Консультация "Роль потешки в речевом развитии детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Татьяна Владимировна Болсун

"Роль потешки в речевом развитии детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль потешки в речевом развитии детей раннего возраста.

                Все мы знаем, что богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора -  потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

               Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными  потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.

Еще одна ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

              Что из себя представляют потешки?  Это народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Однако,  не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.

При умывании

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При причесывании

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосеньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Во время приема пищи

Умница Катенька,

ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

мягкую, душистую.

При укладывании спать

Баю - бай, баю - бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

        Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

 Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

       Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,

Сидит белка на тележке,(хлопаем)

Продаёт она орешки (сжимаем кулачки)

Лисичке-сестричке,(загибает пальчики)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.(кулачок сжат)

Такое заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

        Как читать потешку? Взрослый многократно повторяет малышу потешку. Когда текст уже достаточно хорошо знаком малышу, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «Ладушки, ладушки, Где были у…..», «Сорока……..». Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок «подсказывает» взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.

               Например,  для развития связной речи, подходят потешки, где есть вопрос и ответ. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

- Ваня, Ванечка! Куда ходил?

 - В лесочек!

 - Что видел?

 - Пенечек!

 - Под пенечком что?

 - Грибок! Хвать – да в кузовок!

-Кисонька – мурысонька где была?

-На мельнице.

-Кисонька – мурысонька, что там делала?

-Муку молола.

-Кисонька – мурысонька,что из муки пекла?

-Прянички.

-Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?

-Одна.

-Не ешь одна, не ешь одна!

Делись с Катей (с мамой и т.д.)

             На самом деле заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагают придерживаться нескольким советам:

1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям  - приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.

 2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие  потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .

3. Для первичного знакомства с потешкой,  прочитайте её  ребенку так эмоционально и выразительно,  чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.

Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.

 4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка  быстрого запоминания  (для этого требуется время).

 5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:

  - Игровые (читается и обыгрывается).

 -  Рассказывание в движении (имитация).

  -Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова

  - Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.

  - Заучивание потешки  с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).

               В результате проведенной работы, общения ребенка с фольклорными произведениями, ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Целенаправленное и систематическое использование потешек позволяет заложить фундамент психологического благополучия малыша, определяющий успешность его общего развития.

https://ds38.goroo-orsha.by/files/01476/obj/140/14903/ico/%D0%BC%D0%B0%D1%80.jpg

Картотека потешек. 

Потешки уговорушки и утешалки.

Что за шум, Что за рев

Тут не стадо ли коров

Нет тут не коровушка,

Это Таня рёвушка.

Нету рёвушек у нас,

Таня слезки прячет-

Больше уж не плачет.

Мы игрушечки возьмем

И играть скорей пойдем.

У киски боли, У собачки боли,

У моего малыша Заживи-заживи.

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу – мяу - скажет киска

Наша детка хороша.

Не плач, не плач,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри, Дам тебе три.

Ах, кокля - мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

У лисы боли, У волка боли,

А у Ванечки Боль на веточку

В лес улети.

На горшок с потешкой.

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Прыг – скок,

Мы присядем на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про него чуть не забыли!

Послушные детишки

Сделают делишки:

А –а –а и пись -  пись - пись.

Только ты не торопись!

Это что стоит? Горшок!

Раз – два – три – четыре – пять- Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Потешки при кормлении.

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке.

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись, кашка, сладка,

Из густого молока,

Из густого молока,

Да из манной крупки.

У того, кто кашку съест,

Вырастут все зубки.

Это – ложка, Это - чашка, В чашке – гречневая кашка, Ложка в чашке побывала – Кашки гречневой не стало!

Умница, Катенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.

Ай, тата! Ай, тата!

Пожалуйте решета:

Мучку просеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки

Затеем оладушки,

Испечем блинка,

Покормим сынка!

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Что не было беды

Вспомним правила еды:

Наши ножки не стучат,

Наши язычки молчат.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко,

Вот – тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа

Потешки на сон.

Тишина у пруда

Не качается вода

Не шумят камыши

Засыпают малыши.

Баю - бай, баю - бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Бай, бай, бай, бай,

Ты собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они   поспят подольше,

Вырастут побольше.

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.

Вас положим на подушки.

Полежите, полежите,

Отдохните и поспите.

Люли, люли, баеньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Насте спать велят.

Баю – баю – байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.

Ой, люленьки, люленьки,

К нам летели гуленьки.

К нам они летели,

Мы на них глядели.

Летели, летели,

На березку сели.

А березка скрип, скрип,

А мой Вася спит, спит.

Отзвенел звоночек.

Спать пора, цветочек.

Солнышко уснуло,

Тучка спать легла.

И волшебная синяя птица

Добрые сны тебе принесла.

Засыпай, моя деточка,

Радость моя.

Потешки для одевания на прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять,

Завязала Катеньке,

Шарфик полосатенький,

Наденем на ножки,

Носочки, сапожки,

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Мы на пухлые ручонки.

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка –раз, ручка –два!

Застегнем застежки,

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Вот так хорошо!

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Потешки при умывании.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Всем улыбаемся.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики – Антошке,

Сашеньке – ладошки.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Знаем, знаем да, да, да

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,

Нам обедать дружно.

Потешки для зарядки и гимнастики.

По дороге мы идем,

Путь далек, далек наш дом,

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим,

Полежим, отдохнем, а потом домой пойдем!

Малыши – крепыши

Вышли на площадку,

Малыши – крепыши

Делают зарядку!

Раз- два, три – четыре,

Руки выше! Ноги шире!

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

Всех детей не сосчитать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дружно встали по – порядку,

Детки делают зарядку.

Потешки при причесывании.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка. Слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Уж я косу заплету,

Уж я руссу заплету,

Я плету, плету, плету,

«Ты расти, расти, коса-

Всему городу краса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию детей раннего возраста «Потешки - помощники»

Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Роль потешки в речевом развитии детей раннего возраста

Потешки – это жанр устного народного творчества, короткие стишки или песенки, предназначенные для развлечения детей, сопровождающиеся элементарными игровыми движениями во время проговаривания ил...