Морфология | Игра «Один-много» Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Материал: предметные картинки в единственном и множественном числе. Ход игры: Детям демонстрируется картинка с изображением одного предмета. Задача найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве и назвать их. | Игра «Закончи предложение» Цель: формировать умение подбирать родственные слова в соответствии со смыслом. Материал: текст стихотворения. Ход игры: «Как-то раннею порою вдруг полился дождь …(грибной) И из дома в тот же миг в лес отправился …(грибник) Чтобы принести улов, взял корзину для …(грибов) Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал …(грибную) Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький …(грибочек) И обрадовался вмиг наш удачливый …(грибник) Как ему не веселиться, если здесь в земле …(грибница) Стал заглядывать под ёлки, под берёзы, под дубы, Собирать в свою корзину все съедобные …(грибы) А когда собрал их много, то отправился домой, И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп …(грибной) Много он собрал грибов, и грибочков и грибков, А тому, кто долго ищёт, попадётся и грибище!» | Игра «Кем ты будешь?» Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени. Ход игры: -Дети, кем вы хотите стать, когда вырастите? Давайте вы расскажете, например: «Когда я вырасту, я буду строителем и построю дом» | Игра «Рассели по домикам» Цель: учить различать существительные мужского, женского и среднего рода, уточнять знания единственного и множественного числа. Материал: домики и предметные картинки. Ход игры: Нужно найти каждому предмету свой домик. |
Синтаксис | Игра «Что делает мама» Цель: формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания. Воспитывать у детей желание помогать маме (взрослым). Материал: сюжетные картинки. Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки, на которых изображено действие, воспитатель предлагает ребенку рассказать, что делает мама. Ребенок составляет простые предложения: «Мама готовит обед» и т.д. | Игра «Наоборот» Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова, формирование речи. Ход игры: я начну, а вы продолжите: «Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение - … Теплая погода - …»
| Игра «Назови ласково» Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов. Оборудование: мяч Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. «Шуба теплая - шубка тепленькая Лиса хитрая - лисичка хитренькая Заяц белый - зайчик беленький Сапоги чистые - сапожки чистенькие Ветка короткая - веточка коротенькая Шишка длинная - шишечка длинненькая Ворона черная - вороненок черненький Снег белый - снежок беленький.» | Игра на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. «Посчитай - ка» Цель: учить образовывать множественное число имени существительного. Материал: картинки предмета в разном количестве. Ход игры: Например: счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.
|
Словообразование | Игра «Назови часть целого» Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. Материал: иллюстрации или игрушки по теме. Ход игры: «Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…); Машина - … (колеса, фары, руль…); Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д.» | Игра "Кто где спрятался?" Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. Оборудование: игрушки. Ход игры: Взрослый прячет игрушки на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Задача найти все игрушки и правильно сказать, где они были спрятаны. | Игра «Спортсмены» Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов. Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают. «Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник). Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница). Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья). Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха» | Игра «Сложные слова» Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ. «Листья падают- листопад | Сам ходит - самоход | Снег падает - снегопад | Звонит попусту - пустозвон | Звезды падают - звездопад | Сено косит - сенокос | Разводит сады - садовод | Везде ходит - вездеход | Разводит леса - лесовод | База для нефти - нефтебаза | Перевозит лес - лесовоз | Ходит на атомной энергии - атомоход | Сам летит - самолет | Пыль сосет - пылесос | Воду возит – водовоз» | Рыбу ловит - рыболов |
|