Орф-подход в занятиях с дошкольниками
статья

Липаридзе Екатерина Сергеевна

Использование орф-подхода на музыкальных занятиях в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orf-podhod.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Орф – подход в работе с дошкольниками

Карл Орф – немецкий композитор и педагог, основатель подхода, – ввел термин «элементарное музицирование» и разработал детские песенки, пьесы и упражнения.

Орф - подход– взаимосвязь музыки, движения, речи. В первую очередь подход направлен на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром в целом. От общепринятой стороны музыкального воспитания в первую очередь отличает главенствующее положение ритма, а не гармонии.

Чувство музыкального ритма является одной из основных музыкальных способностей. Структуру чувства музыкального ритма условно можно поделить на три составляющие – чувство темпа, чувство метра и чувство ритмического рисунка. Последнее - развитие способности к восприятию и воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз - протекает медленнее и труднее по сравнению с двумя другими компонентами чувства музыкального ритма. Принципы педагогики Карла Орфа помогают эффективнее и быстрее развить чувство ритма у детей.

Главные виды деятельности Орф подхода:

-музыка,

-игра,

-движение,

- речь.

Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления.

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования.

Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма.

Приобщение к музыке по мнению К. Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно развивают свою речи, учатся чётко проговаривать звуки. Все упражнения проводятся по подражанию. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движение, воспитатель продолжает работу на занятиях. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения и способствует развитию личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход педагога при ознакомлении дошкольников с русской традиционной куклой

Проблемы, пути реализации и перспективыкомпетентностного подхода в образовании...

Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками (психолого-педагогический аспект)

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокал...

Конспект открытого занятия с применением системно - деятельностного подхода. Тема занятия: «Трудолюбивые пчёлки» по предмету: «Ознакомление с окружающим миром» проводится с детьми второй младшей группы.

Цель:  учить детей отвечать на вопросы;учить правильно произносить звуки (ж, з);развивать речь детей;воспитывать любознательность, доброе отношение к насекомым;Осмысливание уже известных знаний.З...

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками с применением системно - деятельностного подхода Тема занятия: «Катино платье» проводится с детьми второй младшей группы.

Расширение форм и методов организации работы по познавательному развитию в различных видах деятельности и на основе использования технологии "Ситуация"...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Многие  современные исследователи в  области физического воспитания дошкольников ( М.А.Рунова, В.Г.Алямовская, В.Г.Фролов, Г.П.Юрко, Э.Я. Степаненкова, Л.Д...

Открытое занятие. Реализация системно деятельного подхода на занятии по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Реализация системно деятельного подхода на занятии по развитию речи  в подготовительной к  школе группе....