Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».
консультация
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную деятельность. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 213.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».
2019
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную деятельность. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Цель и задачи обучения и воспитания дошкольников должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Статья 44 Закона об образовании РФ, гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А также о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Семью часто называют “школой чувств”, так как в семье в общении с родными у ребёнка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. И нужно учитывать такой момент, что влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает и обучает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют данную деятельность. На ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают и учат своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих, любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольной образовательной организации, на основании Закона об образовании и ФГОС ДО, заложены следующие принципы:
• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
• единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
• помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и конечных результатов.
Таким образом, мы видим, что родителям и другим членам семьи обучающихся отводится роль участников образовательных отношений с выполнением всех предполагаемых функций.
Какова польза от сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и образования детей?
Чем больше (разностороннее) взаимодействие между членами семьи и сотрудниками детского сада, тем легче и естественнее решаются педагогические задачи и тем меньше нагрузка на ребенка.
Польза для детей:
- дети чувствуют настоящий взлет самосознания и гордости, если их родители принимают активное участие в жизни группы;
- между детьми и родителями устанавливается чувство взаимной заинтересованности;
- ребенку проще достигнуть взаимопонимания по поводу детсадовских событий;
-дети получат опыт общения с другими взрослыми (не родители и не воспитатели), имеющими другой социальный опыт, другой стиль речи;
-дети из неполных семей смогут частично реализовать потребность в общении, получат другие знания, получат больше внимания.
Польза для родителей
- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенка
видят, как их ребенок общается с другими;
- начинают больше понимать в детском развитии;
- получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;
- обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
- знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали;
- устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;
- получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.
Польза для воспитателей:
- проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
- понять, как родители мотивируют своих детей;
- увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
- узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах);
- получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.
Есть много возможностей для участия родителей в ежедневной жизни группы. Варианты выбора:
- участие в работе утреннего сбора и в работе в Центрах активности. Родители могут предлагать свои идеи по темам проектов, содержанию, приносить материалы или книги, делиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого не нужно обладать педагогическими способностями - дети будут рады, если родители просто будут в группе, поговорят, поиграют с ними. Можно не включаться в игры и занятия, просто понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.
- участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы на интересующие их темы и у воспитателей не всегда есть нужные знания. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой;
- можно быть руководителем кружков или студий;
- посещение с детьми группы организаций, музеев, выставок;
- участие в работе семейной гостиной – помощь в консультировании или обучении других родителей, в выдаче книг и игрушек;
- помощь в пополнении фондов детского сада за счет игрушек и книг, журналов и материалов, которые больше не нужны;
- персональные проекты
-творческие встречи/выставки/фотоотчеты и т.д.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста.
В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты образовательной и воспитательной работы.
Самыми востребованными являются досуговые формы организации взаимодействия детского сада и семьи. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества.
Для плодотворного сотрудничества и взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения родителям необходимо регулярно в процессе индивидуального общения с педагогами обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...
"Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ"
Материал по работе родителями...
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....
Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».
Польза для родителей- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенкавидят, как их ребенок общается с другими;- начинают больше понимать в детском развитии;- получа...
2022 год Консультация для педагогов "Современные подходы и аспекты к обеспечению и совершенствованию физического развития детей дошкольного возраста"
2022 год Консультация для педагогов "Современные подходы и аспекты к обеспечению и совершенствованию физического развития детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...