содержания
• Другие формы__________________________________________________________
5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
• Высокий
• Средний
• Низкий
6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
• Да
• Нет
7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников__________________________________
_______________________________________________________________________
8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? _______________________________________________
Благодарим Вас заза сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...