Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».
консультация

Кудряева Ольга Павловна

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную деятельность. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx213.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

http://itd3.mycdn.me/image?id=872694658242&t=20&plc=WEB&tkn=*UthQ52DF1JDAZEwokMXY2mJ3QaE

 2019

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную деятельность. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Цель и задачи обучения и воспитания дошкольников должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Статья 44 Закона об образовании РФ, гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А также о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Семью часто называют “школой чувств”, так как в семье в общении с родными у ребёнка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. И нужно учитывать такой момент, что влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает и обучает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют данную деятельность. На ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают и учат своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих, любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной образовательной организации, на основании Закона об образовании и ФГОС ДО, заложены следующие принципы:

• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

• единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

• помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и конечных результатов.

Таким образом, мы видим, что родителям и другим членам семьи обучающихся отводится роль участников образовательных отношений с выполнением всех предполагаемых функций.

Какова польза от сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и образования детей?

Чем больше (разностороннее) взаимодействие между членами семьи и сотрудниками детского сада, тем легче и естественнее решаются педагогические задачи и тем меньше нагрузка на ребенка.

Польза для детей:

- дети чувствуют настоящий взлет самосознания и гордости, если их родители принимают активное участие в жизни группы;

- между детьми и родителями устанавливается чувство взаимной заинтересованности;

- ребенку проще достигнуть взаимопонимания по поводу детсадовских событий;

-дети получат опыт общения с другими взрослыми (не родители и не воспитатели), имеющими другой социальный опыт, другой стиль речи;

-дети из неполных семей смогут частично реализовать потребность в общении, получат другие знания, получат больше внимания.

Польза для родителей

- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенка

видят, как их ребенок общается с другими;

- начинают больше понимать в детском развитии;

- получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;

- обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

- знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали;

- устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;

- получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

Польза для воспитателей:

- проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

- понять, как родители мотивируют своих детей;

- увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;

- узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах);

- получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.

Есть много возможностей для участия родителей в ежедневной жизни группы. Варианты выбора:

- участие в работе утреннего сбора и в работе в Центрах активности. Родители могут предлагать свои идеи по темам проектов, содержанию, приносить материалы или книги, делиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого не нужно обладать педагогическими способностями - дети будут рады, если родители просто будут в группе, поговорят, поиграют с ними. Можно не включаться в игры и занятия, просто понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.

- участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы на интересующие их темы и у воспитателей не всегда есть нужные знания. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой;

- можно быть руководителем кружков или студий;

- посещение с детьми группы организаций, музеев, выставок;

- участие в работе семейной гостиной – помощь в консультировании или обучении других родителей, в выдаче книг и игрушек;

- помощь в пополнении фондов детского сада за счет игрушек и книг, журналов и материалов, которые больше не нужны;

- персональные проекты

-творческие встречи/выставки/фотоотчеты и т.д.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты образовательной и воспитательной работы.

Самыми востребованными являются досуговые формы организации взаимодействия детского сада и семьи. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества.

Для плодотворного сотрудничества и взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения родителям необходимо регулярно в процессе индивидуального общения с педагогами обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

https://xn--44-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/d50b379911441fb3ec64fe072299881b_big.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....

Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

Польза для родителей- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенкавидят, как их ребенок общается с другими;- начинают больше понимать в детском развитии;- получа...

2022 год Консультация для педагогов "Современные подходы и аспекты к обеспечению и совершенствованию физического развития детей дошкольного возраста"

2022 год Консультация для педагогов "Современные подходы и аспекты к обеспечению и совершенствованию физического развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей  дошкольного возраста»...