План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год
учебно-методический материал (старшая группа)

Кошкидько Мария Федоровна

План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год. Тема: "Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста.

Цель. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:


 

План работы по самообразованию\

На 2022 – 2023 учебный год.

 Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

 

«Речь и игра-рядом всегда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

Дата начала работы над темой – сентябрь 2022год.

Предполагаемая дата окончания работы – май 2023 год.

«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»

Актуальность темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты…);
  • повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей дошкольного  возраста.
  • обогатить предметно-развивающую среду группы
  • подготовка консультаций для родителей по данной теме
  • изготовление папок-передвижек
  • составление картотек дидактических игр по развитию речи
  • создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр,  Артикуляционной гимнастики, пальчиковых физминуток и гимнастики, сборник консультаций)
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
  • укрепить связи между детским садом и семьёй.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Повышение уровня развития речи у детей.
  2. Умение обратиться за помощью к взрослым.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие познавательной активности, творческих способностей.
  5. Умение самостоятельно играть в игры.

Для воспитателя:

  1. Новые знания о развитии речи детей.
  2. Желание работать в этом направлении.
  3. Повышение самообразования.
  4. Укрепление отношений с родителями.

Для родителей:

  1. Сближение с детьми и педагогами.
  2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Вид деятельности:

  1. Самостоятельная деятельность педагога.
  2. Составить перспективный план работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
  3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр.
  4. Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе
  5. Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты» , «Времена года» и т. д.
  6. Разработка дидактических игр: «Где то живет?», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Варим суп и компот», «Продолжи ряд»,  и т. д.
  7. Создание картотеки дидактических игр.
  8. Изготовление атрибутов к дидактическим играм.

Этапы работы над темой:

1 этап – подготовительный: Связан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие речи дошкольников через дидактическую игру». Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.

2 этап – практический: Проводить опытно-экспериментальную работу на базе детского сада.

3 этап – итоговый: Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по самообразованию.


Подготовительный этап

Методологический раздел

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценированные какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.


Практический этап

Месяц

Тема

Содержание работы

В течение года

Изучить литературу по данной теме

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

Работа с методической литературой.

Список литературы.

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение открытых занятий.

С детьми  ;- Проведение НООД и режимных моментов

Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику.  С родителями :- Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении

Сентябрь

Октябрь

Роль игры в жизни детей.

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Дидактические игры на занятиях. Беседа с детьми «Моя любимая игра»

С детьми :-Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми.

С родителями :-Консультация для родителей “Роль игры в развитие речи дошкольников».

Анкетирование

«Игра в развитии речи вашего ребенка»

Ноябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста             

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. Дидактические игры на занятиях.

Декабрь

Влияние русских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

С детьми :- Проведение речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла».

С родителями:- Папка передвижка «Как разнообразить игровую деятельность»

Родительское собрание

Январь

Игры и упражнения для развития речи детей среднего.

Говорим правильно Мастер – класс «Подготовка игры для детей своими руками»

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Подготовка дидактического материала. 

С детьми :-Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр.

Консультация для родителей.

Февраль

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Просмотр мультфильмов, слушание песен. Картотека песен, мультфильмов

Март

Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи» 

Развитие связной речи через театральную деятельность.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. «Значение дидактической игры в развитии речи ребёнка

Апрель

Игра на развитие словарного запаса.

Совместное творчество детей и родителей

 Оформление фотовыставки

«Вот как я играю в детском саду

Буклет для родителей.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Родительское собрание. Ознакомление родителей с результатами работы .

Май

Подготовка к летней оздоровительной работе.

Результаты проведенной работы по самообразованию. 

Отчет.

 


Итоговый этап

Отчет по самообразованию  воспитателя

Кошкидько М. Ф.

  1. Тема самообразования: Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
  2. Результат практической деятельности по теме самообразования

Для детей

(игры, пособия)

Для родители

(консультации, папки-передвижки)

Для педагогов

(рекомендации, картотеки)

Д\и «Дикие и домашние животные»

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Картотека словесных дидактических игр для детей .

Д\и  «Четвертый лишний»

Консультация «Развитие речи детей четвертого –пятого года жизни»

Картотека артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет.

Д\и  «Варим суп и компот»

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни»

 Памятка для родителей

Д\и  «Кто чем питается?»

Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

Советы родителям «Дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников»

Д\и  «Кто где живет?»

Буклет «Развитие речи детей 4-5»

Памятка для родителей

Д\и  «Кто где обитает?»

Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь»

 «Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста».

Д\и  «Посади божью коровку на свой листочек»

 

 

Д\и  «Продолжи ряд»

 

 

 


Список литературы

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
  4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
  5. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА
  6. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
  7. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»
  8. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
  11. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  12. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"
  13. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  14. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
  15. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
  16. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по работе с родителями 2022 – 2023 учебный год

Перспективный план по работе с родителями 2022 – 2023 учебный год...

Приказ об утверждении состава психолого-педагогического консилиума МБДОУ «Горный ДС» и плана работы ППк на 2022-2023 учебный год

Приказ об утверждении состава психолого-педагогического консилиума МБДОУ «Горный ДС» и плана работы ППк на 2022-2023 учебный годПриказ о творческой группе педагогов для разработк...

План работы наставника на 2022-2023 учебный год

План работы наставника на 2022-2023 учебный год...

Перспективный план работы с родителями 2022-2023 учебный год

Перспективный план работы с родителями по теме "Тико-мастера" 2022-2023 учебный год...

План работы ГМО на 2022 - 2023 учебный год

Организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста, профессиональной активности  и самореализации  педагогов-организаторов и учителей музыки для ...