Методическая разработка (консультация для родителей) "Зимние народные игры для дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данная публикация познакомит с русскими народными играми родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fevr_24.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка «Зимние народные  игры для   дошкольников»  (консультация для родителей)

 Выполнила: Сеземина Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

П. г .т. Стройкерамика, 2024 год.

Зимние народные игры в развитии дошкольников (консультация для родителей).

Зимние народные забавы на свежем воздухе окажут многогранную

пользу для физического и психического развития воспитанников ДОУ :

Игры развивают двигательную активность, тренируют мышцы ног, рук,

спины, развивают координацию движений, ловкость. Активные занятия на свежем воздухе повышают детский иммунитет, укрепляют сердечную мышцу, лёгкие. Играя, дети тратят много энергии, за счёт этого у них улучшается аппетит и становится более крепким дневной сон.

Игры предусматривают определё нные правила: ребёнок учитсяориентироваться согласно обстановке, принимать быстрые решения. Забавы воспитывают чувство коллективизма, стремление взаимодействовать со сверстниками. Это особенно важно в период адаптации к детскому саду или после длительного перерыва в посещении ДОУ.

Народные игры с раннего возраста позволяют приобщать дошкольников к национальным традициям, что важно для его патриотического воспитания.

Народные забавы для младшего дошкольного возраста не предполагают каких-то сложных правил, точной координации движений .Главное — чтобы малыши подвигались и им было весело.При этом педагог должен обратить внимание ребят на то, что такими же играми забавлялись дети на Руси много веков назад.

На прогулке можно использовать следующие варианты зимних игр.

«Снежная карусель»

На участке педагог вместе с воспитанниками сооружает небольшого снеговика. Ребятами образуют вокруг него круг и представляют себя  снежинками. Можно использовать ещё один вариант — поставить в снег высокий шест, от которого отходит множество разноцветных ленточек ( дети должны за них взяться). По сигналу педагога малыши вначале медленно идут, затем побыстрее и, наконец, бегут. Затем воспитатель побуждает сменить направление, приговаривая «Ветер поменялся, и снежинки полетели в противоположную сторону». Точно так же меняется темп движений. Затем взрослый объявляет

«Ветер теперь стих — и снежинки спят».

«Заморожу»

Ребята образуют круг и вытягивают вперёд ручки в варежках. Педагог идёт по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух, заморожу-заморожу». Дети же должны успеть быстро спрятать рукавички за спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до кого-то — значит, его «заморозили». Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась уличной забавой.

«Метелица»

Воспитанники становятся парами, повернувшись друг к дружке, и держатся за ручки «лодочкой». Затем дети начинают кружиться под слова воспитателя:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится –

Тот заметелится!

Задача дошкольников — подольше покружиться, не упасть. Конечно, делать это слишком долго не нужно, чтобы у ребят не закружилась голова. Однако такая забава хорошо тренирует вестибулярный аппарат, вырабатывает чувство равновесия, скоординированность действий в паре.

Метание снежков.

Малыши лепят снежки. Воспитатель проводит на снегу линию, возле которой выстраиваются все игроки. По сигналу педагога начинается метание (в роли ориентиров можно использовать флажки либо разноцветные кубики), а затем взрослый определяет, чьи снежки полетели дальше всех.

Зима, зима,

У ней белая коса.

С ней идут три тётки –

Белые поддё вки:

Метель, Вьюга да Пурга.

У тех тё ток есть слуга:

Злющий дядька Мороз,

Кого схватит — тот замёрз!

После приведённых слов дети разбегаются, а Дедушка Мороз их хватает. Если он коснулся кого-то, значит, «заморозил» и забирает ребёнка в центр круга. Конечно, игра простая, но она учит ребят быстро реагировать на словесный сигнал. После последних слов стихотворения малыши должны не растеряться, а быстро разбежаться в стороны.

«Колокольчик»

Взрослый подвешивает на веточку дерева либо турник колокольчик на красивой ленточке. Ребята метают снежки в него, чтобы тот зазвенел. Победителем станет тот, кто попадёт в колокольчик максимальное число раз. Как вариант в игре могут участвовать две команды.

«Ловишки со снежками»

На снегу обозначается круг диаметром около пяти метров. Туда становятся дети-участники. Водящий-ловишка (первый раз взрослый, а затем дошкольники) стоит недалеко от круга и держит в руках корзинку со снежками. По команде он начинает кидать их в игроков, а они должны всячески увёртываться внутри круга. После того как снежки закончатся, назначается новый ловишка из числа детей, которых не смогли достать снежки. Ловишка метает снежки в детей, которые должны увёртываться от них.

«Снежная башня»

Из снега (для этого он должен быть рыхлым и мокрым) строится небольшая башенка длиной до метра (как вариант снеговичок аналогичной высоты). Ребята разделяются на команды «защитников» и «захватчиков». Первые загораживают свою «крепость», обороняясь картонками либо ледянками, а вторые находятся на расстоянии от неё, угрожая снежками. Все вместе дошкольники произносят :

Мороз Красный нос

Холод-стужу принёс,

На дороге начудил,

Башню снежную слепил.

Кто встал в кружок –

Бросай снежок.

После этого «захватчики» принимаются кидаться снежками в башенку

(каждый по разу, стремясь её разрушить. «Защитники» же отважно отбивают атаку с помощью картонок, ледянок. Если башню не получилось разрушить, команды меняются ролями. Одни дети охраняют снеговика или башню, а другие пытаются его разломать снежками.

«Льдинки, ветер и мороз» 

Вначале ребята, повернувшись друг к дружке, стоят парами и хлопают в ладошки под слова воспитателя (один хлопок — в свои ладони, другой — владони напарника) :

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят,

Дзинь, дзинь.

По команде «Ветер!» «льдинки» разбегаются, подпрыгивают, кружатся,

делают подскоки и пр. После же команды «Мороз!» дети быстро выстраиваются в круг, образуя большую льдину — берутся за ручки. Взявшись за руки в кругу, дети изображают большую льдину.

В старшей и подготовительной группе народные игры продолжают усложняться. Водящими теперь всегда становятся сами дети, а не педагог.

«Царь горы»

Очень динамичная забава, в старину в неё играли в основном мальчишки. Выбирается большой сугроб, или же специально строится снежный холмик: высоты должна быть не менее метра. Цель каждого участника — взобраться на его верх и не дать себя сбросить. В этой игре разрешено толкаться, всячески бороться с соперниками, сбрасывать их вниз. Царём горы становится участник игры, который продержится наверху дольше всех. Игра очень динамичная, силовая, поэтому больше подходит для мальчиков. Можно использовать усложнённый вариант — накануне слепить из снега огромный шар, полить его водой. На другой день он будет скользким: на такую «гору» сложно забраться, а не то, что удержаться, когда тебя толкают и пихают. Но от этого игра ещё интереснее.

«Два Мороза»

Выбираются два Мороза — водящие. Они уходят в сторонку и «засыпают». На противоположной стороне участка обозначается «домик» детей (большой круг) : там они бегают, прыгают, кружатся и пр., пока Деды Морозы спят. Но вот они «просыпаются» и громко говорят «Берегись, заморожу!» и бегут к ребятам. Те должны быстро прибежать в «домик» и спрятаться там. Кого один из Морозов догонит, того он отводит в свой дом. Когда там окажется несколько детей, назначаются новые водящие. В игре двое водящих, которые должны ловить остальных участников

«Варежка».

Все воспитанники становятся в круг, держась за руки. Выбираются двое водящих: первый становится в круг, второй — за его границей. У  первого водящего в ручках находится варежка (не нужно снимать её с себя, воспитатель даёт отдельную, в принципе, заменить рукавичку можно любой другой вещью, например, небольшой мягкой игрушкой). Он должен бросать её второму водящему, чтобы тот её поймал. Однако остальные игроки мешают это сделать — поднимают руки, отбивают ими рукавичку обратно в круг. Водящие перекидывают друг другу варежку до тех пор, пока кто-то из детей её не поймает или ею не выбьют первого водящего. Тогда ведущие меняются.

«Каблучок» 

На снегу взрослый обозначает круг диаметром примерно три метра. Внутри становится ребёнок-водящий с небольшой льдинкой. Остальные участники находятся за пределами круга и скачут на одной ноге, при этом не переступая за черту. Дошкольники хором выкрикивают :

Против нашего двора

Приукатана гора

Водой полита,

Башмачком прибита.

Я по льду скок-поскок,

Отвалился каблучок,

Отвалился каблучок

И оставил свой следок!

После данных слов водящий кидает льдинку-каблучок за границы круга, а игрокам нужно загнать ледышку обратно. Однако это непросто: ведь передвигаться разрешается только на одной ноге. Водящий может отбивать льдинку ногами или же клюшкой, которую предлагает воспитатель.

«Коровка»

Это ещё одна русская забава с атрибутом-льдинкой. Аналогично дети образуют круг, в центре которого находится водящий. Под ногами у него льдинка (она называется «коровка», ребёнок старается двинуть  её, чтобы та попала в кого-то из игроков).  Бросок сопровождается словами «Купи коровку!». Задача участников — увёртываться от льдинки, но они не имеют

права убегать, а только подпрыгивать. Тот, в кого угодила льдинка, становится новым водящим.

«Гонки снежных комков»

Если в средней группе команды детей скатывают снежные шары и сравнивают их по размеру, то в старшем дошкольном возрасте уже можно устроить весёлую эстафету. Участники делятся на две команды. Игроки каждой образуют колонну, стоя один от другого на расстоянии пяти-шести шагов. По сигналу каждая команда перекатывает большой снежный ком (они скатываются заранее) от одного ребёнка к другому. Когда снежный шар дойдёт до самого первого игрока, возглавляющего колонну, ему предстоит докатить его до финиша — он обозначается в 10–20 шагах впереди. Побеждает, соответственно, команда, которая сможет это сделать первой.

«Петушиные бои» 

Двое  детей-участников прыгают на одной ноге в обозначенном пространстве (кругу, цель — вытолкнуть противника за  пределы круга). Или игра «Сорвать шапку» : участники могут стараться сорвать друг с друга не шапку, а, например, картонную корону, одетую поверх головного убора. Главное — подключить фантазию.

Зимние народные забавы — замечательный способ разнообразить зимнюю прогулку в детском саду. Ребята получат массу позитивных эмоций и смогут больше узнать о своих национальных традициях.

Сеземина Н.Н.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мастер-класс "Подвижные и народные игры для детей дошкольного возраста"

Весёлые подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы н...

Консультация для родителей "Зимние забавы и игры"

Консультация для родителей «Зимние игры и забавы» Это только взрослые могут не любить зиму. Это им кажется, что не очень хорошо, когда светлеет поздно, темнеет рано, на улице мороз, идет липкий с...

Методическая разработка Консультация для родителей "Развитие математических способностей у дошкольника"

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....

Консультация для родителей "Зимние забавы и игры"

Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время года весело и ...

Методическая разработка "Консультация для родителей: "Финансовая грамотность для младших дошкольников"

Данный материал познакомит родителей как правильно научить дошкольника разбираться в финансовых понятиях....

Методическая разработка (консультация для родителей) "Развитие конгитивных функций у дошкольников"

Данная разработка поможет педагогам разобраться в вопросах теории....

Методическая разработка на тему: <<Путешествие в народную игру в младшей группе >>

Методическая разработка на тему: «Путешествие в народную игру во второй младшей группе »Цель: познакомить детей со старинными русскими народными играми. Приобщать к игровому фольклору...