Консультация для педагогов на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников
консультация (младшая группа)
Цель: формирование понимание у детей добра и зла посредством русской народной сказки.
Задачи:
- учить регулировать свое поведение нравственной нормой;
- развивать воображение, развивать речь, память детей;
-формировать понимание добра и зла ;
- воспитывать доброту, терпимость, взаимопомощь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Консультация для педагогов на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников»
Выполнила:
Полевая Н.А.
воспитатель
г. Сухиничи, 2024год.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.
Сказка – это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально-личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
Сказка – это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в младшем дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально-личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития.
Значение сказки в развитии детей младшего возраста.
Основной механизм воздействия сказки – через эмоциональное переживание. Помните и о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, начинают раньше говорить, при этом речь у них более грамотна, логична, эмоциональна, более развит интеллект.
- Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума.
- Сказке мы обязаны возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. Трудно отрицать роль сказок в развитии детей.
- Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками и с взрослыми.
- Сказка владеет вниманием ребенка, возбуждает его любопытство, обогащает жизнь, стимулирует его воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствует повышению уверенности в себе и своем будущем.
- Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение.
Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. С помощью народных сказок у детей воспитывается такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя (понятия добра и зла)
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат, как дружба помогает победить зло; сказка «Волк и семеро козлят» учит как добрые и миролюбивые герои побеждают. Все эти сказки не дают прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в их содержаниях всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Мы знакомим детей со сказкой, читая, рассказывая их, прослушивая аудиозаписи или просматривая видеозаписи. При этом вовлекаем детей в:
– Театрализованную игру, которая является богатейшим полем для развития творчества детей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры.
– Игры-драматизации (инсценировка, игры с пальчиками). В них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Вывод
Делая вывод можно отметить, что сказки воспитывают в ребёнке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, развивают интерес к культуре и к историческим событиям, способствуют развитию социальных отношениях в обществе, воспитывают любовь к Отечеству. По мнению американского психолога Эрика Берна, сказка, услышанная в детстве, может стать основой жизненного плана человека и определить его судьбу. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения – все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать, творить добро, а значит, станет более счастливым!
Таким образом, сказка должна привлекать внимание ребенка, возбуждать его любознательность, обогащать жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, – помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. » Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию по...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль сказки в социально-личностном развитии детей"
Выступление на педсовете....
Роль сказки в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, ...
Проект Тема: «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».
Проект. Тема: «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятель...
Консультация для педагогов «Роль сказки в социально-личностном развитии младших дошкольников»
Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уров...
Консультация для педагогов на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников»
Цель: формирования представления о роли и значения сказки в жизни дошкольников.Задачи: повышение педагогической и коммуникативной компетенции педагогов в социально – личностном развитии де...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»
Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»Сказка в жизни ребенка – это не является просто вымыслом, фантазией, это особенная реа...