Открытое занятие по ЗХЛ в старшей группе ДОУ
методическая разработка (старшая группа)
Открытое занятие по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой “Путешествие по русским народным сказкам”
Цель занятия: закрепить знания детей о русских народных сказках; учить узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам; развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать, сравнивать, делать умозаключения; развивать мышление, наблюдательность. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_zhl.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясли- сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Открытое занятие по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой “Путешествие по русским народным сказкам”
Подготовила и провела:
воспитатель старшей
логопедической группы №9
Ремез Н.А.
г.Алчевск, 2023
Цель занятия: закрепить знания детей о русских народных сказках; учить узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам; развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать, сравнивать, делать умозаключения; развивать мышление, наблюдательность. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Материал: аудиоматериал (волшебные звуки), иллюстрации к сказкам, мнемотаблицы, ноутбук, лото (русские народные сказки), разрезные картинки, раскраски.
Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок, рассматривание иллюстрация, рисование по сказкам.
Методы и приемы: наглядные (демонстрация, рассматривание иллюстраций), словесные (сюрпризный момент, беседа, отгадывание загадок), практические (поисковые действия, драматизация сказки)
Ход занятия
Дети и воспитатель стоят на ковре
Организационный момент (приветствие)
Игра- приветствие «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте их поприветствуем.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: А что такое сказки?
Дети: Истории, в которых звери и птицы разговаривают человеческим голосом, оживают предметы, происходит волшебство.
Воспитатель: Правильно, в сказках оживают и звери, и птицы, и различные предметы. В сказках живет волшебство. В сказках добро побеждает над злом. Сказка дает нам много знаний.
«Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло»
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то… волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то… загадочная; есть мудрость, то… мудрая и т. д. А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по волшебной стране Сказок?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы добраться до страны сказок, нам нужен какой-нибудь транспорт. А так как мы отправляемся в волшебную страну, значит, и транспорт у нас будет волшебный. Я предлагаю вам полететь на ковре-самолете. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда занимайте свободные места на нашем ковре-самолете!
Воспитатель вместе с детьми садится на ковер.
Воспитатель: А для того, чтобы наш ковер долетел до страны Сказок, давайте произнесем волшебные слова:
«Мы летим, летим, летим,
В страну сказок мы хотим!
Сказка двери открывай
В гости нас к себе впускай!»
Вот мы и прилетели! Ой, ребята, посмотрите, а дверь-то в волшебную страну закрыта.
На магнитной доске висит замок.
Воспитатель: Ребята, чтобы открыть замок, нам нужно отгадать, как называется дом, где живет сказка. Слушайте загадку:
«Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет»
Дети: Книга.
Воспитатель: Правильно! Книга – это дом для сказок!
Воспитатель открывает замок.
Воспитатель: Вот мы и попали в волшебную страну Сказок. А теперь, ребята, я вам предлагаю занять свои места.
Сюрпризный момент (конверт)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сундучок. Давайте его откроем и посмотрим что же там…. (Воспитатель достает из сундука конверт с заданиями от Сказочницы). Читает письмо: «Милые детки, злая Баба Яга украла меня и спрятала у себя в избушке на курьих ножках. Она меня отпустит только тогда, когда вы выполните все ее задания. Помогите мне, пожалуйста. Ваша Сказочница»
Воспитатель: Ну что, детки? Поможешь Сказочнице выбраться?
Дети: да
Воспитатель: тогда вам и первое задание. Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать героя сказки и назвать из какой сказки этот герой. (Работа с презентацией- при отгадывании загадки на экране появляется картинка- ответ).
Воспитатель:
Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! («Назови героев сказки»).
- Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка? ( Алёнушка)
- Кто разбил яичко в сказке « Курочка ряба»? (Мышка).
- Кто был первым, кого повстречал на пути колобок? (заяц)
- У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (туфелька)
- Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка")
- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
- Не лежалось на окошке,
Покатилось по дорожке. («Колобок»)
- Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
- Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)
- По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)
Физминутка: «Чипполино»
Чипполино - мальчик ловкий,
Может быстро убегать. (бег на месте)
Бедному же дяде Тыкве помогает дом скрывать. (присесть, закрыв лицо руками)
Над сеньором Помидором он смеётся и не зря, (руки вверх –вниз)
А солдатиков – лимонов побеждает он шутя. (имитация бокса)
А с друзьями любит прыгать, бегать, весело скакать, (прыжки)
И летать, и плавать рыбкой, (бег на месте, прыжки на одной ноге)
Вообщем, весело играть! (хлопки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот вам второе задание: игра «Путаница». Баба Яга переписала названия некоторых русских народных сказок, чтобы запутать нас с вами, давайте попробуем исправить ошибки?(Работа с презентацией)
Царевна– индюшка
По собачьему велению
Иван – царевич и зелёный волк
Петушок – золотой пастушок
Волк и пятеро козлят
Три оленя
Катя и медведь
Курочка Галя
Редиска
Воспитатель: Как быстро вы задания выполняете, а давайте в игру с вами поиграем, игра “Назови имя”. У некоторых сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас я говорю первую половину имени, кидаю мяч, а вы называете вторую половину и возвращаете мяч обратно (например: я говорю- Бычок- вы отвечаете- смоляной бочок)
( Баба- Яга, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Иван – Царевич, Иванушка-Дурачек, Лягушка – Царевна, Лягушка-Квакушка, Зайчик-побегайчик, Мышка-норушка, Змей-Горыныч, Волчок-серый бочок, Лисичка- сестричка и т. д.)
А у нас осталось последнее задание: дидактическая игра «сказочный винегрет». Сказочница рассказывает сказку, и делает в ней ошибки, вставляя фрагменты из других сказок, дети должны их исправить.
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна-красна – у лисы избушка растаяла, а (теремок) у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала.
Идёт зайчик, плачет. Ему навстречу (колобок катится) собака: “Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?” – “Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна- у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала”. – “Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу”. Подошли они к избушке. Собака забрехала: (Козлятушки- ребятушки отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла) “Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!” А лиса им с печки: “Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!” Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: “О чём, зайчик, плачешь?” – “Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна- у лисы избушка растаяла, попросилась она ночевать, да меня и выгнала.” – “Не плачь, я твоему горю помогу”. Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: (Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?) “Поди, лиса, вон!” А лиса им с печи: “Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!” Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух: (Ко-ко-ко, не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу) “Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?” – “Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да меня и выгнала”. – “Пойдём, я твоему горю помогу”. – “Нет, петух, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать”. – “Нет, выгоню!” Подошли они к избушке. (Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку….) Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: “Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!” Лиса услыхала, испугалась и говорит: (Молочная река кисельные берега спрячь меня.) “Обуваюсь…” Петух опять: “Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!” Лиса опять говорит: “Одеваюсь…” Петух в третий раз: “Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!” Лиса выскочила из избушки и убежала в лес. И стали зайчик с петухом жить-поживать в лубяной избушке.
Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы, отлично справились со всеми заданиями Бабы Яги, спасибо вам большое, что помогли Сказочнице выбраться от Бабы Яги. Садитесь, на ковер самолет он отвезет вас обратно в сад. Дети садятся на ковер самолет. Звучит сказочная музыка, детишки закрывают глаза. Возвращаются в «группу».
Воспитатель: вот вы и вернулись, скажите вам понравилось путешествие в страну сказок, что понравилось больше всего, что вы запомнили, что узнали, что делали, а с каким настроением вы вернулись из путешествия? (ответы детей)
Воспитатель: а давайте мы поделимся нашим настроением с гостями, а для этого нужно подарить им ваши улыбки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по конструированию в старшей группе
Тема: "Волшебные цилиндры"...
Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Вишенка»Тема: «Подарок для Мурки».Программные задачи:Закрепить приемы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник).Упражнять ...
Открытое занятие по хореографии в старшей группе детского сада. «Скоро осень к нам придет»
Открытое занятие по хореографии в старшей группе детского сада "Скоро осень к нам придет". Цель занятия: Закрепление знаний, умений и навыков детей по комплексу изученных упражнений. Педагог на заня...
Открытое занятие по аппликации в старшей группе
Занятие домик для собачки, аппликация из нетрадиционного материала...
Конспект открытого занятия "Труд людей осенью" старшая группа
Презентация открытого занятия в старшей группе "Труд людей осенью"...
Конспект открытого занятия по аппликации в старшей группе (развитие речевых умений на занятиях ИЗО) «Грибочки для белочки»
аппликация...
Открытое занятие по физкультуре в старшей группе. Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры.
Задачи: 1. Упражнять в ползании. 2. Развивать ловкость и координацию. 3. В...