Использование современных пособий. Блоки Дьенеша
картотека (младшая группа)

Кривинда Ольга Александровна

Золтан Пал Дьенеш

(венг. Zoltn Pl Dienes; 1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).

* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивать речь.

* Успешно овладеть основами математики и информатики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных пособий.

Логические блоки Дьенеша

Золтан Пал Дьенеш

(венг. Zoltn Pl Dienes; 1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивать речь.

* Успешно овладеть основами математики и информатики.

Что такое блоки Дьенеша?

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

И ТАК, С ЧЕГО НАЧАТЬ?

…Со знакомства с логическими блоками Дьенеша.

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Нужно выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать и поиграть с ними. Предлагаю это сделать и Вам.

Чуть позже можно предложить следующие задания:

Найти все фигуры такого же цвета, как «эта» по цвету (по размеру, форме).

"Найди не такую фигуру, как «эта» по цвету (по форме, размеру).

Найди все фигуры, как «эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и толщине).

Более сложный вариант: найди такие же, как «эта» по цвету и форме, но другие по размеру. (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Игра: «Художник»

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов, накладываю блоки на готовый рисунок: машинка, паровоз, дом, башня. У ребенка развивается мелкая моторика рук, происходит запоминание цвета, формы, размера. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов, накладываю блоки на готовый рисунок: машинка, паровоз, дом, башня. У ребенка развивается мелкая моторика рук, происходит запоминание цвета, формы, размера.

Игра: "Цепочка"

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Физминутка. Подвижная игра: «Кто ты?»

Игра: «Раздели фигуры»

Для игры понадобятся игрушки (любые) например: мишка, заяц. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры.

Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки.

Предложите им ответить на вопросы: - Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). А у зайки? (Все не красные).

Более сложный вариант этой игры.

Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

Предлагаются другие варианты заданий. Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие; мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные; у мишки оказались некруглые, а у зайки-все желтые.

Самый трудный вариант игры "Раздели фигуры".

Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки все большие.

Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие). Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, некруглые).

Скажи, какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые). Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).

Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые). Незнайке с Чебурашкой? (Большие, желтые, некруглые).

Какие фигуры подошли всем трем персонажам? (Круглые, желтые, большие).

А какие фигуры оказались ничьи?

(Большие, некруглые, не желтые).

Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.

Так цвет обозначается пятном: Величину - силуэтом домика:

Толщину - условным изображением человеческой фигуры:

Форму - контурами фигур:

Задания с использованием карточек:

Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. В словаре детей появляются такие определения: ". это желтый, большой, круглый, толстый блок.

Игра: «Художники» с использованием карточек.

Попробуйте сделать рисунок по заданным признакам.

Существуют и карточки с отрицанием. Это те же самые изображения, но перечёркнутые крест- накрест. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры.

Давайте попробуем поиграть с этими карточками. Первая игра называется «Фигурки играют в прятки». Я выложу с помощью карточек признаки той фигуры, которую вы должны найти у себя в коробке. (Проводится игра «Фигурки играют в прятки». Предлагаю обосновать свой выбор. Раздать материал.

И так, главная задача и цель игрушки – сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение и является базовым для дальнейшего изучения математических дисциплин.

Почему это средство названо логическим?

Оно позволяет моделировать разнообразные логические структуры и решать логические задачи с помощью специально созданных ситуаций).

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как

игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать,

абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• Развития творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развивающие пособия: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"

рекомендации воспитателям по использованию пособий  блоки Дьенеша и палочки Кюизенера...

Альбом к учебно - игровому пособию блоки Дьенеша для 2-3 лет "Маленькие логики"

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать м...

ПРОГРАММА по развитию логического мышления младших дошкольников в процессе использования учебно – игрового пособия блоки Дьенеша

СодержаниеЦелевой разделПояснительная запискаЦели и задачи программы.Возрастная характеристика детей 2-3 лет.Планируемые результаты освоения программы.Содержательный разделОсобенности организации обра...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления детей посредством развивающих пособий (блоки Дьенеша)».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления детей посредством развивающих пособий (блоки Дьенеша)»....

Альбом к учебно - игровому пособию блоки Дьенеша "Маленькие логики"

Логические блоки Дьеныша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи....

Мастер-класс «Использование дидактического пособия «Блоки Дьенеша» в интеллектуальном развитии дошкольников».

Цели и задачи: познакомить педагогов района с игровой технологией «Логические блоки Дьенеша»; вызвать желание применить технологию в своей работе с детьми.Оборудование и материал: мул...

Альбом к учебно - игровому пособию блоки Дьенеша "Маленькие логики" во второй младшей группе.

Игры и занятия с блоками Дьенеша. Использование блоковВарианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много по...