Диагностика по образовательным областям
материал

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Группа общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет

Образовательная область «Познавательное развитие»

Методика

п/п

Целевые ориентиры

Материал

Формы обследования

Методика №1

Развитие сенсорной культуры

Ребёнок различает  и называет цвета спектра и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3—5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый...), теплых и холодных оттенков.

Ребёнок различает  и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), осваивает  способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части;

осваивает умение выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).

Ребёнок использует сенсорные эталоны  для оценки свойств предметов;

осваивает  умение выделять сходство и отличие между группами предметов;

проявляет  умение сравнивать предметы, выделять 3-5 признаков сходства и отличия,  группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки;

круги разных цветов, оттенков, тонов цвета

геометрические фигуры

ножницы

фуражка,  значок, книга, тетрадь

прямоугольники, ромбы, трапеции разного размера, цвета, текстуры

Задание 1:

Назови цвета, которые знаешь.

Покажи красный  (оранжевый, тёмно-красный, светло-зеленый и т.д.) круг

Задание 2:

Назови геометрические фигуры, которые знаешь.

Составь из треугольников квадрат (из квадратов прямоугольник и пр.)

Подели квадрат на 4 треугольника (круг пополам, прямоугольник  на 4 квадрата и пр.)

Задание 3:

Покажи у треугольника стороны, углы, вершину.

Вопросы: Каким цветом фуражка?

Какую форму имеет значок?

Что тяжелее, тетрадь или книга?

Задание 4: Раздели фигуры на 3 группы.

Вопросы: Что общего и различного у фигур?

Методика №2

Формирование первичных представлений о себе, других людях

У ребёнка развит интерес к людям разного пола и возраста.

Ребёнок овладевает пониманием

особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.

Ребёнок осваивает разнообразие мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, имени и отчества;

представления о многообразии социальных ролей,

выполняемых взрослыми; понимание труда людей как основы создания богатства окружающего мира.

Ребёнок осваивает представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте,

месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей.

Ребёнок овладевает некоторыми сведениями об организме;

пониманием назначения отдельных

органов и условий их нормального функционирования.

иллюстрации и фотографии людей разного пола и возраста

фотографии людей разных профессий (дворник, строитель и пр.)

детский анатомический атлас (энциклопедия)

Наблюдение в повседневной жизни

Задание 1:

Назови мужские (женские) качества.

Вопросы:

Кто сильнее и может выполнять трудную работу?

Беседа с детьми о разнообразие мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, отчества

Вопрос: Для чего нужно трудиться?

Что будет, если все будут добросовестно относиться к своему труду? Станет ли от этого наша страна, город лучше?

Задание 2: Назови своё имя, фамилию, возраст,

домашний адрес, увлечения членов семьи, профессии родителей.

Задание 3: Назови важные органы человека, которые знаешь.

Вопросы: Для чего нужны лёгкие (глаза, сердце и пр.)?

Что нужно для их нормального функционирования?

Методика №3

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

многообразии стран и народов мира

Ребёнок осваивает представления о своем городе;

назначении некоторых общественных учреждений города.

Ребёнок понимает особенности правил поведения в общественных учреждениях города.

Ребёнок проявляет интерес к родной стране;

осваивает  представления о ее столице, государственном флаге и гербе, о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.

Ребёнок понимает многообразие россиян разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций.

У ребёнка развивается  чувство толерантности по отношению к людям разных национальностей; интерес к сказкам, песням, играм разных народов.

Ребёнок понимает то, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.

Ребёнок осваивает представления о других странах и народах мира; понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы.

У ребёнка развивается  интерес к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить.

фотоальбом «Любимый Радужный»

карта России,

флаг и герб России,

иллюстрации олимпийских игр, Масленицы,

портретов Ю. Гагарина,

Г.К. Жуков и пр.

фотографии  детей разных национальностей

детский атлас стран и народов мира

Вопросы: Как называется наш город?

Какие учреждения города ты знаешь?

Задание1: Расскажи о правилах поведения в библиотеке (магазине, поликлинике и пр.)

Вопросы: Как называется наша страна?

Задание 2: Покажи Россию на карте.

Найди на карте, покажи и назови столицу нашей Родины.

Расскажи, что ты знаешь о флаге и гербе России.

Вопросы: Какие праздники отмечают россияне?

Кого из героев России знаешь?

Вопросы:Люди каких национальностей живут в России? Кто ты по национальности?

Чем отличаются люди разных национальностей?

Как ты относишься к детям другой национальности?

Тебе интересно узнать больше о их обычаях и традициях?

Вопросы: Что нужно для того, чтобы наша страна была богатой и счастливой?

Задание 3: Рассмотри иллюстрации в атласе и расскажи, какие страны и народы мира знаешь.

Наблюдение в процессе НОД и повседневной жизни

Методика №4

Ребенок открывает

мир природы

У ребёнка увеличивается объем представлений о многообразии мира растений, животных, грибов.

Ребёнок видит  различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище);

обнаруживает признаки благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин.

Ребёнок сравнивает  растения и животных по разным основаниям, относит их к определенным группам  по признакам сходства.

Ребёнок устанавливает  сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.).

Ребёнок имеет представление о неживой природе как среде обитания животных и растений; особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.

Ребёнок устанавливает  последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей; понимает причины  этих явлений.

Ребёнок имеет  представления о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере.

Ребёнок устанавливает  стадии роста и развития хорошо знакомых животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.

Ребёнок имеет  представления о природных сообществах растений и животных, их обитателях, установление причин их совместного существования

Ребёнок понимает разнообразие ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека).

Ребёнок осознаёт правила поведения в природе.

2 иллюстрации:

у дерева сломана ветка, листья опутаны паутиной;

здоровое дерево.

иллюстрации

карточки – символы  «воздух», «почва», «вода»

иллюстрации сезонных изменений,

белка, заяц (летом и зимой), иллюстрации  растений и животных пустыни, Севера

иллюстрации:

телёнок-корова, оленёнок-олень,

ягнёнок-баран,

схема роста гороха

картины леса, луга, парка, водоёма

карточки с представителями растительного и животного мира

Задание 1:Назови знакомые растения, животные, грибы.

Вопросы: Что необходимо для жизни животным и растениям?

Что произойдёт, если одного из компонентов не будет доставать?

Задание 2: Определи, на какой иллюстрации дерево в благоприятном состоянии и неблагоприятном. Назови причины.

Задание 3:Распредели иллюстрации по категориям: деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые

Вопросы: Что общего между животными, растениями и человеком?

Чем человек отличается от животных и растений?

Дидактическая игра «Мой дом»

По сигналу карточки назвать представителя животных или  растений определённой среды обитания.

Вопросы: Что происходит в жизни растений и животного мира со сменой времени года?

Почему происходят такие изменения?

Вопросы: Как растения и животные приспосабливаются к жизни в пустыне (на Севере)?

Задание 4: Рассмотри иллюстрации, назови животных. Расскажи о росте животных, изменениях внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.

Расскажи об изменениях растения (гороха)  в процессе роста.

Задание 4:  Расскажи о растительном (животном) мире леса, луга, парка, водоёма.

Разложи карточки с животными и растениями на те картины, где они обитают в природе.

Вопросы:  Для чего нужна природа? Какую ценность она несёт? Смог бы человек жить без природы?

Задание 5: Назови, какие правила поведения в природе знаешь.

Методика № 5

Первые шаги в математику.

Исследуем и экспериментируем

Ребёнок использует  приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..; столько

же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое).

Ребёнок понимает и находит, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.

Ребёнок овладевает умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.

Ребёнок осваивает  измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксирует результат числом и цифрой;

умение увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному;  состава чисел из двух меньших.

Ребёнок проявляет умение устанавливать простейшие зависимости между объектами:

сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и

временные зависимости.

2 одинаковых мяча

2 коробки с одинаковым кол-ом карандашей

книга, альбом, лист

целое яблоко, половинка и четверть

полукруг, четверть круга

ромб, треугольник, маленький треугольник

квадрат, овал

карточки с точками

цифры

брусок, мерка, счётные палочки, цифры

8  карандашей

Задание 1:Сравни мячи.

Сравни количество карандашей  в коробках.

Сравни предметы по весу.

Вопрос: Что целое, а что часть?

Задание 2: Определи, от какого целого та или иная часть. 

Вопросы: На сколько частей разделён круг, если эта часть является половиной (четвертью)?

Задание 3: Сосчитать точки, назвать количество, найти и назвать соответствующую цифру.

Задание 4: Измерять длину, ширину, высоту бруска с помощью мерки, фиксируя результат числом, цифрой.

Задание 5: Сосчитай карандаши  (6 штук).

Уменьши (увеличь) число карандашей на один (два), назови ответ.

Вопрос: Из каких двух меньших чисел состоит число 4 (6, 8)?

Элементарное экспериментирование

Уровни усвоения

Высокий уровень

Ребенок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.

Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении

Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи;

Откликается на красоту природы, родного города.

Проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям.

Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на

картинках.

Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.

Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.

По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи.

Средний уровень

У ребенка интерес к исследованию новых, незнакомых предметов проявляется эпизодически.

Слабо сформированы основные эталонные представления, его речевая активность низкая.

Часто неадекватно отображает признаки предметов в продуктивной деятельности.

 Ребенок не проявляет интереса к людям и к их действиям.

 Затрудняется в различении людей по полу, возрасту, профессии; назывании страны, города.

Не знает название родной страны и города.

 Не интересуется социальной жизнью города.

Низкий уровень

У ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незнакомых предметов, он не умеет наблюдать.

Основные эталонные представления не сформированы, речевая активность низкая.

 В поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к объектам ближайшего окружения.

Не знает название родной страны и города.

Группа общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти  лет

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие.

Дошкольник входит в мир социальных отношений»

Методика п/п

Целевые ориентиры

Материал

Формы обследования

Методика №1

Эмоции

Ребёнок осваивает разнообразие эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи

(радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение);

способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека.

У ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость,

понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлять

равнодушие к обиженному, слабому человеку.

иллюстрации детей и  взрослых в разном эмоциональном состоянии;

иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

иллюстрации детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (болезнь, голод)

Наблюдения в повседневной жизни Задание 1:

Рассмотри картинки и назови, что делают дети.

Задание 2: Изобрази мимикой, жестами, в интонации голоса радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие, восхищение.

Вопрос: Когда люди радуются, грустят, пугаются, обижаются?

Вопросы: Как бы ты поддержал Витю?

Что бы предложил ему, для того, чтобы он не грустил на лавочке?

Какой добрый поступок ты мог бы сделать для пожилого человека (для своего друга)?

Вопросы: Как ты думаешь, смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища – это правильно?

Как бы ты смог помочь ребёнку, который не видит, но хочет с тобой поиграть? Что бы ты мог посоветовать тем детям, которые смеются над недостатками внешности других людей?

Методика №2 Взаимоотношения и сотрудничество

Ребёнок проявляет доброжелательное

отношение к сверстникам, уважения к взрослым;

овладение умениями совместной деятельности;

осваивает разные формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками

Наблюдения в повседневной жизни

Методика №3

Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками

Ребёнок осваивает  правила культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам;

нормы дружелюбного и справедливого отношения к сверстникам;

совершенствует культурные формы  общения;

умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения

Наблюдения в повседневной жизни

Методика №4 

Семья

Ребёнок осваивает представление о семье, семейных и родственных отношениях (члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца);

о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи; о правилах отношения к пожилым людям в семье;

понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по

телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

Ребёнок знакомится с некоторыми семейными традициями, любимых занятий членов семьи.

фотографии членов семьи,  ярких семейных событий

Задание:

Рассмотри все фотографии и выбери только те, где изображены члены твоей семьи. Назови их.

Назови родственников (бабушку, дедушку, тётю, дядю по линии матери/отца)

Вопросы: Как вы заботитесь о больном члене семьи?

Кто и как заботится о пожилых членах семьи?

Как общаетесь с родственниками, которые живут в нашем городе (в другом городе)?

Есть ли в вашей семье традиции (занятия, которые любят все члены семьи)?

Уровни усвоения

Высокий уровень

Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям.

 Ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками.

 Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.

 В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности.

 Различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.

 Имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступковопирается на нравственные представления.

 Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к членам семьи, доверие к воспитателю.

Средний уровень

Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого.

Конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют его интересам и возможности получить выигрыш.

Часто невнимателен к указаниям старших.  

Жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои промахи связывает только с виной других детей.

О членах семьи, традициях и правилах поведения знает и рассказывает  мало.

Низкий уровень

Конфликтует со сверстниками, не прислушивается к мнению партнеров по игре, не выполняет общих правил.

Не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания, проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или эмоциональные, физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный момент.

Не замечает своих промахов и недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками.

Представления о членах семьи, семейных традициях, нормах взаимоотношений ограничены.

        

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие.

Ценностное отношение к труду»

Методика п/п

Целевые ориентиры

Материал

Формы обследования

Методика №1

Труд взрослых и рукотворный мир

Ребёнок имеет представления о конкретных профессиях и взаимосвязи между ними, содержании труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат (архитекторы проектируют новые здания и

мосты; строители осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; менеджеры осуществляют продажу квартир.)

Ребёнок понимает роль современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых.

Ребёнок имеет понятие о материальном обеспечении семьи, ее бюджете.

иллюстрации о труде взрослых (модельер - швея – продавец, архитектор – строитель - водитель)

иллюстрации техники, современных машин и механизмов

Наблюдение в повседневной жизни.

Беседы с детьми о труде взрослых.

Задание: Рассмотри иллюстрации и расскажи, чем занят каждый и как это взаимосвязано.

Вопросы: Сможет ли человек одной профессии осуществлять свою деятельность, работать самостоятельно?

Что помогает в работе швее?

Какими инструментами пользуется строитель?

Кто в семье заботиться о материальном обеспечении? Для чего взрослым нужно работать?

Задание: Рассмотри иллюстрации и выбери те, на которых изображены техника, современные машины знакомые тебе. Расскажи, что ты знаешь о их применении.

Вопросы: Кем работают твои родители?

Для чего взрослые ходят на работу?

Методика №2 Самообслуживание

У ребёнка совершенствуется  самостоятельность в

самообслуживании; расширяются объемы процессов самообслуживания,  представлений о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты

кожи, полоскания рта после еды.

Питание: Ребёнок самостоятельно  пользуется ложкой,  вилкой, ножом, салфеткой, аккуратен во время приёма пищи. Пережёвывает пищу с закрытым ртом.

Одевание, раздевание: Ребёнок самостоятельно одевается и раздевается в определённой последовательности.

Соблюдает правила поведения в раздевалке. Свободно пользуется разными видами застёжек; вежливо обращается с просьбой о помощи, помогает сверстникам.

Умывание: Ребёнок самостоятельно выполняет водные процедуры (мытьё рук, лица, ушей), не разбрызгивая воду;

выключает воду после умывания; в правильной последовательности пользуется полотенцем

Наблюдение в повседневной жизни.

Методика №3

Детский хозяйственно-бытовой труд

У ребёнка расширяется объем процессов хозяйственно-

бытового труда.  

Ребёнок осваивает трудовые процессы, обеспечивающие ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки); участвует в дежурстве по уголку

природы, по столовой, к занятиям.

Ребёнок осваивает способы распределения коллективной работы по типу общего труда (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного  участника труда к другому для выполнения действий. Хозяйственная помощь детей в семье

Наблюдение в повседневной жизни.

Беседы с родителями о хозяйственной помощи детей в семье.

Методика №4

Детский труд в природе

Ребёнок имеет элементарные представления о труде в природе

Наблюдение за выполнением трудовых поручений ребенка в уголке природы, на прогулке

Уровни усвоения

Высокий уровень

Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде.

Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых.

Самостоятелен, инициативен в самообслуживании.

С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; при небольшой помощи взрослых планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата.

Средний уровень

Интерес ребенка к труду неустойчив.

 Представления о труде взрослых, их профессиях поверхностные, недостаточно отчетливые.

 Нет выраженного стремления к самообслуживанию, ребенок следит за своим внешним видом по напоминанию взрослого.

 В общем труде с детьми зачастую просто играет.

 Результативность труда не высокая, отношение к результату личностно не выражено, иногда бросает выполнение трудового поручения.

Низкий уровень

 Нет выраженного стремления к самообслуживанию, ребенок самостоятельно не следит за своим внешним видом.

 Результативность труда низкая, отношение к результату личностно не выражено, отказывается выполнять трудовое поручение, если что-то привлекло внимание, переводит труд в игру с инструментами и материалами.

 В общем труде с детьми часто просто играет.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Методика

п/п

Целевые ориентиры

Материал

Формы обследования

Методика №1

Безопасность в быту, социуме, природе

У ребёнка обогащаются представления о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе;

о типичных ошибках, в ситуациях, опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.);

о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.);

о правилах поведения с незнакомыми людьми

иллюстрации о безопасном поведении в быту, социуме, природе

коробка с предметами: игрушки,

ножницы,

стеклянные, колющие, режущие предметы

Наблюдение в повседневной жизни.

Беседа и анкетирование родителей

Беседа по иллюстрациям.

Вопросы: Как ты думаешь, почему нельзя купаться  в незнакомом водоеме (гладить бездомных животных, ходить по льду, играть со спичками и пр.)?

К чему могут привести неосторожные действия? Что может случиться?

Задание: Выбери из коробки предметы, которые опасны в игре. Объясни почему.

Назови правила безопасной игры.

Вопросы: Если случился пожар, чего нельзя делать?

Если порезал палец (содрал колено) что нужно сделать?

Методика №2

Безопасность дорожного движения

Ребёнок продолжает осваивать правила поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Расширяются знания о сигналах светофора, указателей перехода улицы, остановок транспорта

Напольный макет дороги, светофор, дорожные знаки

Беседа и анкетирование родителей

Вопросы: Что ты знаешь о сигналах светофора?

Зачем нужен пешеходный переход «Зебра»?

Где ещё можно переходить дорогу?

Задание: Назови знакомые дорожные знаки и объясни их значение.

Уровни усвоения

Высокий уровень

Представления о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни.

 Ребенок умеет:

- соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;

- пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и пр.) и приборами;

-быть осторожным при общении с незнакомыми животными;

-соблюдать правила перехода дороги, правильно вести себя в транспорте.

 Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.

Свободно владеет знаниями по ПДД.

Средний уровень

 Ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, к знаниям правил дорожного движения.

 Часто действует неосторожно, сам может становиться источником возникновения опасных ситуаций в спортивном зале, во взаимодействии со сверстниками, получает травмы.

 Обращает внимание на правила безопасного поведения только по указанию и напоминанию взрослого.

 Затрудняется рассказать, как себя надо вести в обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью, к кому обратиться за помощью.

 Не всегда проявляет бдительность по отношению к незнакомым людям.

Низкий уровень

 Ребенок не может установить причинно-следственных связей между опасностью и характером поведения в ситуации.

 Проявляет доверчивость по отношению к незнакомым людям, без разрешения родителей вступает в общение, принимает угощение.

 Не может рассказать о правилах поведения в обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью.

Затрудняется рассказать об элементарных правилах дорожного движения.

Группа общеразвивающей направленности от 5-ти до 8- ми  лет

Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)    

п/п

цель

инструментарий

диагностическое задание

материалы и оборудование

уровни усвоения

1.

Изучить особенности  эмоциональной отзывчивости на музыку

Проводится наблюдение на музыкальном занятии. Дети диагностируются в соответствии с критериями.

1. Отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность)

2. Сопровождение музыки движениями (притопывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт мелодии, сосредоточен, отвлекается на другую деятельность, не связанную с музыкой).

Аудиозаписи с классической музыкой известных композиторов

Низкий Поверхностный интерес к музыке. Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. Поверхностный интерес к танцу, ритмике. Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Не использует имеющийся в опыте арсенал движений под музыку в самостоятельной деятельности.

Средний

Ребенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа. Интерес к музыкально-ритмической деятельности неустойчивый, характеризуется частым переключением внимания на другую деятельность. Ребенок предпринимает попытки выразить в движении Музыкальные образы. Суждения и оценки музыкально-ритмической деятельности на всегда обоснованны

Ребенок использует танцевальные движения в самостоятельной деятельности при участии взрослого. 

Высокий

Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер. Имеет представления о жанрах классической музыки. Интерес к музыкально-ритмической  деятельности устойчивый, отдает ей предпочтение в выборе деятельности. Любит танцевать, импровизировать под музыку. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической  деятельности мотивированы, объективны, содержательны. Ребенок самостоятельно осуществляет перенос умений музыкально-ритмической деятельности в любую деятельность.

2.

Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений.

После прослушивания произведения проводится беседа об эмоционально-образном содержании музыки.

Вопросы: «Понравилась тебе музыка? Почему? Какая музыка понравилась больше? Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором? Когда у тебя бывает такое настроение? Какой характер у музыки каждого произведения?

«Похороны куклы» и «Итальянская полька» П. Чайковского

3

Изучить особенности понимания детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.

Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде

На протяжении импровизированного танца, дети должны менять предметы и соответствующие движения, подбирая их к музыке.

«Осенний этюд» (фа минор) Ф. Шопен.

Различные предметы: легкие шарфики, листочки, небольшие камушки, лоскутки материи.

4

Выявить особенности внешнего проявления эмоциональной отзывчивости детей в процессе слушания музыки.

Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения

Музыкальные произведения звучат с интервалом в 3-4 дня.

Задача диагностики - выявить эмоциональные проявления ребенка: желание слушать, сосредоточенность, устойчивость внимания, сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

«Камаринская» М. Глинки, «Марш Фортинсбраса» Д. Шостаковича, «Аквариум» Сен-Санса, «Шутка» И. Баха, «Осенняя песнь» П. Чайковского.

5

Выявить представления детей о характере музыки, настроении, особенности развития умения воспринимать музыкальный образ.

Задание 1. Выбрать игровой персонаж, настроение которого соответствует характеру исполняемой музыки. Обосновать свой выбор.

Задание 2. Проводится конкурс на лучшее название музыкального произведения.

Предлагается несколько контрастных по характеру музыкальных произведений.

Детям предлагается делать под музыку то, что им хочется делать именно под эту музыку: двигаться, кувыркаться, танцевать.

«Шутка» И. Бах, «Осенняя песнь» П. Чайковского.

«Клоуны»

Д. Кабалевского

6

Выявление общей музыкальной направленности, информированности ребенка о музыке.

Детям задаются вопросы до и после прослушивания музыки

Вопросы:

Любишь ли ты слушать музыку?

Кто такой композитор?

Какое настроение у этой музыки?

Что ты себе представлял, когда слушал эту музыку?

Звучал оркестр или один инструмент?

Сколько частей в этой музыке?

«Сладкая греза» П. Чайковского, «Смелый наездник» Р. Шуман,

«Времена года» П. Чайковского.

7

Выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и тематике детских песен.    

Задача:

В ходе беседы определить, какие песни предпочитают  дети, отношение детей к пению, кто является героем детских песен

Вопросы: У тебя есть любимые песни? Про что они? Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие? Где ты больше поешь – дома или в детском саду? Какую песнюты подарил бы маме?  

8

Выявить у детей вокально-хоровые навыки.

Задание:

Ребенку предлагается прослушать три песни: народную, детскую, современную.

От того, как ребенок споет песню, будет зависеть, купят кассету с песней или нет.

Магнитофон, кассеты с иллюстрациями знакомых детям песен.

9

Определить предпочтения детей в песенном жанре – детские, современные или народные песни.

Задание1.

 «Сейчас мы споем песенку и прохлопаем ее в ладоши. Затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками».

Выбирает ту песню, которая нравится больше других. Песни должны быть хорошо известны ребенку.

Кассеты и аудиозаписи с известной вокальной музыкой.

10

Выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Задание 2.

«Прохлопай, пожалуйста, ритм исполняемых на инструменте мелодий»

Воспроизвести хлопками ритмический рисунок мелодии.

Воспроизвести хлопками ритмический рисунок мелодии.

Ребенку показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания им смысла задания.

«Во поле береза стояла» р.н.п., «Елочка» М. Красев,

11

Выявить уровень сформированности звуковысотного чувства –

адекватного ощущения соотношений высоты    звуков.

«Кот и котенок»

Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (до 1 окт), а так – котенок (соль 1 окт). Помоги им найти друг друга.

Педагог: «Скажи, когда мяукает кот, когда котенок?»

Последовательно исполняются звуки: 

Ми 1 окт – соль 2-ой

 Соль 2-ой – фа 1-ой

 Фа 1-ой – фа 2-ой.

Музыкальные фрагменты, отражающие различную степень ритмической сложности.

Пианино

12

Выявить степень развития ладово-гармонического чувства (гармонического слуха), т.е. способности определить характер звучания в ладовых созвучиях.

«Гармоническая загадка»

Задание:

«Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика: один из них веселый, другой грустный. Определи, какой гномик звучит?»

Проигрываются трезвучия мажорного и минорного лада. Дети определяют, какой гномик звучит, веселый или грустный

Пианино

13

Выявить степень развития музыкально-ритмической деятельности.

Проводится наблюдение за детьми на музыкальном занятии. Дети диагностируются в соответствии с критериями.

1. Интерес к музыкально-ритмической деятельности.

2. Используют ли дети движения, разученные на музыкальных занятиях, в самостоятельных играх, танцах.

3. Любит танцевать, импровизировать под музыку.

4. Ребенок предпринимает попытки выразить в движении музыкальный образ.

Аудиокассеты с ритмической  музыкой (народной, классической, современной)

Группа общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти  лет

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Методика

п/п

Целевые ориентиры

Материал

Формы обследования

Методика №1

Представления и опыт восприятия произведений искусства

Декоративно-прикладное искусство 

Ребёнок имеет представления о разных видах декоративно-прикладное искусства (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначения, особенностей: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичности образов животных, явлений природы.

Ребёнок осознаёт  ценность народного искусства;

своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта.

Ребёнок знакомится со способами оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

Ребёнок имеет понятие о графике (книжная, прикладная) как о виде изобразительного искусства;

назначение иллюстрации (сопровождение текста);

специфике труда художника-иллюстратора, технологии создания иллюстрации;

художниках-анималистах, сказочниках-иллюстраторах.

Живопись

Ребёнок имеет представления о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись);

авторской манере некоторых художников-живописцев;

специфике скульптуры, как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи);

средствах выразительности скульптуры (материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент);

специфике труда скульптора, об используемых инструментах.

Архитектура 

Ребёнок имеет представление об архитектуре, как сооружениях, необходимых для жизнедеятельности людей;

особенностях архитектуры (соотношение пользы - красоты

- прочности); материалах, используемых в строительстве;

видах архитектуры по назначению.

Ребёнок понимает типичный, обобщенный образ сооружения, характерный и индивидуальный.

Ребёнок выделяет настроение произведения, отношение автора к изображенному средству выразительности разных видов искусства.

Ребёнок оценивает художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры;

формулирует собственное суждение.

Ребёнок уважительно относится к промыслам родного края, к художественному наследию России; проявляет интерес к творческому труду.

Посещение музея Ребёнок  имеет представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства, правилах поведения в музее; интерес к посещению музеев, галерей.

предметы декоративно-прикладного искусства

натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись

иллюстрации работы скульптора

иллюстрации архитектурных сооружений

образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры

Задание 1:

Назови знакомые виды декоративно-прикладного искусства.

Вопросы:

Имеют ли данные предметы декоративно-прикладного искусства ценность?  Для чего они предназначены?

Как можно использовать?

Задание 2:

С помощью оригами (аппликации) оформить поздравительную открытку.

Вопросы:

Что такое книжная графика? Для чего нужны иллюстрации?

Каких художников-иллюстраторов знаешь, назови.

Задание 3:

Назови жанры живописи.

Вопрос: Чем отличается натюрморт от пейзажа и портрета?

Что такое скульптура?

Чем скульптура отличается от живописи?

Задание 4:

Расскажи о труде скульптора.

Вопросы:

Что такое «архитектурные сооружения»?

Какие материалы используют для строительства зданий?

Архитектурные сооружения делятся на виды, перечисли какие.

Задание 5:

Назови художественные образы.

Наблюдение в повседневной жизни

Задание 6:

Расскажи о том, что такое музей?

Назови правила поведения в музее.

Методика №2

Изобразительно-выразительные умения

Ребёнок  выделять главное, используя адекватные средства выразительности.

Ребёнок использует  цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине;

свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота, яркость насыщенных или приглушенных тонов.

Ребёнок различает оттенки (развитое цветовое восприятие).

Ребёнок  подбирает фон бумаги и сочетание красок.

Ребёнок  передаёт многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений;

сходства с реальными объектами;

при изображении с натуры - характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов;

при изображении сказочных образов - признаки необычности, в сюжетном изображении передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонта;

в декоративном изображении - нарядные, обобщенные образы; украшает предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении;

украшает плоские и объемные формы, предметные

изображения и геометрические основы.

палитра оттенков основных цветов

Анализ детских творческих работ

Задание 1:

Назови знакомые тебе оттенки основных цветов.

Какой фон бумаги выбрал бы для рисования аквариума (лесной опушки, зимнего пейзажа и пр.)?

Анализ детских творческих работ

Методика №3

Технические умения

Рисование

Ребёнок применяет разнообразные изобразительные материалы и инструменты (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).

Ребёнок создаёт новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.

Ребёнок пользуется палитрой; техникой кистевой росписи; передаёт оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш.

Ребёнок осваивает разные изобразительные живописные и графические техники: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового

пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.

Аппликация

Ребёнок использует  разнообразные материалы: бумагу разного

качества и свойств, ткань, природный материал и вещества, бросовый материал.

Ребёнок знаком  с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации.

Ребёнок создаёт разнообразные формы;

соблюдает последовательность работы над сюжетной аппликацией;  создаёт коллажи.

Лепка 

Ребёнок использует разнообразные и дополнительные материалы для декорирования.

Ребёнок лепит конструктивным и смешанным способом; создаёт  многофигурные и устойчивые конструкции, объемные и рельефные изображения;

использует разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы;

передаёт фактуру, сглаживает поверхность предмета; вылепливает мелкие детали.

Конструирование из геометрических форм, тематических

конструкторов

Ребёнок анализирует постройку, выделяет крупные и

мелкие части, их пропорциональные соотношения;

создаёт постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного,

общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям;

придумывает сюжетные композиции.

Ребёнок знаком с правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки.

Конструирование из бумаги

Ребёнок создаёт интересные игрушки для самостоятельных игр с водой и ветром.

Ребёнок владеет обобщенными способами конструирования из бумаги; читает схемы сложения; приемами оригами.

Конструирование из природного и бросового материалов: Ребёнок выделяет выразительность природных объектов,

выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме.

Ребёнок владеет способами крепления деталей, использованием инструментов.

Ребёнок создаёт оригинальные композиции для оформления

пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр.

Ребёнок владеет несложными способами плоского, объемного и объемно-пространственного оформления.

Ребёнок использует  разные материалы для создания

интересных композиций;

планирует процесс создания предмета.

Ребёнок работает с тканью, в технике плетения  (разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами);

изготавливает простые игрушки.

Ребёнок обыгрывает изображения, стремится создавать работу для разнообразных собственных игр, в подарок значимым близким людям.

Ребёнок сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

Ребёнок адекватно оценивает результаты деятельности, стремится к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушивается к оценке и мнению взрослого.

разнообразные изобразительные материалы и инструменты

палитра, кисть, краски, вода

ножницы, бумага различной текстуры

пластилин, стеки, природный материал

детали конструктора

схемы, модели

листы бумаги,

схемы сложения

природный и бросовый материал

ткань, пряжа

Задание 1:

Назови известные тебе изобразительные материалы и инструменты.

Задание 2:

Создай новые цветовые тона, отталкиваясь от основного – красного, используя воду и другие цвета.

Анализ детских творческих работ

Анализ детских творческих работ

Задание 3:

Вырежи Снегурочку техникой симметричного вырезания; снежинку (ажурное вырезание).

Оформи объёмную аппликацию.

Анализ детских творческих работ

Задание 4:

Слепи из пластилина чайную пару, используй для декорирования природный материал.

Анализ детских творческих работ

Задание 5:

В соответствии со схемой (моделью) построй то или иное сооружение.

Расскажи о постройке (используемые детали, перекрытия, вид постройки и пр.)

Задание 6:

Смастери из бумаги флюгер для ветра.

Опираясь на схему сложения, сделай  из листа бумаги лодочку (корабль).

Анализ детских творческих работ

Задание 7:

Придумай и смастери любую поделку для оформления группы (мини-музея, уголка красоты и пр.)

Прежде чем приступить к работе, расскажи о процессе создания игрушки.

Задание 7:

Изготовление кукол-оберегов.

Наблюдение в повседневной жизни

Задание 8:

Дай оценку своей работе.

Что бы ты мог изменить в своей работе, сделать лучше?

Уровни усвоения

Высокий уровень

Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально-эстетически откликается на проявления прекрасного.

 Последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации.

 Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности.

 Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.

 Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.

 Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности.

 Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым.

 Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

Средний уровень

 Ребенок неуверенно различает, называет некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов.

 Демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточно самостоятелен; затрудняется определить тему будущей работы.

Низкий уровень

 Интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен.

 Создает маловыразительные образы; демонстрирует относительный уровень технической грамотности, создает схематические изображения примитивными однообразными способами.

Группа общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет

Образовательная область «Познавательное развитие»

Методика

п/п

Целевые ориентиры

Материал

Формы обследования

Методика №1

Развитие сенсорной культуры

Ребёнок различает  и называет цвета спектра и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3—5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый...), теплых и холодных оттенков.

Ребёнок различает  и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), осваивает  способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части;

осваивает умение выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).

Ребёнок использует сенсорные эталоны  для оценки свойств предметов;

осваивает  умение выделять сходство и отличие между группами предметов;

проявляет  умение сравнивать предметы, выделять 3-5 признаков сходства и отличия,  группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки;

круги разных цветов, оттенков, тонов цвета

геометрические фигуры

ножницы

фуражка,  значок, книга, тетрадь

прямоугольники, ромбы, трапеции разного размера, цвета, текстуры

Задание 1:

Назови цвета, которые знаешь.

Покажи красный  (оранжевый, тёмно-красный, светло-зеленый и т.д.) круг

Задание 2:

Назови геометрические фигуры, которые знаешь.

Составь из треугольников квадрат (из квадратов прямоугольник и пр.)

Подели квадрат на 4 треугольника (круг пополам, прямоугольник  на 4 квадрата и пр.)

Задание 3:

Покажи у треугольника стороны, углы, вершину.

Вопросы: Каким цветом фуражка?

Какую форму имеет значок?

Что тяжелее, тетрадь или книга?

Задание 4: Раздели фигуры на 3 группы.

Вопросы: Что общего и различного у фигур?

Методика №2

Формирование первичных представлений о себе, других людях

У ребёнка развит интерес к людям разного пола и возраста.

Ребёнок овладевает пониманием

особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.

Ребёнок осваивает разнообразие мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, имени и отчества;

представления о многообразии социальных ролей,

выполняемых взрослыми; понимание труда людей как основы создания богатства окружающего мира.

Ребёнок осваивает представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте,

месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей.

Ребёнок овладевает некоторыми сведениями об организме;

пониманием назначения отдельных

органов и условий их нормального функционирования.

иллюстрации и фотографии людей разного пола и возраста

фотографии людей разных профессий (дворник, строитель и пр.)

детский анатомический атлас (энциклопедия)

Наблюдение в повседневной жизни

Задание 1:

Назови мужские (женские) качества.

Вопросы:

Кто сильнее и может выполнять трудную работу?

Беседа с детьми о разнообразие мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, отчества

Вопрос: Для чего нужно трудиться?

Что будет, если все будут добросовестно относиться к своему труду? Станет ли от этого наша страна, город лучше?

Задание 2: Назови своё имя, фамилию, возраст,

домашний адрес, увлечения членов семьи, профессии родителей.

Задание 3: Назови важные органы человека, которые знаешь.

Вопросы: Для чего нужны лёгкие (глаза, сердце и пр.)?

Что нужно для их нормального функционирования?

Методика №3

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

многообразии стран и народов мира

Ребёнок осваивает представления о своем городе;

назначении некоторых общественных учреждений города.

Ребёнок понимает особенности правил поведения в общественных учреждениях города.

Ребёнок проявляет интерес к родной стране;

осваивает  представления о ее столице, государственном флаге и гербе, о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.

Ребёнок понимает многообразие россиян разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций.

У ребёнка развивается  чувство толерантности по отношению к людям разных национальностей; интерес к сказкам, песням, играм разных народов.

Ребёнок понимает то, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.

Ребёнок осваивает представления о других странах и народах мира; понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы.

У ребёнка развивается  интерес к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить.

фотоальбом «Любимый Радужный»

карта России,

флаг и герб России,

иллюстрации олимпийских игр, Масленицы,

портретов Ю. Гагарина,

Г.К. Жуков и пр.

фотографии  детей разных национальностей

детский атлас стран и народов мира

Вопросы: Как называется наш город?

Какие учреждения города ты знаешь?

Задание1: Расскажи о правилах поведения в библиотеке (магазине, поликлинике и пр.)

Вопросы: Как называется наша страна?

Задание 2: Покажи Россию на карте.

Найди на карте, покажи и назови столицу нашей Родины.

Расскажи, что ты знаешь о флаге и гербе России.

Вопросы: Какие праздники отмечают россияне?

Кого из героев России знаешь?

Вопросы:Люди каких национальностей живут в России? Кто ты по национальности?

Чем отличаются люди разных национальностей?

Как ты относишься к детям другой национальности?

Тебе интересно узнать больше о их обычаях и традициях?

Вопросы: Что нужно для того, чтобы наша страна была богатой и счастливой?

Задание 3: Рассмотри иллюстрации в атласе и расскажи, какие страны и народы мира знаешь.

Наблюдение в процессе НОД и повседневной жизни

Методика №4

Ребенок открывает

мир природы

У ребёнка увеличивается объем представлений о многообразии мира растений, животных, грибов.

Ребёнок видит  различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище);

обнаруживает признаки благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин.

Ребёнок сравнивает  растения и животных по разным основаниям, относит их к определенным группам  по признакам сходства.

Ребёнок устанавливает  сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.).

Ребёнок имеет представление о неживой природе как среде обитания животных и растений; особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.

Ребёнок устанавливает  последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей; понимает причины  этих явлений.

Ребёнок имеет  представления о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере.

Ребёнок устанавливает  стадии роста и развития хорошо знакомых животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.

Ребёнок имеет  представления о природных сообществах растений и животных, их обитателях, установление причин их совместного существования

Ребёнок понимает разнообразие ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека).

Ребёнок осознаёт правила поведения в природе.

2 иллюстрации:

у дерева сломана ветка, листья опутаны паутиной;

здоровое дерево.

иллюстрации

карточки – символы  «воздух», «почва», «вода»

иллюстрации сезонных изменений,

белка, заяц (летом и зимой), иллюстрации  растений и животных пустыни, Севера

иллюстрации:

телёнок-корова, оленёнок-олень,

ягнёнок-баран,

схема роста гороха

картины леса, луга, парка, водоёма

карточки с представителями растительного и животного мира

Задание 1:Назови знакомые растения, животные, грибы.

Вопросы: Что необходимо для жизни животным и растениям?

Что произойдёт, если одного из компонентов не будет доставать?

Задание 2: Определи, на какой иллюстрации дерево в благоприятном состоянии и неблагоприятном. Назови причины.

Задание 3:Распредели иллюстрации по категориям: деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые

Вопросы: Что общего между животными, растениями и человеком?

Чем человек отличается от животных и растений?

Дидактическая игра «Мой дом»

По сигналу карточки назвать представителя животных или  растений определённой среды обитания.

Вопросы: Что происходит в жизни растений и животного мира со сменой времени года?

Почему происходят такие изменения?

Вопросы: Как растения и животные приспосабливаются к жизни в пустыне (на Севере)?

Задание 4: Рассмотри иллюстрации, назови животных. Расскажи о росте животных, изменениях внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.

Расскажи об изменениях растения (гороха)  в процессе роста.

Задание 4:  Расскажи о растительном (животном) мире леса, луга, парка, водоёма.

Разложи карточки с животными и растениями на те картины, где они обитают в природе.

Вопросы:  Для чего нужна природа? Какую ценность она несёт? Смог бы человек жить без природы?

Задание 5: Назови, какие правила поведения в природе знаешь.

Методика № 5

Первые шаги в математику.

Исследуем и экспериментируем

Ребёнок использует  приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..; столько

же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое).

Ребёнок понимает и находит, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.

Ребёнок овладевает умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.

Ребёнок осваивает  измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксирует результат числом и цифрой;

умение увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному;  состава чисел из двух меньших.

Ребёнок проявляет умение устанавливать простейшие зависимости между объектами:

сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и

временные зависимости.

2 одинаковых мяча

2 коробки с одинаковым кол-ом карандашей

книга, альбом, лист

целое яблоко, половинка и четверть

полукруг, четверть круга

ромб, треугольник, маленький треугольник

квадрат, овал

карточки с точками

цифры

брусок, мерка, счётные палочки, цифры

8  карандашей

Задание 1:Сравни мячи.

Сравни количество карандашей  в коробках.

Сравни предметы по весу.

Вопрос: Что целое, а что часть?

Задание 2: Определи, от какого целого та или иная часть. 

Вопросы:На сколько частей разделён круг, если эта часть является половиной (четвертью)?

Задание 3: Сосчитать точки, назвать количество, найти и назвать соответствующую цифру.

Задание 4: Измерять длину, ширину, высоту бруска с помощью мерки, фиксируя результат числом, цифрой.

Задание 5: Сосчитай карандаши  (6 штук).

Уменьши (увеличь) число карандашей на один (два), назови ответ.

Вопрос:Из каких двух меньших чисел состоит число 4 (6, 8)?

Элементарное экспериментирование

Уровни усвоения

Высокий уровень

Ребенок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.

Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении

Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи;

Откликается на красоту природы, родного города.

Проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям.

Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на

картинках.

Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.

Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.

По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи.

Средний уровень

У ребенка интерес к исследованию новых, незнакомых предметов проявляется эпизодически.

Слабо сформированы основные эталонные представления, его речевая активность низкая.

Часто неадекватно отображает признаки предметов в продуктивной деятельности.

 Ребенок не проявляет интереса к людям и к их действиям.

 Затрудняется в различении людей по полу, возрасту, профессии; назывании страны, города.

Не знает название родной страны и города.

 Не интересуется социальной жизнью города.

Низкий уровень

У ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незнакомых предметов, он не умеет наблюдать.

Основные эталонные представления не сформированы, речевая активность низкая.

 В поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к объектам ближайшего окружения.

Не знает название родной страны и города.

Методика

Целевые ориентиры

Материал

Формы обследования

Бег

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с разбега

Прыжок  в высоту

Прыжоквверх с места

Прыжок в глубину

Метание предмета

Метание набивного мяча

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности в физическом совершенствовании.

Добиваться осознанного, активного с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений.

Учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.

Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.

Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.

Мячи

Обручи

Мешочки

Набивные мячи

Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 звена.

Общеразвивающие упражнения:

- способы выполнения упражнений с различными предметами,

- направления и последовательность действий отдельных частей тела.

Основные движения:

- вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге,

- равномерный бег в среднем и медленном темпе,

- способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой,

- «школу мяча», способы метания в цель и вдаль,

- лазание одноименным и разноименным способами.

Подвижные и спортивные игры:- правила игр,

- способы выбора ведущего.

Спортивные упражнения: скользящий лыжный ход.

Подвижные игры: «Гуси- лебеди», «Мы веселые ребята», «Ловишки с лентой» и т.д.

Группа общеразвивающей направленности от  5-ти до  6-ти  лет

Методика

Целевые ориентиры

Материал

Формы обследования

Скольжение на груди.

Скольжение на спине.

Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди.

Плавание произвольным способом.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности в физическом совершенствовании.

Добиваться осознанного, активного с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений.

Учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.

Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

Целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.

Шайбы пенопластовые доски

Стоя у бортика, руки впереди, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрелка» на груди. Тело ребёнка должно лежать у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.

Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрелка» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо – на поверхности воды.

Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперед, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки вытянуты, повернуты вовнутрь, дыхание произвольное. Проплыть 8 м способом при помощи движений ног, рук. Дыхание произвольное.

Уровни усвоения

Высокий уровень :Ребенок проскользил 3-4 м и более; проплыл от 6 – 8 м;

Средний уровень: Ребенок проскользил 2 м и более; проплыл от 4 - 6  м.

Низкий уровень:  Ребенок  проскользил 1 м и более; проплыл менее 3 м.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика по образовательной области "Конструирование" 1 этап обучения. По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

в практическом материале даны примрные игры по образовательной области "конструирование" - 1 этап обучения. По программе Гаврилушкной О.П.,Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с ...

Диагностика по образовательной области "Художественное творчество" 1 этап обучения По программе Гаврилушкиной О.П., Баряева Л.Б .Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В практическом материале даны примерные игры по образовательной области  "Художественное  творчество" - 1 этап обучения,  по прогамме Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л. Б. Программа воспит...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Музыка"

Педагогическая диагностика проводилась с целью определить уровень развития музыкальных способностей детей на середину учебного года, проанализировать эффективность педагогического воздействия. Ме...