Методическая разработка по наставничеству в ДОУ
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr_po_nastavnichestvu.docx | 198.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по наставничеству в ДОУ
Составила: педагог с первой квалификационной категорией Устюгова Е.А.
Актуальность: Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов лекций, трудности в грамотном использовании знаний в практической деятельности. Исходя из этого, необходимо было искать формы работы с молодыми педагогами, обеспечивающие их быстрый профессиональный рост. Особенностью работы начинающих педагогов является то, что они выполняют все свои служебные задачи в первый же день и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним опытом работы. Те воспитатели, которые не получают поддержки коллег и руководства в первый год работы, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагог должен иметь всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в детских садах все чаще стали применяться такие формы работы, как наставничество.
Целевая группа: молодой педагог.
Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогиче-ской, а также коммуникативной компетентностью.
Требования к профессионализму педагогов обусловлены следующими основными нормативными документами: реализацией Федерального закона от 21 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 Н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошколь-ного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", «Федеральным государственным общеоб-разовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным прика-зом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 и другими нормативными и правовыми актами.
Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с мно-голетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же без-упречного профессионализма.
В результате, как показывает анализ дошкольной действительности и со-циально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситу-ации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель ду-шевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут по-явиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.
Задачи:
1. Привить начинающим педагогам интерес к педагогической дея-тельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении.
2. Ускорить процесс профессионального становления педагога, раз-вить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
3. Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, пра-вилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы работы с молодыми специалистами:
· принцип уважения и доверия человека
· принцип непрерывности
· принцип сотрудничества
· принцип индивидуализации
· принцип открытости
· принцип компетентности
· принцип соблюдения норм профессиональной этики
Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения.
Планируемые результаты:
Молодой специалист:
- будет самостоятельно разрабатывать и проводить занятия, организовы-вать без затруднений образовательную деятельность, осуществляемую в ре-жимных моментах;
- самостоятельно разрабатывать и проводить родительские собрания;
- устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми на ос-нове сотрудничества и взаимопонимания;
- принимать участие в мероприятиях различного уровня;
- развивать свои профессиональные умения и навыки;
- аттестуется на соответствие занимаемой должности, а далее на первую квалификационную категорию, не ранее чем через 2 года.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА:
Педагог - наставник:
1. содействует созданию благоприятных условий для профессиональ-ного роста начинающих педагогов;
2. обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
3. координирует действия начинающего педагога в соответствии с за-дачами воспитания и обучения детей;
4. оказывает помощь в проектировании, моделировании и организа-ции образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенно-стями и задачами основной образовательной программы дошкольного воспита-ния ДОУ;
5. передает свой педагогический опыт и профессиональное мастер-ство;
6. знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и вос-требованными педагогическими технологиями;
7. консультирует по подбору и использованию педагогически целесо-образных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитив-ное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
Обязанности наставника:
- Знать требования законодательства в сфере образования, норматив-ных актов, определяющих права педагогического работника ДОУ по занимае-мой должности.
- Изучать: деловые и нравственные качества начинающего специали-ста; отношение начинающего специалиста к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности, круг досу-гового общения.
- Вводить в должность.
- Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать са-мостоятельное проведение молодым или начинающим специалистом занятий, других мероприятий.
- Разрабатывать совместно с молодым специалистом план професси-онального становления; давать конкретные задания и определять срок их вы-полнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
- Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овла-дении педагогической профессией, практическими приемами и способами ка-чественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.
- Развивать положительные качества начинающего специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в дошкольном образова-тельном учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
- Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью начинающего специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воз-действия.
- Подводить итоги профессиональной адаптации молодого или начи-нающего специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с за-ключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Права наставника:
- Подключать с согласия заведующего ДОУ заместителя заведую-щего по ВМР или других сотрудников для дополнительного обучения начина-ющего специалиста.
- Требовать рабочие отчеты у начинающего специалиста как в уст-ной, так и в письменной форме.
Обязанности молодого специалиста:
- Изучать законы РФ, нормативные акты, определяющие его служеб-ную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональ-ные обязанности по занимаемой должности.
- Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.
- Постоянно работать над повышением профессионального мастер-ства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
- Учиться у наставника передовым методам и формам работы, пра-вильно строить свои взаимоотношения с ним.
- Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
- Периодически отчитываться по своей работе перед наставником.
Права молодого специалиста:
- Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по со-вершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
- Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педаго-гической деятельностью.
- Повышать квалификацию удобным для себя способом.
- Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
- Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация детского сада должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог- наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родите-лей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основ-ным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к пе-редаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию об-щекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инн-вационными технологиями обучения и воспитания.
Наставнику следует:
1) обратить особое внимание молодого специалиста на:
- требования к организации учебно-воспитательного процесса;
- возможности использования в практической деятельности дидактиче-ских и технических средств обучения;
- требования к ведению дошкольной документации.
2) обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
- практического освоения основ педагогической деятельности (проекти-рование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и при-емы обучения; психологические основы управления деятельностью воспитан-ников на занятии, создание благоприятного психологического климата на за-нятиях и др.);
- разработки программы творческого саморазвития;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- определение направлений повышения квалификации;
- применение ИКТ-технологий в образовательной практике;
- подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную катего-рию.
Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителем заведующего по ВМР, педагогом - наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).
Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с входного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная про-грамма работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо пом-нить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и не-опытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целе-устремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, ра-боту в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых педагогов, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на занятиях, посещают занятия своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.
Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов.
Цели анкетирования:
- выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;
- проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и воспитанниками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению воспитателями-мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Ожидаемый результат:
1. У молодых воспитателей появиться поддержка в осенние теоретической, методической работе.
2. У педагогов повыситься уровень знаний в освоении современными образовательными программами, инновационными технологиями.
3. Проведены мастер-классы и открытые занятия для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучены и показы приемы использования инновационных технологий во время НОД и в других режимных моментах.
5. Проведены анализ результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности
6. Изучена культура ведения документации.
7. Сформирована современно развивающая предметно-пространственная среда.
Описание самой практики: в чем состоит деятельность наставников, куратора, иных участников практики
Этап вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, существенностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Данной проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при освоении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.
В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы ДОУ необходимые коррективы.
Я как, педагог- наставник должна помочь молодому педагогу пройти этот путь «безболезненно» и «без осложнений».
За 8 лет моей педагогической деятельности из которых я 7 лет проработала воспитателем и 1 года старшим воспитателем в нашем учреждении, через действующую в ДОУ систему наставничества прошёл 1 педагог, не имеющий опыта работы в детском саду, 1 молодой специалист уволился.
В последние годы число сотрудников со стажем работы растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. Поэтому назревает вопрос «С чем это связано?»
Это связанно со многими факторами: это утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах имеющихся комбинированную направленность, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и нескончаемые требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы».
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Именно поэтому систему с начинающим воспитателям я представляю в виде «Минутки вхождения в профессию»
Цель моей работы в качестве наставника: помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Задачи работы:
1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодых воспитателей.
2. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности
2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
3. Проведение мастер-классов и открытых занятий для воспитателей для передачи опыта работы с применением различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
4. Изучение и показ приемов использования современных технологий во время НОД и в других режимных моментах.
5. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
Этапы становления молодого специалиста включают:
• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработкапо здоровосбережению.
Семинар - практикум "Цветок здоровья вышей семьи"...
Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»
Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...
Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ
Наставничество — это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога...
2.2 Методическое руководство группой педагогов, наставничество
Материалы к аттестации на 1КК....
2.2 Методическое руководство. Наставничество
Наставничество...
методическая разработка наставничества "Перспективы роста"
методическая разработка наставничества "Перспективы роста"Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специ...
Методическая разработка на тему "Наставничество в ДОО как фоома орагнизации методической поддержки педагогов
Методическоие рекомендации по организации наставничества в ДОУ...