статья
статья

Галина Вячеславовна Лоцманова

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧУВАШСКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЕТОДОМ БИЛИНГВИЗМА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Лоцманова Галина Вячеславовна,

Кожевникова Ирина Геннадиевна,

Борисова Надежда Николаевна

воспитатели МБДОУ «Детский сад №27 «Путене»

Моргаушского района Чувашской Республики

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧУВАШСКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЕТОДОМ БИЛИНГВИЗМА

Аннотация: В статье раскрываются вопросы изучения и развития родного языка в дошкольном образовательном учреждении. Авторами описано применение разнообразных образовательных технологий и методов с целью развития разговорной речи детей на чувашском языке.

Ключевые слова: родной язык, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение.

В детских садах нашей огромной страны группы многонациональны и в них  иногда бывают сложности в ходе общения между детьми. Отсюда у педагогов возникают трудности при организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Раннее знакомство со вторым языком помогает воспитанникам в дальнейшей жизни, именно поэтому сейчас увеличивается количество билингвальных и полилингвальных детских садов. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что многоязычие положительно сказывается на быстроте реакции и логического мышления воспитанников, а так же на развитии их памяти и внимания. Полноценно развивающиеся билингвы в будущем хорошо учатся и отлично усваивают науки, литературу и иностранные языки.

Мы убедились, что развивать билингвальность важно начинать с детского сада. Родную речь некоторые дети слышат с рождения в семье, а русский язык как государственный, им нужен для дальнейшего межнационального общения. Из наблюдений мы заметили, что с годами пропадает культура чувашского языка и интерес к нему. Родители все меньше используют родной язык в общении с детьми, именно поэтому мы хотим выделить важность обучения детей родному и русскому языку.

Именно в дошкольном возрасте важно формировать у ребенка интерес к прошлому своего народа, культуре, традициям и духовным ценностям через обучение чувашского языка и произведений национальной культуры. В процессе изучения языка в детях зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям и обычаям чувашского народа.

В нашем детском саду знакомство с родным языком начинается со средней группы. Основными задачами работы дошкольного образовательного учреждения в этом направлении являются воспитание у ребенка интереса к устной речи, формирование желания слушать и понимать чувашскую речь, разговаривать. В детском саду ознакомление дошкольников с чувашским языком легко осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении и при использовании разнообразных методов и приемов, которые способствуют формированию и обогащению знаний каждого ребенка. Это непосредственно образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии, индивидуальная работа, фольклор и многое другое.

Работа по данной проблеме нами осуществляется постепенно. На тематических утренниках, где выступления детей проходят на русском языке, мы вспоминаем знакомые стихи и песни на чувашском языке. Таким образом, изо дня в день дети проявляют интерес к выступлениям на чувашском языке. Мы активно включаем чувашские сценки во время проведения праздников.

С целью приобщения дошкольников к чувашской устной речи в течение дня мы используем методы билингвизма в режимных моментах. Для того, чтобы приобщить воспитанников к восприятию чувашской речи, мы рассказываем им истории и сказки, слушаем чувашские музыкальные произведения.

Обучение и воспитание проводится систематично и последовательно. Знакомя детей с культурой чувашского народа, мы уделяем большое внимание созданию атмосферы национального быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств детей и развивают их любознательность.

Дошкольников окружают предметы, характерные для чувашского народного быта, что позволяет детям ощутить себя частью своего народа. Поэтому особое значение имеет национальный уголок в группе, который мы оборудовали в доступном для детей месте. Ребята в течение дня интересуются историей, символикой родной Республики, национальными костюмами, игрушками, предметами чувашской одежды, элементами чувашского орнамента и их смысловым значением.

На практике мы убедились, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста, активно применяем игровые технологии с целью преодоления языкового барьера. Разнообразные игры, использование песен, стихотворений, считалок и пословиц помогают сделать процесс обучения чувашскому языку интересней и продуктивней. В часть формируемой участниками образовательного процесса нами включается чувашская речь, используется краеведческий материал, а также произведения национальной культуры.

На образовательной деятельности по физическому развитию активно применяем народные подвижные игры с целью развития устной чувашской речи. Совместно с воспитанниками  разучиваем народные подвижные игры, где используется краеведческий материал, чувашская речь и произведения национальной культуры. При распределении игровых ролей используются народные считалки и жеребьевки. В процессе двигательной деятельности детей через подвижные игры укрепляется здоровье воспитанников, развивается разговорная чувашская речь, а также они приобщаются к традициям родного народа. Народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребенка.

Проанализировав результаты работы, можно сделать вывод о том, что систематическая работа с использованием грамотно подобранных образовательных технологий способствует формированию разговорной речи детей дошкольного возраста на родном языке. Уже сейчас можно говорить о положительных изменениях. Процесс обучения чувашскому языку приобщает детей к истокам культуры чувашского народа, формирует у них нравственно-патриотические качества, прививает у них любовь к народным традициям и обычаям, создает благоприятные условия для воспитания толерантной личности.

Мы не останавливаемся на достигнутом, а планируем активно продолжать работу по данному направлению. Будем открывать для себя новые формы и технологии, которые помогут нам достичь высоких результатов в воспитании патриотических качеств дошкольников и обучения детей родному языку.

Список литературы:

1. Кожанова М. Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента образования / М. Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2005. – 120 с.

2. Кузнецова, Л. В. Программа образования ребенка-дошкольника / Л. В. Кузнецова и др. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 292 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...