Доклад на тему: «Пластилинография, как современное средство образовательного процесса».
материал

ЯцуненкоГалина Ивановна

                      Термин «пластилинография» образован от двух основ: пластилин – пластический материал определенного состава и графо – пишу, изображаю. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография – один из видов изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОКЛАД22.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ  

 «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7

Доклад на тему:

  «Пластилинография, как современное средство образовательного процесса».

                                                                                        Подготовила:

Яцуненко Г. И.. – воспитатель

высшей квалификационной категории

2024г.

                 Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют! И маленькие детские ручки постоянно заняты! Таким образом, сами того не зная, дети прекрасно развивают мелкую моторику рук, что напрямую связано с развитием памяти, внимания, мышления и речи. Для тренировки и развития мелкой моторики хорошую помощь оказывают занятия пластилинографией, которые также способствуют развитию творческих способностей, воображения, фантазии. У малышей пробуждается эмоциональная отзывчивость, что благотворно влияет на общее развитие организма. Дети учатся воспринимать окружающий мир и по-своему выражать свои чувства и эмоции.

                      Термин «пластилинография» образован от двух основ: пластилин – пластический материал определенного состава и графо – пишу, изображаю. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография – один из видов изобразительной деятельности.

                  Пластилинография по технике исполнения имеет свою классификационную характеристику. Так, отталкиваясь от материала-основы, пластилинография подразделяется как созданная

• на бумаге,

• на картоне,

• на пластике,

• на обычном или органическом стекле,

• на керамической плитке и под.

По способу создания изображения пластилинография бывает

• прямая. Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки. Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.

• витражная, или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.

• мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.

• контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.

• многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

                      Пластилинография – новое направление в работе с пластическим составом – открывает иные возможности знакомого материала, поскольку ребенок узнает, что пластилином можно еще и рисовать. При помощи воспитателя ребёнок активно осваивает новую технику, развивает не только свои творческие способности и пластику своих рук и пальцев.

Работа с пластилином, процесс лепки помогает ребенку выразить себя, свои эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему; формировать эстетический вкус, развивать координацию восприятия и отражения реальности. Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, способность отчетливо ощущать пластичность, форму и вес материала. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает, раскатывает и лепит различные формы, что делает руку более гибкой и послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

                  Занятия пластилинографией имеют не только практическое значение, но и воспитательно-образовательное. Дети расширяют свой кругозор, приобретают новые знания об окружающем мире, отрабатывают новые умения, навыки. Малыши постепенно и незаметно для самих себя овладевают искусством планирования и учатся всегда доводить работу до конца.

                    Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид продуктивной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

                    Пластилинографией занимаются, как правило, в старшем дошкольном возрасте, используя различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д. Однако начинать заниматься ей можно раньше. Так, дети в 1,5 – 2-х летнего возраста с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.

                      Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству пластической скульптуры, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового образа и его рисунка, конструкции, которые неизменно отличаются оригинальностью.

                      Старшего дошкольника характеризует стремление к активной деятельности, интерес к миру и любопытство, его отличает способность к речевому комментированию любого процесса и результата собственной деятельности, достаточно развитое воображение. С любознательностью связана его инициативность, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения. Однако его обличается также и неустойчивость внимания, подвижность интересов, не всегда он усидчив и терпелив и не всегда способен преодолевать трудности кропотливой работы. Все эти качества учитывает воспитатель при организации работы на занятиях пластилинографии, неизменно проходит на помощь, подсказывая мотивацию в работе над завершением продукта.

                   Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности и развитости детей старшего дошкольного возраста выступают следующие предпосылки: понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, владение способами выполнения работ творческого характера, наличие фантазии и развитого воображения; появление настойчивости, старательности, добросовестности; умение преодолевать возникающие трудности и доводить начатую работу до конца; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

                     Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.

                    Вторым важным условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.

                    Третьим условием развития творческих способностей является обучение конкретному творческому действию, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Конечной целью этого обучения должны быть новые знания, более гибкие, вариативные умения, универсальные (т.е. применимые в разных условиях) навыки. В противном случае ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к данному виду творчества, а на занятиях появляется спад его творческой активности.

                   Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания состоит в предложении действенных мотивов поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной руководителем и организатором работы.

                    Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны творчества – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое».

                      Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда. Решающая роль отводится специальной микросреде, в которой формируется ребенок, но в первую очередь – семье. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность, понимаемую двояко: как гармонию отношений между родителями, и как гармонию отношений между родителями и детьми;

 2) творческая/нетворческая личность как образец подражания или субъект идентификации ребенка;

3) общность/отсутствие интеллектуальных интересов членов семьи;

4) наличие определенных ожиданий родителей по отношению к ребенку (например, ожидание достижений).

Цель и задачи, решаемые в процессе работы с пластилином:

Цель: Развитие ручной моторики у детей дошкольного возраста через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи:

Образовательные:

  • осваивать техники работы с пластилином, передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
  • формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета
  • создавать условия для развития ребенка как личности, художника.

Развивающие:

  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • формировать эстетический и художественный вкус.
  • развивать координацию движений рук, глазомер;
  • освоить основные приемы применения пластилина (раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание ) для

создания изображения  на горизонтальной поверхности.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • прививать основы культуры труда.
  • воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

                Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

                  Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»....

Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)

Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)....

Доклад на тему:«Лэпбук как современное средство обучения дошкольников»

Лэпбук как современное средство обучения дошкольников...

Доклад на тему "Применение игровых технологий в образовательном процессе доу с детьми среднего возраста "

Мой доклад на тему "Применение игровых технологий в образовательном процессе доу"...

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»

    Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном...

Нетрадиционная техника работы с пластилином – пластилинография, как современное средство образовательного процесса.

Нетрадиционная техника работы с пластилином – пластилинография, как современное средство образовательного процесса....

Доклад на тему:"ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ".

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ....